Ветеран Владимир Королёв: «Не надо завидовать молодым»

Алексей ДУБИНИН / АиФ

Почетному гражданину Тульской области, ветерану Великой Отечественной войны Владимиру Сергеевичу Королёву в этом году исполняется 90 лет.

   
   

Он был командиром отделения связи 1-го батальона 57-й мотострелковой бригады 3-го танкового корпуса. В боях за Потсдам обеспечивал бесперебойную связь подразделений дивизии, был ранен, но с поля боя не ушёл.

Последние тридцать лет работает в ветеранской организации, занимается патриотическим воспитанием молодёжи.

Жизнь в землянке

Фото: Из личного архива

- Когда началась война, я ещё учился в школе в соседней деревне, до которой из нашей Колодези было примерно 5 километров. Там была школа-семилетка, у нас же – только первые 4 класса. В Колодезях мы жили на окраине, рядом с лесом. Мой отец работал в лесничестве, кормил 9 детей. У меня было 4 брата и 4 сестры. Старшие – Роман, Александр, Иван – были призваны в армию, я же в то время еще не дотягивал до призывного возраста. А мой брат Михаил был ещё моложе меня.

Немцы пришли в нашу деревню неожиданно. Мы прятались всей семьей в лесном овраге . У отца там была землянка, в которой он раньше гнал самогон. Сидели по несколько дней безвылазно. Наша деревня несколько раз переходила из рук в руки – то власть была у немцев, то у наших.

Помню, сидим три дня, слышим, что немцев вроде выгнали, возвращаемся, ночь дома переночуем, а наутро – опять в землянку. Потому что власть поменялась снова. Так же, как мы, прятались многие. Какие из нас в то время были вояки? Немцы многих молодых ребят из нашей деревни – совсем пацанов – расстреляли. Помню все ещё поначалу говорили: «Ну, немцы, да, но что же они – не люди?». Вот на таком отношении доверчивом многие и погибли…

Досье
Владимир Сергеевич Королёв, родился 2 июня 1924 года. Детство провёл в деревне Колодези (Арсеньевский район). После окончания семи классов, работал на оружейном заводе слесарем. С 1942 года - в рядах Красной Армии Награжден медалями «За боевые заслуги» и «За отвагу», орденами Славы трёх степеней, Отечественной войны I степени, Ленина, «Знак Почета», Дружбы народов. Член президиума комитета Тульской региональной организации Общероссийской общественной организации ветеранов войны и военной службы, Почетный гражданин Тульской области.

Путь к Берлину

- И всё же вы вышли из землянки и стали связистом…

   
   

- Ох, как не просто это было, особенно во время наступления. Идешь с автоматом, тащишь тяжеленный аппарат, здоровенную катушку. Во время обороны немногим проще, потому что ты сидишь у командира батальона и обеспечиваешь ему связь с командиром полка. До самого окончания войны я был в одной части. Трижды был ранен, два раза в голову, один – в руку. Но в госпитале ни разу не был, отказывался ложиться. Потому что в таком случае ты неминуемо отстанешь от своих, а попадешь в другую часть – ты там все равно что «квартирант», тебя никто не знает. У нас же был сплоченный коллектив, словно большая семья. Все переживали, когда кто-то шёл на задание, ждали его, радовались искренне, когда он возвращался жив и здоров. «Молодчина, вернулся, молодец!». Были друг за друга горой.

- Вы дошли до Берлина… А как обустраивался быт во время этого тяжкого похода?

- Если останавливались в поле, то это значит – нужно было копать землянку. Или окоп. Причем делать это надо очень быстро. Откуда силы только брались, как все успевали – я сейчас вспоминаю, просто ужасаюсь! Такие ходы прорывали за такие короткие сроки! Ну, а если через населенный пункт проходишь, там, конечно, благодать. И поешь, и поспишь. Останавливались у местных жителей. Принимали они нас, честно говоря, по-разному. Если ведешь себя по-человечески – то отлично. А если кто приходил и сразу начинал по дому шаркать, чтобы взять, где что плохо лежит (а такое бывало частенько, что греха таить), то и отношение было соответствующим.

- А как встречали гражданские немцы наших бойцов? Жёстко?

- Тоже – как себя ведёшь. У немцев же голод был страшный, они жили намного хуже нас. Если же солдат заходил в немецкий дом и начинал набивать карманы и вести себя как хозяин – то да, бывало, что во время сна его убивали. Если же не ведешь себя как хам, то немец тебя и накормит, и спать уложит. И даже разбудит во сколько тебе нужно.

Владимир Королёв с супругой. Фото: АиФ / Алексей ДУБИНИН

Нормальное поколение

- Зато нынче тема хамства – болевая тема воспитания нашей молодёжи…

- Это неправда! Я встречаюсь со школьниками и вижу, какая у нас сегодня молодежь. Нормальная. Да, так получилось, что кусок хлеба для них сегодня не значит то, что значил тогда для нас. Мы же росли забитыми, многое пережили, многое выдержали и перенесли, жили в голоде и холоде. У сегодняшней молодёжи есть все, они уверенные в себе, бойкие, развитые. На что же нам обижаться? На то, что так получилось, что они живут нормальной жизнью, какой мы не жили в их годы? Так радоваться этому нужно! 

Читайте нас в твиттере @aiftula