Историк Александр Лепёхин написал более 30 книг об обороне Тулы и выдающихся солдатах. Известный тульский краевед издал новую книгу «Из истории села Дедилово». Он объединил сведения из различных источников о прошлом и настоящем этого населённого пункта в Киреевском районе.
«Изучение своих корней и истории родного края началось из-за смерти деда. От него осталось лишь два ордена и медаль. Ну воевал, да, а где воевал? А за что воевал? С этих вопросов и начался сбор материала. Я выискал наградные листы и всё про него узнал. Капнув глубже в историю, выяснил, что имеет три казачьих рода и один пушкарский. После этого занялся вплотную изучением архивов. Дед прошёл всю войну и закончил свой боевой путь в Праге.
А в 1995 году я попал в аварию, чудом выжил и задумался: «а что от меня останется? Да ничего» и начал работать на конечный результат. Собрал материал – опубликовал. Выпустил уже 33 книги.
Стремление к огню
Антонина Афанасьева, «АиФ в Туле»: Тогда молодёжь готова была умереть за Родину, а сегодня школьникам порой даже не интересна история родного края…
Александр Лепёхин, историк: Никого не заставить познавать даже самые интересные вещи через скуку. Поэтому, кроме документальных книг у меня есть и художественные. Я беру настоящую историю, она обрастает персонажами, обстановкой – так получилась книга «Почти непридуманные истории».
Через эти истории, мне хочется верить, молодые ребята начнут чуть глубже понимать, что такое война и самопожертвование, настоящая любовь и ответственность.
Так зарождается патриотизм, а не на скучных мероприятиях, куда их гонят «потому что надо». Патриотизм появляется внутри человека, в его семье. Это – отношение между мамой и папой, между родителями и детьми, братом и сестрой, дедушкой или бабушкой и внуками. Должна быть гармония и желание возвращаться к своему домашнему огню. А это ощущение появляется лишь когда ты знаешь свои корни. Если награды твоего прадеды для тем просто безделушка, то о каком уважении к старшим может идти речь. Чтобы её получить наши праотцы голодали, выбивались из сил, шли на смерть и истекали кровью в копах. Они ловили пули и теряли конечности, терпели боль и страдания. И пока понимания этого не будет в каждой голове, нельзя говорить ни о каком патриотизме.Путь к объединению
- Во многом это вопрос воспитания, не так ли?
- Безусловно, и сейчас парадигма воспитания сильно изменилась. Раньше было больше уважения у детей к взрослым и наоборот. Ведь дети всегда становятся нашими копиями, и если мы его в детстве не уважали, позволяли себя оскорблять ребёнка, то для него такая модель поведения становится нормальной.
А ещё у нас утеряна общность. Раньше ведь соседи друг друга знали. Детей во дворе не боялись отпускать. Но я уверен, что всё это ещё вернётся. Как говорил Владимир Ленин, прежде чем объединиться, надо окончательно разъединиться. Я думаю, что мы как раз уже дошли до крайней точки и начали вновь путь к консолидации.
- Кто же виноват?
- Главная ошибка государства в этой ситуации - формальный подход, который плодит формальных чиновников. А надо поддерживать энтузиастов своего дела. Помощь нужна тем, кто делает что-то от души.
Например, юнармия. Но разве это серьёзно? Одна показуха! Они только маршируют и выходят на праздники в парадной форме. С ними заниматься надо и воспитывать дух. А этим занимаются те, кто ничего не смыслит.
Помню, когда наших молодых неподготовленных ребят начали отправлять в Афганистан, мы с другими ветеранами боевых действий решили немного их натаскать. В строю стояло до 150 человек. Мы их по лесам водили, с парашютом прыгали, стреляли. Они выходили хоть с какой-то базой и понимали, как держать оружие и маскироваться.- Почему же не берут тех, кто что-то смыслит?
- Боятся. Руководить проще тем, кто будет делать то, что ему скажут. А когда человек в деле разбирается, то он рано или поздно начинает вступать в дискуссию.
В армии, например, в мирное время на главные должности выдвигают соглашателей, а ершистых не любят. Но всё меняется, когда начинается война. Самостоятельных начинают выдвигать на командующие посты, потому что иначе никак.
У нас в Туле, кстати, есть яркий пример. Был такой майор Кравченко. Его не упоминали в обороне Тулы, хотя он сыграл не последнюю роль, как оказалось. Он был начальником боевого участка.
Кравченко участвовал в освобождении Западной Украины, выбивал из Льва поляков. В Финскую войну его отправили командиром батальона, как рассказала мне его дочь. Он приехал туда и видит, что весь личный состав находится в окопах в лютый мороз и без горячей пищи. Приказал копать блиндажи. Распорядился, чтобы солдатам дважды в сутки давали горячую пищу. Там же получил обморожение, но за верную службу получил Героя советского союза.
После под Брянском попадает в окружение. Кравчено решил идти на прорыв со своим полком, хотя местный «паркетный полковник» разработал другой план. За неисполнение приказа Кравченко отправили в штаб 50-ой армии в Тулу. Он за сутки сформировал батальон, с которым организовал оборону на южной окраине. Немцы оборону не прорвали.
Грабили и ломали
- Вы частый гость в селе Дедилово. В каком состоянии, на ваш взгляд, сейчас наше село?
- Если бы уровень жизни на селе поднимали, то никто бы и не рвался в города. У нас пошли по другому пути – начали всё грабить и ломать, закрывать школы и медпункты. Вот люди и ломанулись на заработки в города, а там, как это не парадоксально, обленились.
Даже сейчас в деревнях коз, коров или кур содержат немногие, хотя своё хозяйство всегда прокормит, а если есть предпринимательская жилка, то ещё и в плюсе останешься.
Хотя заниматься бизнесом в 90х было проще, сейчас опять же из-за формализации, всё усложнилось.
В общем, сейчас дало плоды высасывание села в пользу индустриализации. Хочется верить, что скоро труд фермеров вновь станет цениться по заслугам, а наши отдалённые уголки будут расцветать.