Нина Романова долго мечтала уехать из родной Тульской области в Крым. О том, что из этого вышло, она рассказала «АиФ в Туле».
Дело не в юге, а в Крыме
Иван Рогов, «АиФ в Туле»: Нина, вы родились и выросли в Щёкине (райцентр в Тульской области - ред.). Что вас заставило покинуть родные пенаты и устремиться на юг?
Нина Романова: Дело не в том, что это юг, а в том, что это Крым. Первый раз меня привезли сюда в возрасте трёх с половиной лет. Я, конечно, слабо всё помню, но знаю, что это был автокемпинг под Судаком, а идея была дедушкина. Своя машина давала такую возможность, вот и повёз всю семью.
И в 2007 году - уже самостоятельная поездка. Сразу влюбилась в Южный берег Крыма (ЮБК), почти каждое лето приезжала. Для меня ещё было важно, что дочке здесь хорошо: климат для детей очень подходит. Да и сама я не очень люблю холод Центральной России, лишний раз в этом убедилась, приехав в конце февраля - начале марта в родное Щёкино. Были планы купить небольшой домик на ЮБК, ещё в бытность полуострова в составе Украины. По разным причинам эти планы не сбылись, но желание переехать только усиливалось.
- И когда удалось переехать, это уже был Крым российский?
- Да. Окончательный переезд состоялся в 2015 году. Нужно было утрясти некоторые дела, да и разрывать учебный год девочке не хотелось.
- Ну а что касается работы, жилья? Стоила ли игра свеч?
- У нас с мужем был бизнес в Щёкине в сфере ремонтно-строительных работ. Я ему помогала. Валютный кризис 2014 года и перемещение конкурирующих в этой сфере организаций по регионам привели к тому, что поддерживать его стало очень сложно. Удержаться на плаву не удалось. Начинать что-то другое, новое в Щёкине было, скажем так, проблематично. В этом смысле идея переехать в Крым оказалась как нельзя более кстати.
«Менталитет остался прежним»
- Вы решили наладить бизнес там?
- Такие мысли были и остаются. Но надо хорошо понимать, что происходит в Крыму…
- И что же?
- Есть такое понятие «болезнь роста». Наверное, к тому, как меняется жизнь на полуострове, оно хорошо подходит. Здесь хочется перефразировать одно едкое выражение: Крым и крымчан можно вытащить с Украины (что и было сделано), но вытащить Украину из них гораздо сложнее. За почти 25 лет люди там привыкли к другому. Другая страна, другие законы, другая система отношений с властью, да много ещё чего. А с 18 марта 2014 года они в России. Теперь нужно привыкать к тому, что и законодательство строже, и коррупция, пусть и существует, куда ж без неё, но так, как она процветала при Украине, такого больше не будет, а менталитет у людей остался прежним.
Отсюда и определённое недовольство: как же так, голосовали за матушку-Россию, а теперь мне не дают узаконить дом, который я построил без разрешения или за взятку.
Как человек, проработавший некоторое время в юридической службе администрации Щёкинского района, вижу, насколько сложно адаптируются к работе в новых условиях крымские чиновники. Отсюда и кадровая чехарда, и уголовные дела, и «посадки». Портреты и флаги в кабинетах они поменяли, кто-то форму другую надел, но головы-то прежние остались.
Есть в Крыму и такие граждане, которые считают, что в составе Украины было бы лучше, но их немного. Они не понимают, что и Украина уже другая, той, что была до 2014 года, больше нет. И какие были бы последствия, останься Крым один на один с этой новой майданной властью, не осознают.
Четыре года назад люди хотели быстрых перемен к лучшему. Они идут, но не так быстро, как им хотелось бы. И, как это часто бывает, кто-то кивает на соседа, чиновника, ещё на кого-нибудь. А сам врезает трубу своей канализации в ливнёвку, и это всё потом течёт в море. Цены на жильё задрали для отдыхающих, плюс авиабилеты подорожали, турист уже не так активно едет, а виним кого угодно, только не себя. Нужно понимать и другое: жизнь в России крымчане раньше видели всё-таки со стороны, а она ведь тоже далеко не идеальна. Есть проблемы и с социальной сферой, и с ЖКХ, и с инфраструктурой.
Тем не менее многое меняется: строятся Крымский мост, автотрасса «Таврида», новый терминал аэропорта, автостанция рядом с ним, ремонтируются дороги, обновляется общественный транспорт, благоустраиваются города и посёлки, наводится порядок в некогда хаотичной точечной застройке. Школы, больницы, дома культуры получают новое оборудование, материалы, реквизит. Да и люди потихоньку меняются. Скажем, всё реже можно увидеть пьющих пиво в общественных местах, чище гораздо стало, но проблем всё равно хватает. Была бы воля их решать!
- Как вы в итоге устроились в Крыму?
