Оседлавший паука. Тульскому велогонщику Суханову исполнилось сто лет

Сергей Гусев / Из личного архивa

Недавно сто лет исполнилось тульскому велогонщику. Себя в шутку он называл человеком в седле. Да и какая ещё судьба могла быть у Константина Суханова, сына Константина Суханова. Подробнее — в материале tula.aif.ru.

   
   

Отрез коверкота

В довоенное время одним из самых авторитетных тульских гонщиков был Константин Васильевич Суханов. Он начал выступать на треке ещё в 1912 году. Суханов-старший становился чемпионом России в гонках с лидером в 1919 и 1921 годах, в 1923-м на тульском треке он установил рекорд страны в гонке с лидером на 15 километров. В следующем году ещё его улучшил — почти на минуту!

Самой памятной и дорогой была для него победа на втором чемпионате СССР. Рассказывали, что выиграл он настолько эффектно, что даже москвичи повскакивали с мест и кричали нашему гонщику «Браво!» В те времена умели ценить красивые победы не только своих, но и чужих спортсменов. Огромный портрет нового чемпиона СССР Константина Суханова, подмигивая прохожим гирляндой из разноцветных лампочек, целую неделю висел в центре Москвы над входом в универмаг ЦУМ.

Всю свою карьеру гонщика Константин Васильевич оставался любителем, выступления на треке совмещал с работой на оружейном заводе. Единственную поблажку, которую давало руководство, — сократило рабочий день на два часа, чтобы больше времени отдавать тренировкам.

В 1924 году в семье родился сын, тоже Константин. Конечно, судьба Константина Константиновича была предопределена с самого детства. Уже в десять лет ему подарили первый велосипед — для мальчишки его поколения это невероятно ценный дар. До самой войны юный Костя ходил вместе с отцом на трек — и на тренировки, и на соревнования. И, конечно, тоже мечтал о велогонках на этом треке.

В июне 1941 года ему исполнилось только шестнадцать. Отца, как специалиста-оружейника, на фронт не отпустили. Работал в эвакуации на выпуске пулемётов системы «максим».

В самом начале 1942 года отец привёл с собой сына. Костя точил дуги для пулемётов. Когда пришёл, дневная норма у него была шесть штук за смену. В 1945 году делал больше всех своих сверстников — 125 пулеметных дуг. На фронт ударнику тоже не удалось попасть. Тем более, что за свой труд Константин Константинович был поощрён самим наркомом вооружения — Дмитрием Фёдоровичем Устиновым. Вручили ему коверкотовый отрез. «Пятнадцать лет носил», — вспоминал Константин Константинович.

В 1944 году начал и сам выступать на велогонках — и на треке, и на шоссе. Причём, не за кого-нибудь — за «Шахтёр», самое престижное в то время общество.

   
   
Фото: Из личного архивa/ Сергей Гусев

Вспоминал, как в 1945 году вместе с Василием Фединым поехали на соревнования в Сталино, нынешний Донецк. Добирались до места двое суток на крыше вагона, и всё выиграли. «А сейчас многие только и говорят — дай-дай, не способны проявить собственную инициативу», — с улыбкой комментировал он воспоминания юности.

В один из заездов на шоссе в Щегловской засеке попал в завал. Не такое уж невероятное дело для этого вида гонок. Но особой защиты тогда и не было, только обычная спортивная шапочка. Когда начал пропадать слух и одолевать головные боли, понял, что со спортом надо завязывать.

Велосипед паук

Настоящая реликвия династии Сухановых — велосипед паук. Это двухколёсное чудо света с огромным большим передним и маленьким задним колесом приобрел когда-то ещё Константин Васильевич Суханов.

Впервые его показали публике на праздновании пятидесятилетия тульского трека в 1937 году, тогда историю трека отсчитывали с 1887 года. Под аплодисменты болельщиков Константин Суханов сделал на нём круг почёта. Необычную свою машину Суханов-старший очень любил. Рассказывают, что ездил на этом раритете на радость обычным горожанам по магазинам или другим своим делам. Потом паук долго лежал без дела в сарае, и вновь объявился на свет лишь после войны.

