«Невесте ладошку не подставлю» Как сделать красивую свадебную фотографию

Алексей Дубинин / Из личного архива

Сегодня гость нашей редакции - тульский фотограф Алексей Дубинин. Когда-то он тоже снимал свадьбы, а теперь преподаёт в областном колледже культуры и искусств фотодело.

   
   

Деревенский гламур

Дмитрий Борисов, «АиФ в Туле»: Как-то ты сказал, что получаешь удовольствие, фиксируя самые счастливые моменты в жизни двух людей»…

Алексей Дубинин. Фото: Из личного архива

Алексей Дубинин: Да, это довольно приятная работа. Если, конечно, тебе не мешают.

Я, например, никогда бы не стал снимать «невесту на ладошке». Хотя многие заказчики хотят именно этого. Я всегда пытался людям объяснить, что это верх дурновкусия, и радовался, когда меня слышали. Говорю в прошедшем времени, потому что переключился на преподавательскую деятельность. Я не люблю «театральные» постановки, виньетки и прочий деревенский гламур. Мне просто хотелось делать работу хорошо, не растрачиваясь на халтуру.

Досье
Алексей Сергеевич Дубинин родился 30 января 1983 года. Окончил Тульский государственный педагогическмий университет им. Л. Н. Толстого. Работал в типографии, тульских СМИ, снимал для каталогов, занимался свадебной съёмкой. Преподаватель. Женат, воспитывает сына.

И прежде чем взяться за работу, я всегда расспрашивал о вкусах, интересах, предпочтениях. Мне нужно было понять, что за люди передо мной. Потом я делился с ними своим видением будущей фотосессии, намечал основные контуры, интересовался, что нравится, что не нравится, на чём нужно сделать акцент, а на чём внимание можно было бы и не заострять.

- Как правило, кто принимает решение в фотовопросе - невеста или жених?

- В большинстве случаев - невесты. И далеко не всегда они это делают удачно. Очень заметно массовое пристрастие наших девушек к шаблонам и стереотипам. Они зажаты и боятся раскрыться, отойти в сторону от гламурных картинок, которые видели не в лучших журналах.

   
   

«Протокольные» снимки в загсе - это, конечно, хорошо, но красота не в натянутых улыбках и показном лоске, а в живых настоящих чувствах. Думаю, что детям и внукам сегодняшних молодожёнов гораздо интереснее увидеть, какими глазами их дедушка смотрел на бабушку, а не то, во что они были при этом одеты.

Протокольные фото из ЗАГСа выходят из моды. Фото: Из личного архива/ Алексей Дубинин

Фотограф-призрак    

- Ты видел много счастливых пар. Перефразируя классика, счастливые пары счастливы одинаково?

- О нет! Счастье, как и несчастье, очень разное. Как-то снимал свадьбу в 17-градусный мороз. Рано утром еду на «выкуп невесты» и гадаю: выдержит моя камера такую температуру, выдержу ли я? И это была одна из лучших свадеб в моей жизни. Столько счастья было в молодожёнах. Как они играли в снежки в Тульском кремле! Как раскраснелись, как светились их глаза!

Также снимал как-то свадьбу глухонемых. Пара кружилась в такт музыке, которую не слышала ни невеста, ни жених. Не знай я, что мир звуков для них закрыт, никогда бы не догадался об этом, глядя на вальсирующих. Это завораживало, открывало и наполняло счастьем мою собственную душу.

Главное - естественность. Фото: Из личного архива/ Алексей Дубинин

- Свадебный фотограф - соучастник действа?

- Нет, он призрак. Самый лучший фотограф - тот, кому удаётся стать настолько незаметным, что про его существование просто забывают. Без всевидящего фотоока человек расслабляется, раскрывается, он не зажат и не скован. И именно в такой ситуации он становится самим собой. Ведь важно не просто удачно ухватить мгновение. Важно, чтобы оно было содержательным, чтобы в нём была жизнь. Если же к делу подходить формально, технически, то уровень сохранить не получится. Сегодня ведь порог вхождения в фотографический бизнес достаточно низкий: взял кредит, купил технику - и работай себе на здоровье. Поэтому этот рынок перенасыщен сегодня, увы, халтурой. Не только спрос рождает предложение, но и наоборот. Если фотограф выдаёт некачественную работу (а то и брак) за норму, то неискушённый клиент решит, что это действительно норма.

Если к делу подходить формально, уровень сохранить не получится. Фото: Из личного архива/ Алексей Дубинин

Язык фото

- Первый вопрос, который я задаю своим ученикам: «С чего начинается фотография?» Ответы бывают разные: с хорошего объектива, интересного сюжета, желания стать фотографом. И для большинства из них становится открытием, что фотография начинается с момента, когда у человека появляется потребность что-то сказать. То есть речь идёт о содержании прежде всего. И далеко не только фото может быть воплощением этого содержания. Но и любая другая форма искусства.

Фотограф должен быть незаметным, ждать нужного момента. Фото: Из личного архива/ Алексей Дубинин

- Как реагируют ученики на эту точку зрения?

- По-разному. У некоторых загораются глаза, другие зевают, но самое главное, что эта мысль озвучена и услышана. Далее, в процессе занятий, она получит своё продолжение.

Второй важный момент - научиться видеть нетривиально. Дело в том, что язык фотографии не каждый сможет прочесть. Существуют законы композиции. Если, например, мы делаем портрет человека, смотрящего в сторону, мы должны оставлять открытое пространство по направлению его взгляда, как бы «воздух». То же самое касается любого движущегося объекта, не важно - человека, машины или кота. Это делается для того, чтобы было ясно, на что человек или кот смотрит.

Студентка принесла мне как-то интересную работу, в которой были нарушены эти принципы. Человек на снимке чуть ли не лбом сталкивается с границей фото, при этом со стороны затылка остаётся много свободного места. Я привел в пример этот снимок своим студентам как работу, в которой нарушение законов композиции сработало как выразительное средство.

Создаётся впечатление безвыходности положения запечатлённого на бумаге персонажа. При этом позади него - давящая на него пустота.

Нет никаких запретов на форму выражения. Самое главное - не навязывать своё восприятие, а способствовать формированию его собственного.

- Студентка вашего колледжа получила в прошлом году серьёзную награду.

- Это второкурсница Даша Гнатюк. Её работа «Одуванчик» стала победителем известнейшего в стране фотоконкурса «Best of Russia». И примечательно, что это не постановочный кадр, а именно репортёрская удача. На фото - девочка, Дашина соседка, которую она много фотографировала, а та постоянно подбегала и спрашивала, получилось ли. Как рассказывала Даша, она думала, что фотосессия не удалась и уже собиралась заканчивать съмку. Но тут героиня присела на лавку, о чём-то задумалась, не обращая ни на кого внимания. Подул ветер, и Даша поймала эту потрясающую красоту.

Маленькая соседка и тонкое чутьё подарили студентке Даше Гнатюк победу на престижном фотоконкурсе. Фото: Из личного архива/ Дарья Гнатюк.

А видеть её в простых, обычных вещах - большое умение и счастье. Не только для фотографов, но и для каждого человека.

Смотрите также: