Комиксы по Достоевскому. С чего начать знакомство с корейской культурой?

Анастасия Калинина / Из личного архивa

«Привет! Я пишу сценарии для комиксов и рассказываю о комикс-индустрии», — так начинается статья-знакомство на странице тульской журналистки Анастасии Калининой. Написала — сделала. И рассказала tula.aif.ru, почему комиксы - это не только для детей, есть ли в России свои авторы и что такое вебтуны.

   
   

Всё вело к этому

Антонина Афанасьева, tula.aif.ru: Как ты стала сценаристом комиксов?

Анастасия Калинина: Сценаристом комиксов я стала случайно, но, с другой стороны, все в моей жизни к этому вело. Я очень люблю читать и живопись. В школе я даже утащила из библиотеки и не вернула старенькую книжку «Беседы о русских художниках». Там были совершенно жуткие, чёрно-белые и размазанные репродукции картин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» Ильи Репина, «Три богатыря» Васнецова, «Курсистка» Ярошенко. Но они необычайно очаровывали меня — ведь эти картины больше, чем просто изображение. В каждой — тонны спрятанной, заложенной художником и неочевидной информации. История, тайна, загадка. Литература, плюс любовь к живописи и постоянное сочинение историй, которым развлекаюсь, сколько себя помню — в один прекрасный момент всё это привело к тому, что я написала свой первый сценарий комикса. Это случилось в 2021 году. Я написала сценарий про парня, который заблудился в метель на Ямале. Его нашли только через три дня — но молодой человек совсем не пострадал. Ямальца спасла традиционная шуба-малица, одежда местных оленеводов. В ней, как в маленькой юрте, парень три дня ждал помощи — и дождался. Комикс по сценарию рисовал Влад Смирнов, художник из Нижнего Новгорода. Эта дебютная для меня история вошла в сборник «Ямальский комикс», что было очень-очень круто.

— Ты специализируешься на создании нового формата историй — вебтунов. Что это такое?

- Вебтуны — это просто цунами в мире современных комиксов. Слово складывается из двух английский, web (сеть) + cartoon (мультик, картинка). Эти комиксы предназначены для чтения со смартфона. Явление зародилось в Южной Корее. Первоначально в электронный формат были переведены отсканированные бумажные комиксы. Позже контент стал создаваться специально для удобного чтения онлайн. Сейчас на платформах корейских издателей в комиксы добавляются звуковые и анимационные эффекты. Вебтуны невероятно популярны, они буквально сметают конкурентов.

Для понимания масштаба: одно корейское издательство вебтунов получает в год доход больше, чем вся американская индустрия комиксов, и Марвел, и DC, и все-все-все производители США.

Особенно популярные истории из смартфонов перекочевывают на бумагу, например «Предания Олимпа», «Поднятие уровня в одиночку» и др.

   
   

— Получается для их создания нужен не только сценарист и художник, но и программист?

— Не нужен. Чтобы залить комикс в интернет, достаточно знаний рядового пользователя, даже если речь идёт о выкладке истории в приложение для чтения вебтунов.

Вообще команда по созданию комикса может быть очень разной. Чаще всего в России историю создаёт художник. Он придумывает сюжет и воплощает его. Истории обычно выкладываются на онлайн-площадках. Но тянуть комикс в одну лямку очень тяжело.

Сейчас я наблюдаю новую тенденцию. Зарождается сообщество сценаристов комиксов, людей, которые сами не умеют рисовать, но могут сочинять интересные истории. Художники, которые попробовали работать со сценаристами, понимают, насколько это удобнее.

Авторы и соавторы находятся в интернете. Если довольно долго искать художника, приставая ко всем, кого находишь со своими сценариями, они, как правило, находятся. Часто авторы годами могут не видеться вживую, но это работе не мешает. У нас была история, когда художник работал в Екатеринбурге, я — в Туле, а наш переводчик — в Канаде.

Там, где индустрия более развита — в США, Японии, Корее, Индонезии, Франции и пр., команда авторов может разрастаться до очень больших размеров. К созданию истории подключаются художники по фонам и по цвету, продюсеры, редакторы — это, конечно, позволяет выдавать истории очень высокого уровня.

«Картинки для дурачков»?

— С чего начать знакомство с комикс-культурой новичку?

— Комиксы — явление специфичное. И совершенно нормально, что кому-то они могут не нравиться, какими прекрасными, сложными или многогранными бы ни были. Посоветовать первый комикс, чтобы человеку понравилось, задача трудная. Но я попробую.

Если вы любите литературу, начните с адаптаций книг. Есть графические романы «Хаджи Мурат» и «Воскресение» по Льву Толстому. Есть «Братья Карамазовы» по Федору Достоевскому. Невыносимо пронзителен «Дневник Яны Франк».

Если вы предпочитаете сериалы, вас могут заинтересовать комиксы, которые легли в основу экранизаций. Например, «Ван Пис», «Мы все мертвы», «Зов ада», «Милый дом».

Любите дорамы? Тогда вам прямая дорога к романтическим вебтунам «Истинная красота», «Клетки Юми» и другим историям.

Если вы обожаете аниме, то вам, скорее всего, понравится «Башня бога» или «Поднятие уровня в одиночку».

Лично мой топ прочитанных историй 2023 года — «Мой друг Дамер», «Нечто убивает детей» и «Множество смертей Лейлы Старр».

— Многие считают, что аниме, комиксы, манга — всё это для детей...

— Стереотип «комиксы это для детей», или, в крайней форме, «комиксы — это картинки для дурачков, которые не умеют читать» — довольно распространенное явление. Но там, где комиксы существуют достаточно давно, например, в США, Южной Корее, Франции, Великобритании, Индии, стереотип со временем сходит на нет. У нас такого пока не случилось — наша комикс-индустрия только набирает обороты.

