Недавно сто лет исполнилось тульскому велогонщику. Себя в шутку он называл человеком в седле. Да и какая ещё судьба могла быть у Константина Суханова, сына Константина Суханова. Подробнее — в материале tula.aif.ru.
Отрез коверкота
В довоенное время одним из самых авторитетных тульских гонщиков был Константин Васильевич Суханов. Он начал выступать на треке ещё в 1912 году. Суханов-старший становился чемпионом России в гонках с лидером в 1919 и 1921 годах, в 1923-м на тульском треке он установил рекорд страны в гонке с лидером на 15 километров. В следующем году ещё его улучшил — почти на минуту!
Всю свою карьеру гонщика Константин Васильевич оставался любителем, выступления на треке совмещал с работой на оружейном заводе. Единственную поблажку, которую давало руководство, — сократило рабочий день на два часа, чтобы больше времени отдавать тренировкам.
В 1924 году в семье родился сын, тоже Константин. Конечно, судьба Константина Константиновича была предопределена с самого детства. Уже в десять лет ему подарили первый велосипед — для мальчишки его поколения это невероятно ценный дар. До самой войны юный Костя ходил вместе с отцом на трек — и на тренировки, и на соревнования. И, конечно, тоже мечтал о велогонках на этом треке.
В июне 1941 года ему исполнилось только шестнадцать. Отца, как специалиста-оружейника, на фронт не отпустили. Работал в эвакуации на выпуске пулемётов системы «максим».
В самом начале 1942 года отец привёл с собой сына. Костя точил дуги для пулемётов. Когда пришёл, дневная норма у него была шесть штук за смену. В 1945 году делал больше всех своих сверстников — 125 пулеметных дуг. На фронт ударнику тоже не удалось попасть. Тем более, что за свой труд Константин Константинович был поощрён самим наркомом вооружения — Дмитрием Фёдоровичем Устиновым. Вручили ему коверкотовый отрез. «Пятнадцать лет носил», — вспоминал Константин Константинович.
В 1944 году начал и сам выступать на велогонках — и на треке, и на шоссе. Причём, не за кого-нибудь — за «Шахтёр», самое престижное в то время общество.
Вспоминал, как в 1945 году вместе с Василием Фединым поехали на соревнования в Сталино, нынешний Донецк. Добирались до места двое суток на крыше вагона, и всё выиграли. «А сейчас многие только и говорят — дай-дай, не способны проявить собственную инициативу», — с улыбкой комментировал он воспоминания юности.
В один из заездов на шоссе в Щегловской засеке попал в завал. Не такое уж невероятное дело для этого вида гонок. Но особой защиты тогда и не было, только обычная спортивная шапочка. Когда начал пропадать слух и одолевать головные боли, понял, что со спортом надо завязывать.
Велосипед паук
Настоящая реликвия династии Сухановых — велосипед паук. Это двухколёсное чудо света с огромным большим передним и маленьким задним колесом приобрел когда-то ещё Константин Васильевич Суханов.
Впервые его показали публике на праздновании пятидесятилетия тульского трека в 1937 году, тогда историю трека отсчитывали с 1887 года. Под аплодисменты болельщиков Константин Суханов сделал на нём круг почёта. Необычную свою машину Суханов-старший очень любил. Рассказывают, что ездил на этом раритете на радость обычным горожанам по магазинам или другим своим делам. Потом паук долго лежал без дела в сарае, и вновь объявился на свет лишь после войны.
Считается, что создатель первого российского двухколесного велосипеда с педалями крепостной из Верхотурьева (нынешний Нижний Тагил) Ефим Артамонов. Диаметр заднего колеса этого велосипеда 32 сантиметра, переднего — 128. А придумал Артамонов эту машину в 1801 году, и чуть ли не на ней доехал с Урала до Петербурга, где расчувствовавшийся от произведения русского умельца царь Александр I дал за него вольную и ещё пятьдесят рублей в придачу. Сделана эта машина была из железа, произведённого на уральских заводах Демидовых. Так что не велосипед получился, а какой-то бумеранг, раз его сородич в конце концов оказался в нашем городе. Наша модель, правда, более поздняя — образца примерно 1880 года.
В конце концов, сын первого владельца паука Константин Константинович передал его на хранение в музей спорта. Сначала в первый музей, потом, когда все экспонаты в ожидании нового помещения, лежали грудой в закрытой комнате, свою реликвию забрал назад. А позже, когда музей опять начал работу, паук вернулся в его стены в качестве одного из самых ценных экспонатов. И даже теперь он остаётся в витринах того, что осталось от некогда роскошного музея спорта.
Лёд из бани
Без малого тридцать лет — с 1959 по 1985 годы Константин Суханов руководил школой высшего спортивного мастерства. Он всегда был в самой гуще спортивных событий. В 1961-м году стал заслуженным тренером России.
Это он в 1963 году разглядел талант десятиклассницы Тамары Пильщиковой, у которой тогда ещё не было даже разряда по велоспорту, включив её в сборную области на спартакиаду школьников. Через несколько лет она стала чемпионкой мира.
Была в его характере и ещё одна фамильная черта — он был весёлым, неунывающим человеком.
Вспоминал, например, как в конце сороковых годов в Туле готовились к чемпионату области по конькобежному спорту. Лёд на стадионе «Зенит» в кремле всегда был не очень хороший, а на этом чемпионате ожидалось, что Евгений Гришин, несмотря на свой юный возраст, выполнит норматив мастера спорта СССР.
Наконец идёт парад открытия чемпионата, на котором присутствуют представители обкома партии, горисполкома. Председатель облспорткомитета докладывает: «Товарищ председатель горисполкома! Участники первенства области выстроены на парад, и готовы к участию в соревнованиях». После этого следует команда открыть чемпионат, и все высокие гости спокойно идут по льду к своим местам. Но не знали, что лёд-то теперь не такой, что был раньше. И вот сначала поскользнулся один, потом другой, в конце концов упали все вместе. Для высокого начальства ситуация очень казусная.
На следующий день председателя областного спорткомитета Наумова и Суханова, его зама, вызывают в облисполком и устраивают разнос:
«Почему вчера упали наши товарищи? Вы что, не могли им нажиги на лёд посыпать?..»
А это ещё один из его рассказов.
Во время популярных шоссейных велогонок Тула — Чернь — Орёл на каждом этапе надо было проехать около ста километров. При таких повышенных затратах энергии, каким бы ни был спортсмен выносливым, надо как-то решать проблему, чем подкрепиться в дороге. Гонщики приспособились заливать питательные смеси в обычные детские соски. Константин Константинович отдавал предпочтение смородиновому и малиновому сиропам, которые разводил глюкозой или аскорбинкой. Соски размещал в двух нагрудных карманах майки и двух сзади на трико.
Так случилось, что в этот раз попал в завал на трассе. Подлетела к месту аварии «Скорая», обязательно сопровождающая спортсменов. Константину Константиновичу, оказавшемуся ближе к краю, повезло. Он просто юзом вместе с велосипедом пролетел несколько метров. Но почему-то все врачи ринулись именно к нему. Отпихнув их в горячке, он схватил непострадавший велосипед, и рванул дальше.
«Скорая», завывая, помчалась следом. Все выяснилось через пять минут. Оказалось, что его питательные соски при ударе полопались, и со стороны он выглядел истекающим кровью подранком. Густой, тёмно-красный след тянулся за его велосипедом. Шок раненый гонщик вызвал, по-видимому, не только у врачей. Никто из соперников, заметивших мельком реки крови, так и не рискнул пойти на обгон. На этом этапе он занял первое место.