Считается, что создатель первого российского двухколесного велосипеда с педалями крепостной из Верхотурьева (нынешний Нижний Тагил) Ефим Артамонов. Диаметр заднего колеса этого велосипеда 32 сантиметра, переднего — 128. А придумал Артамонов эту машину в 1801 году, и чуть ли не на ней доехал с Урала до Петербурга, где расчувствовавшийся от произведения русского умельца царь Александр I дал за него вольную и ещё пятьдесят рублей в придачу. Сделана эта машина была из железа, произведённого на уральских заводах Демидовых. Так что не велосипед получился, а какой-то бумеранг, раз его сородич в конце концов оказался в нашем городе. Наша модель, правда, более поздняя — образца примерно 1880 года.

После того, как Константин Суханов-старший проехал на пауке по треку в рамках празднования юбилея, эта машина на долгое время стала неотъемлемой частью любого крупного спортивного парада в Туле. Сначала рулил им отец, потом сын.

В конце концов, сын первого владельца паука Константин Константинович передал его на хранение в музей спорта. Сначала в первый музей, потом, когда все экспонаты в ожидании нового помещения, лежали грудой в закрытой комнате, свою реликвию забрал назад. А позже, когда музей опять начал работу, паук вернулся в его стены в качестве одного из самых ценных экспонатов. И даже теперь он остаётся в витринах того, что осталось от некогда роскошного музея спорта.

Лёд из бани

Без малого тридцать лет — с 1959 по 1985 годы Константин Суханов руководил школой высшего спортивного мастерства. Он всегда был в самой гуще спортивных событий. В 1961-м году стал заслуженным тренером России.

Это он в 1963 году разглядел талант десятиклассницы Тамары Пильщиковой, у которой тогда ещё не было даже разряда по велоспорту, включив её в сборную области на спартакиаду школьников. Через несколько лет она стала чемпионкой мира.

Была в его характере и ещё одна фамильная черта — он был весёлым, неунывающим человеком.

Вспоминал, например, как в конце сороковых годов в Туле готовились к чемпионату области по конькобежному спорту. Лёд на стадионе «Зенит» в кремле всегда был не очень хороший, а на этом чемпионате ожидалось, что Евгений Гришин, несмотря на свой юный возраст, выполнит норматив мастера спорта СССР.

И вот один из работников стадиона — а был такой дядя Федот — специально для этих соревнований и для Гришина заказал воду из отстойника Чулковской бани. Привезённая вода оказалась очень удачной, и лёд с неё вышел высокого качества.

Наконец идёт парад открытия чемпионата, на котором присутствуют представители обкома партии, горисполкома. Председатель облспорткомитета докладывает: «Товарищ председатель горисполкома! Участники первенства области выстроены на парад, и готовы к участию в соревнованиях». После этого следует команда открыть чемпионат, и все высокие гости спокойно идут по льду к своим местам. Но не знали, что лёд-то теперь не такой, что был раньше. И вот сначала поскользнулся один, потом другой, в конце концов упали все вместе. Для высокого начальства ситуация очень казусная.

На следующий день председателя областного спорткомитета Наумова и Суханова, его зама, вызывают в облисполком и устраивают разнос:

«Почему вчера упали наши товарищи? Вы что, не могли им нажиги на лёд посыпать?..»

А это ещё один из его рассказов.

Во время популярных шоссейных велогонок Тула — Чернь — Орёл на каждом этапе надо было проехать около ста километров. При таких повышенных затратах энергии, каким бы ни был спортсмен выносливым, надо как-то решать проблему, чем подкрепиться в дороге. Гонщики приспособились заливать питательные смеси в обычные детские соски. Константин Константинович отдавал предпочтение смородиновому и малиновому сиропам, которые разводил глюкозой или аскорбинкой. Соски размещал в двух нагрудных карманах майки и двух сзади на трико.

Так случилось, что в этот раз попал в завал на трассе. Подлетела к месту аварии «Скорая», обязательно сопровождающая спортсменов. Константину Константиновичу, оказавшемуся ближе к краю, повезло. Он просто юзом вместе с велосипедом пролетел несколько метров. Но почему-то все врачи ринулись именно к нему. Отпихнув их в горячке, он схватил непострадавший велосипед, и рванул дальше.

«Скорая», завывая, помчалась следом. Все выяснилось через пять минут. Оказалось, что его питательные соски при ударе полопались, и со стороны он выглядел истекающим кровью подранком. Густой, тёмно-красный след тянулся за его велосипедом. Шок раненый гонщик вызвал, по-видимому, не только у врачей. Никто из соперников, заметивших мельком реки крови, так и не рискнул пойти на обгон. На этом этапе он занял первое место.