- Сначала нашли съёмную квартиру в Ялте. И, надо сказать, с момента воссоединения с Россией жильё в Крыму всё дорожает. И не только жильё - это касается и продуктов, и многих других товаров и услуг. Проезд, правда, в общественном транспорте дешевле, чем в Центральном регионе, несмотря на высокую цену бензина, который здесь значительно дороже, чем, например, в Туле или даже в соседнем Краснодарском крае.
Так вот - о жилье. Сначала снимала в Ялте, какое-то время и работала там. Потом нашла работу в одном из санаториев Фороса. Административно это тоже территория городского округа Ялта, в реальности же - порядка 40 км каждый день в одну сторону, в том числе по горному серпантину, к которому, впрочем, я уже привыкла. Ездить было тяжеловато, но опять же из-за школы пришлось потерпеть. Потом мы с дочкой переехали в Форос, здесь она пошла в школу, а до работы теперь совсем рядом.
- Жильё тоже снимаете?
- Да. И аренда, как я уже говорила, и тем более покупка здесь дорогие. Ценовая политика ориентирована не на местных, а на приезжих, которых всё больше. Для них цены тоже порой представляются высокими, для местных же они часто просто неподъёмные. Строить больше надо, тогда и жильё станет доступнее. Да и зарплаты здесь невысоки.
Почувствуйте разницу
- Вы с этим столкнулись?
- Да, порой туго приходилось. Но я слишком долго шла к своей мечте жить в Крыму, на его Южном берегу, чтобы отступать. Да и трудностями меня, девочку из многодетной семьи, не испугать. Наверное, ещё с подросткового возраста многие проблемы в семье приходилось решать мне. Почему-то взрослые уже тогда посчитали, что у меня получится, что смогу. Вот и решаю - до сих пор.
- У вас была возможность сравнить качество и вообще систему образования в родном Щёкине и здесь, в Крыму…
- Разница есть, и заметная. Здесь требования не такие строгие, если же говорить об уровне, не уверена, что он выше, чем в Щёкине. И это тоже одно из проявлений «болезни роста». Расти есть куда.
- А как вообще Крым вас встретил? Как складывались отношения с коллегами, соседями, появились ли друзья?
- В первую очередь появилось очень много «друзей», когда они узнали, что я переехала в Крым. Сначала принимала, но потом злоупотреблять стали, поэтому с некоторых пор у меня подход другой: приезжайте - не вопрос, помогу снять жильё подешевле.
Что же до отношений с местными… Всякое было. Даже в шутку «москалькой» называли. Кто-то косо смотрел: мол, приехала тут жизни нас учить. На самом деле ни разу не считала себя здесь лучше или выше кого-то. Просто делала свою работу. Делала, наверное, что-то по-другому. Возможно, это было заметно.
Но в целом всё нормально. И друзья здесь появились, и с коллегами сложились ровные отношения. Надеюсь, что и на карьерный рост смогу претендовать в обозримом будущем.
Аргумент в борьбе
- С точки зрения достопримечательностей и всего того, что обычно интересует туристов, Крым для вас уже непривлекателен?
- Нет, почему же! Бывая здесь с 2007 года и даже переехав сюда, продолжаю его открывать для себя. Ведь Крым - это не только море, здесь очень много всего интересного. Это и древнегреческий след, и пещерные города караимов, и татарская культура, и места русской и советской воинской славы. И потом, Крым - очень разный. Он и степной, и горный, и ЮБК с его средиземноморским климатом.
Если честно, побывав недавно в Сочи, в том числе в Красной Поляне, поняла, что здесь ещё до этого уровня, как говорится, топать и топать. Хотя горнолыжные спуски и у нас могли бы стать не хуже - на Ай Петри, например. И туристический потенциал в целом огромен. В этом смысле всё уже придумано до нас. Большой Сочи смог стать всесезонным курортом. Нам надо в этом же направлении двигаться. И народ уже поехал не только за морем и солнцем, но и за впечатлениями. Хотя и рекреационный сегмент вполне может работать круглогодично. Скажем, бассейн с подогреваемой морской водой - хороший аргумент в борьбе за туриста. Но и сервис надо подтягивать, людей обучать, воспитывать, если угодно.
Большая надежда на открытие моста, но, если честно, многие не верят здесь, что он останется бесплатным. Есть и те, кто уже упражняется в подсчётах возможных тарифов на проезд. Но на один только мост не нужно уповать и надеяться. Иначе может произойти так же, как в 2014-2015 годах: на волне воссоединения народ поехал сюда, а потом, разочаровавшись в сервисе, качестве дорог, ценах, переключился на другие направления. Вот и с мостом не случилось бы так. Работать нужно, тогда всё получится! А всех россиян и крымчан поздравляю с тем, что мы уже четыре года вместе!