На базе ОМОН в часовне святого Георгия Победоносца проходит панихида. На ней присутствуют вдова Дмитрия Горшкова Елена и их сын Евгений, сотрудники и ветераны подразделения.
А вскоре в лицее №4, носящем имя Дмитрия Горшкова, ученики и коллеги Горшкова по отряду особого назначения возлагают цветы у мемориальной доски. Во всех классах идёт урок мужества. Бойцы полицейских подразделений спецназа рассказывают о подвиге Героя РФ. Лицеисты представляют театрализованную постановку, в которой участвуют и спецназовцы.
«Как на передовой»
…Отряд мобильного особого назначения и специальный отряд быстрого реагирования прибыли на территорию лицея с задачей обезвредить «вооружённых преступников», засевших на третьем этаже в одном из школьных классов.
Начинается штурм здания.
Нарастает шум вертолёта. За низкими серыми облаками он разносится со всех сторон. «Блин, окружают!», - шутит кто-то, выворачивая шею, чтобы наблюдать за небесным пространством.
И вот над деревьями появляются лопасти. «Ух, тыыыы!», - разносится дружное детское. Пауза и восторженный крик: «Вот он! Вот он!». Кричат так, что, кажется, пилоты их непременно слышат, несмотря на расстояние, вертолётную обшивку и шум лопастей.
Крылатая машина с надписью «Полиция» неизбежно надвигается, завораживая мощью и стильной красотой. Зависает, словно любуясь собой, давая себя рассмотреть и запечатлеть на фото и видео-камеры. Воздушный поток буквально сносит стоящих внизу журналистов, но никто не отступает. Вертолёт заходит над крышей лицея.
Мой коллега, пороху ни разу не нюхавший, переводит дух: «Вау, как на передовой побывал!». Другой шутит: «Завтра дворникам можно на работу не приходить. Весь мусор вымело! Вот так бы почаще над городом летали!».
Это вам не Голливуд
Начинается операция по ликвидации преступников. Из вертолёта выбрасывается канат. В считанные секунды по нему скользят бойцы в масках с автоматами. Растворяются на крыше и вдруг уже втроём мгновенно спускаются с неё на верёвках. Дух захватывает от чёткости, выверенности, быстроты движений и реакций. От сознания того, что разворачивающая картина - не боевик, а настоящая жизнь и эти парни не киношные супермены, а ничуть им не уступающие, наши тульские ребята.
Они буквально идут по стене, доли секунды и уже стреляют в окна школы, ещё мгновение и в окно влетает один из бойцов. Не хотелось бы оказаться на месте «преступников». Несомненно, они ошеломлены скоростным натиском, силой и обезврежены.
Наш скромный герой появляется в проёме окна и под прикрытием товарищей, вместе с ними спускается на землю. Троица застывает, прикрывая появление ещё одного «каскадёра».
Дети неистовствуют.
Собственный «Человек-паук»
- Уважаемые дети, сейчас вы увидите показательное выступление с элементами промышленного альпинизма, - прорывается в микрофон голос ведущего.
Разворачивается почти цирковое шоу. Здание школы уже не кажется неприступным. Человек в маске ходит, ползает, прыгает вверх, вниз, в стороны. И нет ни одной точки на стене, куда бы он в мгновение, легко и изящно не мог добраться.
«Это Человек-паук!», - догадываются дети. Да, «человек-паук», и особая гордость – наш собственный, доморощенный. И он у нас водится не в единственном голливудском экземпляре. Всё, что мы видим, входит в программу подготовки наших спецотрядов. Это просто их ежедневная работа.
Правда, никто им не аплодирует за мастерство. Но сейчас ребятам рукоплещет почти тысяча школьников. А многие мальчишки, те самые, что смотрят с блестящими глазами на бойцов, осознают: они хотят быть такими же - собровцами, омоновцами. В общем, настоящими супер-мужчинами.
Сергей Галкин, начальник Управления МВД России по Тульской области:
- Сотрудник тульского ОМОН Дмитрий Горшков погиб на Северном Кавказе в 1999 году, выполняя боевую задачу по защите конституционного строя РФ. Он был удостоен звания Герой Российской Федерации. Через год тульской 72 школе был присвоен статус лицей и имя Дмитрия Горшкова, который учился в этой школе. Мы очень дружим лицеем, с его директором Верой Сошневой, проводим здесь мероприятия памяти нашего сотрудника. Я очень благодарен ребятам и Вере Витальевне за добрую память о нашем боевом товарище. Уверен, что память о нём будет жить, пока будет живо наше поколение. И полагаю, что зная о подвиге Дмитрия Горшкова, видя, как сотрудники ОМОН хранят память своего товарища, тульские школьники осознают, что слово патриотизм, не просто слово, это сильное, глубокое чувство любви к своей стране, к своим землякам и готовность прийти им на защиту. Наше подразделение постоянно находится в состоянии учёбы. И «ликвидация преступников» в лицее - один из этих элементов. Как будут подготовлены сотрудники полиции, так они будут проводить и силовые операции. От этого зависит как жизнь и здоровье защищаемых, так и самих защитников.
