Кто должен заниматься городом? Об идеальном благоустройстве и «Тройке»

Даниил Бессонов / Из личного архива

За последние несколько лет областная столица, а вслед за ней и многие райцентры из советских, промышленных городов превратились в современные, модные, туристические площадки, где с радостью отдыхают сами горожане и гости региона. О том, что стоит за этими преображениями и можно ли достичь идеала говорим с руководителем «Станок.Проекты» Даниилом Бессоновым.

   
   

- «Станок.Проекты» – это направление нашей работы, связанное с урбанистикой и городской средой. Раньше все это называлось «Городскими Реновациями». Тогда мы договорились работать как региональное отделение этой федеральной организации. Но наши методы не очень совпадали. Мы, как команда, интересуемся конкретными проектами, в которых можно поучаствовать или создать здесь и сейчас. «Городские реновации» больше про гранты, форумы, образование, помощь в реализации государственных программ вроде конкурса малых городов и исторических поселений. Это оказался не наш формат. Но суть и цели прежние – посильное участие в развитии городской среды, - вводит в курс преобразований Даниил.

Фото: АиФ/ Кирилл Романов

Заработать репутацию

- Вы – молодая, активная команда. Как долго пришлось доказывать городской власти, что вы знаете своё дело и реально хотите и можете помочь?

- Диалог пришлось выстраивать целый год, прежде чем нас начали как-то воспринимать. К кому-то мы приходили на встречи. С кем-то мне удалось познакомиться, благодаря основной работе в медиа-сфере.

Вообще, работа журналиста  очень помогает налаживать контакты. Но одно дело писать и снимать видео, другое – заниматься общественной деятельностью. Здесь самым сложным было начать. Первые проекты благоустройства мы делали совместно с частной компанией, у которой есть опыт. Дальше было легче.

- Одна из ваши инициатив – дизайнерское оформление транспортной карты «Тройка». Знаю, что лично для тебя этот проект был очень важен. Почему?

- Это важно по нескольким причинам. Во-первых, за дизайн голосовали сами туляки – это показывает, что их решение важно. Второе – это возможность молодым дизайнерам показать себя, реализовать свой потенциал. У них появилась площадка, на которой можно творить и получить обратную связь. Третье – для меня проект стал показателем, что менять что-то по собственной инициативе вполне возможно.

   
   

-  Кстати, о транспорте, как думаешь, проезд в ближайшее время подорожает?

- Слышал, что минтранс прорабатывает возможность повышения стоимости. Если это случится, в конечном итоге нас ждёт такая же ситуация, как и в Москве – разовая поездка в метро стоит 60 рублей, но все оплачивают «Тройкой» по 42. В Туле между оплатой по ней и наличными - 6 рублей. Если эта разница будет увеличиваться, то эта карта вполне может вытеснить остальные способы оплаты.

Досье
Даниил Бессонов. Родился в Туле 18 апреля 1996 года. Работает в сфере журналистика и PR,. Был корреспондентом Агентства Социальной Информации, Общественного Телевидения России, создатель медиапроекта «Станок». Ранее – директор общественной организации «Городские реновации» в Тульской области. Не женат.

Стандарт – это не плохо

- Скоро снова лето, начнется озеленение, в том числе и на проспекте Ленина. Как тебе последний проект, представленный общественности?

- Проект озеленения проспекта Ленина учитывает главное – уже взрослые саженцы деревьев высотой в пять метров. Это очень хорошо. Сам проект довольно стандартный, но в этом нет ничего плохого. Дизайнерские изыски зачастую стоят необоснованно дорого. Единственное, что может смущать, преимущественно аллергиков – это липа. 

- Ваша команда также участвует в благоустройстве дворов. Как вас можно привлечь?

- Что касается нашего участия в благоустройстве, мы не подрядчик и не орган власти, поэтому можем помочь только там, где уже принято решение и выделены средства. Например, в случае с двором на пересечении Кирова и Епифанской, мы разрабатывали концепцию и предпроектное предложение. Поучаствовать в создании этого пространства нам предложила местная власть. Сразу отмечу, что денег за это мы не берем.

