Анатолий Кириченко - профессиональный фокусник. В январе ему исполнилось 75 лет. Его мастерская - небольшая комнатка, увешанная грамотами, медалями, масками и куклами, которых он оживляет на сцене.
Его величество случай
Антонина Позднякова, «АиФ в Туле»: Анатолий Николаевич, вы родились в Донецке, но большую часть жизни работали в Туле, посвятили областной филармонии почти 45 лет. Неужели не поступало более амбициозных предложений?
Анатолий Кириченко: Мы могли бы жить в Москве, а может, даже за рубежом, если б не одно «но». Я не из тех людей, кто, как попрыгунья-стрекоза, перескакивает с места на место в поисках выгоды. В Туле я начал расти и совершенствоваться, осваивать путь артиста и выезжать на гастроли мирового уровня. Здесь же впервые попробовал себя и в роли администратора. Не могу не отметить, что в советское время меня очень ценили в областной филармонии и как хорошего управленца, и как артиста-фокусника. Я очень много гастролировал, объездил чуть ли не весь Советский Союз. Побывал во Владивостоке, Прибалтике, в Сибири, других прекрасных местах.
- А каким ветром из Донецка вас занесло в Тулу?
- Окончив 8 классов средней школы, вы поступили учиться в горный техникум. Думали, что увлечение фокусами пройдёт с возрастом?
- Нет, я никогда так не думал. Это не могло пройти. В 1956 году на экраны вышел фильм «Карнавальная ночь», и именно после него я точно знал, что хочу стать артистом, но не в танцевальной толпе, а один. Хотел творить и удивлять на сцене. Но какую-то «нетворческую» профессию же всё равно надо было получать. Я окончил техникум, отслужил в армии, вернулся, поступил в торговый институт. На втором курсе вуза встретил свою - на тот момент будущую - жену Людмилу. Окончив вуз, я начал работать старшим товароведом базы стройматериалов, а вечерами подрабатывал в ресторане - показывал почтенной публике то, чему успел к тому времени научиться. Однажды в это заведение зашёл известный артист цирка и иллюзионист Игорь Кио, который, посмотрев мой номер, пригласил меня за столик. Он удивился, что я самоучка. И тут же спросил: «Хотите стать артистом Донецкой филармонии?». Разумеется, я ответил «да» - ведь на тот момент это была моя мечта! Вот так, волей случая, я ушёл с прибыльной должности (старшему товароведу неплохо платили) и начал работать фокусником филармонии с минимальным окладом в 5 рублей.
Пошёл «на понижение»
- Как ваша жена отнеслась к такому, как сказали бы сейчас, дауншифтингу?
- Жена благословила меня со словами «это твоя судьба». К тому времени у нас уже родилась первая дочка Леночка. Супруга тогда окончила университет и устроилась работать на завод холодильного оборудования заведующей производством в столовой. Так началась наша новая жизнь.
В Донецкой филармонии я проработал чуть больше двух лет, а потом наша семья переехала в Тулу. Весной 1973 года в газете я увидел анонс о Всероссийском конкурсе эстрады, но для того чтобы принять в нём участие, необходимо было работать в РСФСР. Я стал думать, куда бы мне перебраться, чтобы быть поближе к столице. Я разослал письма с просьбой о трудоустройстве в Рязанскую, Липецкую, Орловскую и Тульскую филармонии. И довольно быстро меня пригласили на собеседование в столицу самоваров. Кстати, моя супруга начала работать вместе со мной на сцене, став моей ассистенткой. И впервые это случилось именно на тульской сцене.
В горячих точках
- Насколько я знаю, вы в своей жизни успели побывать и в горячих точках?
- Да, я дважды был в Афганистане - в 1985 и 1987 годах. Месяц прожил в Анголе во время войны. Когда освобождалась какая-то провинция на побережье Анголы, нас отправляли туда на бронированных вельботах (быстроходных узких шлюпках. - Ред.). Не раз бывало, что вслед нам свистели пули. Мы, как по команде, падали на днище судна, но не от страха. Бояться было нельзя. Если бы я дал там волю страху, то больше не сошёл бы с корабля и не выступал бы. Так осталось до сих пор.
- Вы поехали бы со своими номерами в сегодняшнюю Сирию?
- Если завтра мне скажут, что надо туда лететь, я без раздумий это сделаю. Потому что знаю, что это такое. Я помню Афганистан. Мы видели там изувеченных войной молодых ребят, которых приносили на руках в зрительный зал в госпитале. А мы, артисты, выступали перед ними. Я плакал как ребёнок после концертов и спрашивал руководство: «Куда вы меня послали? Это издевательство - и надо мной, и над человеком, который без рук и без ног сидит в бинтах и смотрит фокусы». Это было очень тяжело. Но именно там я понял, что мои выступления могут не только развлекать публику. Они также могут помогать справляться с болью.
Колокольчик из прошлого
- Знаю, что более 20 лет вы плотно сотрудничаете с тульским обществом глухих. Расскажите об этой работе.
- Есть такой человек - Андрей Тюрин, он москвич, приехал ко мне на обучение. Способный, трудолюбивый молодой человек, но, увы, глухой. И вот что удивительно: как только мы начали заниматься, стало ясно, что никакой сурдопереводчик нам не нужен, Андрей всё прекрасно понимает и без него. Так вот он дважды становился обладателем Гран-при среди глухих фокусников всего мира. А недавно в составе слышащей (!) группы он взобрался на гору, располагающуюся поблизости Эвереста, высота которой - 6000 метров! Вы представляете, что такое глухой альпинист на такой высоте? И он справился, исполнил свою мечту. Вот что значит целеустремлённость.
Резиденция волшебника
- А о чём мечтаете вы?
- Хочу, чтобы в Туле был свой волшебник. Все сейчас говорят о развитии туризма, обновился Тульский кремль, на территории которого начали торговать сладостями и сувенирами. Но почему бы не привнести немного сказки, создав на территории кремля небольшой замок чудес, в котором жил бы добрый волшебник?..
- Вижу, вы до сих пор любите сказки?
- У меня в комнате висит фигурка Оле Лукойе - марионетка знаменитого персонажа сказок Ханса Кристиана Андерсена. Этот автор вдохновляет меня многие годы. Ведь настоящее волшебство без сказки невозможно.