Владимир Давыдов, зам начальника полиции:
- Один из элементов подготовки и ОМОЛН и СОБРА входит десантная подготовка, то есть десантирование с вертолётов в самых разных условиях. Штурмовое десантирование, десантирование в условиях транспортировки раненых. Для проведения занятий мы используем столичный авиаотряд «Ястреб». Накануне дня памяти Дмитрия Горшкова с вертолета работали роты ОМОН, отработали 19 упражнений. Потом лётчик совершил тактический облёт, посмотрел, как лучше подлететь к зданию лицея. Теперь отрабатывать десантную технику будет СОБР. Мы всегда должны быть в полной готовности к любым командировкам.
Арсений Рыбин, ученик 5 класса:
Сергей Тикунов, зам командира по работе с личным составом:
- Первый раз я с Горшковым в командировку попал зимой 1996 года. Он у нас отвечал за связь. На мероприятия вместе выезжали, на блок-посты вместе ходили. Делал то, что все. Это была его первая командировка. Он старался учиться у опытных ребят. И мы ставили его вместе с его двоюродным братом Сергеем Барановым, бойцом, хорошо знающим дело. Дима нёс службу вместе с нами, проверял паспортный режим. Вместе мы попали в окружение. Зима. Кругом грязь, бытово очень сложно. Хлеба не хватает. Все разрушено вокруг. Тяжко. Но он нормально все тяготы переносил. И, кстати, к местному населению относился добрее, чем мы. Мы не были озлобленными, но когда много командировок за плечами, ты по-другому относишься к людям, понимая, что любой человек, будь-то ребёнок или женщина, для военнослужащего - «потенциальные противники». Они ходят около блокпостов, смотрят на вооружение, сколько его и т.д. Ты уже с осторожностью к ним относишься. Стараешься, чтобы подальше от блокпоста были, подальше от машин. А Димка любил с ними поговорить, посмеяться. Ну, первая командировка – это первая командировка. Кстати, он всегда носил с собой рацию, даже тогда, когда в футбол играл. Ему говорили: «Убери её из кармана. Зачем она тебе?». Он: «Я связист, всегда должен быть на связи». Мы думали потом, может именно из-за неё снайпер его и вычислил… Это было в 1999 году. Нас разместили тогда на территории завода вместе с омоновцами из других российских регионов. Разбили на группы, в которые входили офицеры, контрактники, срочники. Димка был в моей группе. 10 сентября мы освобождали от бандитов село Чабанмахи в Буйнакском районе Дагестана. Дождь, тучи, артиллерия в таких условиях помочь не могла. Димка попросил меня дать добро на его участие в операции с другой группой. Я отпустил и больше его не видел. Наши ребята, бывшие с ним, рассказывали, что он выносил под огнём раненого товарища, отстреливался, но дотянуть до группы огневого прикрытия не успел. Еще бой не закончился, как командир мне сказал, что его смертельно ранил снайпер. За ту командировку я получил Орден «За заслуги перед Отечеством», раненые наши ребята – Ордена Мужества. А Дмитрий Евгеньевич – звание Героя Российской Федерации. Посмертно. Так без отца остался его сын Женя. Когда он поступал в университет, сказал: «Буду учиться, потом определюсь в жизни. Может, пойду по папиному направлению». Мы же ему говорим только одно: «Учись нормально. Не подводи мать, бабушку». Он понимает, что единственный мужчина в семье. А если не справляется с чем-то, мы приходим и помогаем. Когда есть время, конечно. Служба ж такая, что иной раз и домой-то подолгу не доходишь.
Елена Горшкова:
- То, как хранят память моего мужа его коллеги, учителя, даёт силы жить, воспитывать сына. Лица забываются, но поступки навсегда остаются в памяти людей. Это была не первая командировка Димы. Я говорила ему: «Будь осторожен». А он всегда мне на это отвечал: «Мы- команда, идём в одной связке». И то, что он кинулся спасать товарища… Я знала, что так будет. По-другому просто быть не могло. Он был так воспитан своей мамой.