- Который год в Туле проходит голосование за объекты благоустройства – скверы, общественные пространства, дворы. Насколько результаты объективны, по твоему мнению?

- Голосования – это хорошо. Но нужно учитывать, что в таком формате распределения средств, выигрывают те объекты, в которых заинтересованы наиболее активные граждане, голосующие сами и привлекающие знакомых к голосованию. Объективными они станут тогда, когда в них начнут участвовать все жители города. Но это уже больше философский вопрос – кто здесь кому должен: должны ли власти привести каждого за ручку или жителям нужно самим проявлять инициативу.

Идеал возможен с нуля

- Где в областном центре наилучшие идеи по благоустройству и организации пространства?

-  Платоновский парк. Здесь очень уютно, и самое высокое качество выполнения работ, что я видел в городе. Стыки плитки в Платоновском – отдельное искусство.

Платоновский парк. Фото: АиФ/ Кирилл Романов

Казанская набережная. Самое важное здесь – это множество активностей, собранных в одном месте. Здесь не всё идеально, но сказывается высокая проходимость.

Казанская набережная. Фото: АиФ/ Антонина Позднякова

13-ая провинция (двор на ул. Металлистов). Камерное и очень уютное место, особенно в вечернее время.

Территория «Октавы». У этого места огромный потенциал, если разнообразить его уличными активностями.

Кластер "Октава". Фото: АиФ/ Романов Кирилл

Придомовая территория ЖК «Современник». Это пример хорошего благоустройства территории. Не знаю, насколько там уютно, но на фоне большинства дворов девятиэтажек, более чем.

- Каким должен быть идеальный город?

- Идеальный город можно создать только с нуля. Это место, в котором развлекательная и деловая инфраструктура разбросана по городу, чтобы люди не концентрировались в одном месте, вызывая толпы и пробки. Вслед за этим появится экономическая выгода развивать все маршруты, а не только магистральные, люди начнут работать не только в центре или предприятиях на окраине, но и в районах, в которых живут. Такое понятие как «спальный» район исчезнет, а потребность в качественном благоустройстве появится повсеместно, а не только в основных местах отдыха. Но через несколько поколений и он может перестать быть идеальным.

Меняются люди, рынок труда, потребности, экономика, транспорт, но города так быстро меняться не могут.

Конечно, в случае Тулы, как и практически любого города, это невозможно. Наш город в современном своём виде – наследие советской эпохи. Сейчас поменялась страна, экономика, рынок труда, люди, потребности, транспорт, но города так быстро меняться не могут.

Возьмите те же трамваи. Все урбанисты говорят, как они важны и хороши. Да, но это справедливо, когда они логично вписаны в общую маршрутную сеть города и обособлены от автотрафика. В Туле трамвай был сделан, чтобы со всего города собирать людей и везти их на предприятия. Тогда это было очень важно. Сейчас у транспорта немного другие задачи. Если вам нужно добраться, скажем, с Зеленстроя в центр на работу, вы вряд ли выберете трамвай, даже если вы его фанат. И так практически во всём. Но делать что-то нужно. В первую очередь это развитие общественного транспорта, благоустройство ключевых мест отдыха людей, ревитализация советской застройки.

-  Есть ощущение, что сейчас городом готова заниматься молодёжь, а люди за 40 давно махнули рукой…

-  Возраст – интересная тема для общественной жизни. Политическую реальность определяют как раз люди за 40. В основном, с помощью участия в выборах. А развивать город и говорить об этом вызывается как раз молодёжь. Но быть готовым и действительно заниматься – разные вещи.

Я в этом плане скорее признаю, что помимо органов власти, развитием города хочет заниматься бизнес.

Благодаря вложениям предпринимателей преобразовался тот же Платоновский парк и создан кластер «Октава». Архитектурное бюро сделало отличный проект «Красной площади» в Венёве и площади в Новомосковске. Да, они заработали на этом, но это участие в развитии, потому что сделали работу хорошо. Союз Архитекторов скоро будет реставрировать своё здание. Это тоже развитие города.

Молодёжь скорее создает информационное поле и социальный запрос на эти изменения, что тоже очень важно.

В результате к лучшему результату приводит взаимодействие спонсоров, представителей власти и горожан.