Кроме того, в СССР в период Холодной войны комиксы подвергались травле, как все американское, неправильное, мерзкое. В очернении комиксов принял участие даже Корней Чуковский. Правда, позже, в своих дневниках он сожалел об этом. Но, как мы видим, скептическое отношение к историям в картинках, осталось.

Думаю, лет через 10 взрослые дяди и тети с томиками комиксов в общественном транспорте перестанут вызывать удивление. А определение комикса как «картинки для дурачков» сменится на «произведение на стыке живописи и литературы для ценителей прекрасного».

— С чего началась комикс-культура в России?

— Комиксы уже давно стали предметом изучения науки. По ним защищаются диссертации, проводятся научные конференции и глубокие исследования — как за рубежом, так и в России.

Сегодня можно с уверенностью заявлять, что такое явление как «протокомиксы», некие изобразительные формы, которые развились в полноценные и привычные нам истории в картинках, существовали чуть ли не с периода египетских царств. И в России они были! Например, исследователи относят к протокомиксам житийные иконы, лубки, зарисовки в салонных альбомах знати.

В СССР комиксы также существовали. Журнал «Весёлые картинки» и «Мурзилка» часто их публиковали. Взрослый советский читатель мог познакомиться с комиксами стран социалистического лагеря или художников-коммунистов. Например, работы датчанина Херлуфа Бидструп были изданы в 1979 году аж увесистым четырехтомником!

Но настоящий подъём российских комиксов произошёл в 90-е. Даже люди никогда не читавшие комиксы наверняка знают Шефа и Коллегу из мультика «Следствие ведут Колобки». Они были героями серии историй в картинках, популярных до сих пор и переиздающихся.

В последний год дополнительный импульс индустрии придал уход западных издательств. Издательство «Баббл» выпустила несколько невероятно популярных историй, экранизировала своего «Майора Грома» и готовится выпустить второй фильм.

Российские художники, рисовавшие и выкладывавшие свои работы в интернет, вдруг оказались замеченными, их печатают довольно крупными тиражами, а фанаты раскупают издания как горячие пирожки.

Ряд издателей готов заказывать комиксы под себя, разрабатываемые с нуля.

— Comic-Con — крупнейший фестиваль для фанатов комиксов и косплееров — известен всем из американских фильмов. Есть ли что-то подобное для российской публики?

— У нас есть «Comic Con Russia» — фестиваль популярной культуры, посвященный фантастике, кино, комиксам, аниме, косплею, настольным и видеоиграм. На этом фестивале к авторам и актёрам «Майора Грома» на автограф-сессии выстраивались огромные очереди.

Есть научное мероприятия «ИЗО-Текст», где очень-очень умные дяденьки и тётеньки изучают историю комикса, его изобразительные возможности, педагогический потенциал и др.

Самых крутых авторов ежегодно определяют на фестивале «КомМиссия». В прошлом году он проходил в Москве, в Зарядье. И история «Поросёнок есть в каждом», которую мы представили с моим соавтором Костей Дубковым из Екатеринбурга, вошла в шорт-лист.

Настя и Костя Дубков на фестивале КомМиссия в Москве Фото: Из личного архивa/ Анастасия Калинина

Проходят крупные фестивали в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и других городах. Так что в России есть где развернуться и потусоваться любителю комиксов.

— А что насчёт Тулы?

— Тула пока не является крупным центром комикс-индустрии. Но нельзя сказать, что город оружейников какой-то отстающий. У нас есть очень неплохой и давно существующий магазин комиксов. Его создатель, Вова Апёнов регулярно привозит в Тулу звёзд российской комикс-индустрии, организует курсы и мастер-классы.

И хотя у нас в ближайшее время вряд ли появится что-то вроде екатеринбургского фестиваля «ГикКон», туляки любят и читают комиксы, причём, очень разные.

Мягкая корейская сила

— Сейчас школьники увлечены к-pop (музыкальный жанр, возникший в Южной Корее) культурой, аниме, взрослые смотрят корейские фильмы. С чем, по-твоему, это связано?

— Распространение корейской культуры в России — это не случайность, а результат планомерной работы правительства Южной Кореи. «Халлю», корейская волна, — эта та мягкая сила, которая целенаправленно продвигается за рубеж. В это вкладываются серьёзные деньги. Вместе с музыкой, сериалами и комиксами, которые отлично продаются сами по себе, приходят и сопутствующие товары — например, корейская косметика, бытовая техника, автомобили.

Распространению музыки, дорам и вебтунов сильно способствует развитие интернета. Но и сами корейцы делают немало, чтобы мягкая сила была мощной.

Комиксы, которые читает Анастасия. Фото: Из личного архивa/ Анастасия Калинина

Топ-3 российских автора комиксов от Насти

  • Оля Лаврентьева. Берёт сложные темы и мастерски их реализует. «ШУВ», «Моя Атлантида», «Сурвило», — если вы не боитесь историй о травмах и потерях, горячо рекомендую.
  • Анна Домини. Новое лицо в комикс-индустрии. Её «Санаторий» получил победу на «КомМиссии». История — загадочная и таинственная, разворачивающаяся в советском санатории на Чёрном море. Это книга-квест, которую надо разгадывать. К истории прилагается музыкальный саунд-трек и аромат кипариса: страницы книги ароматизированы.
  • Александр Уткин. Автор «Сказок Гамаюн», которые сначала обрели популярность на английском, французском и испанском языках. Сейчас Александр выпустил первый том истории «Не-живые» в соавторстве с бельгийским сценаристом Стивеном Десбергом. Этот комикс можно читать и взрослым, и детям.