Одна история, одни герои. Что объединяет многонациональную Тульскую область

Кирилл Романов / АиФ

Тульская область на 95% населена русскими, но регион считается многонациональным, ведь на его территории постоянно живут представители десятков народностей. Самобытные обычаи и традиции отличают их друг от друга, но многое и объединяет, в том числе и прошлое, связанное с Великой Отечественной войной. 

   
   

В дагестанской диаспоре, по словам её председателя Ризвана Максимова, практически у каждого есть родственники, которые в составе Красной армии участвовали в той войне. И каждому есть что вспомнить.

«И мой дед, Махмудов Махмуд Исаевич, тоже воевал - с 43-го по 45-й. Домой вернулся инвалидом. А был пулемётчиков в звании рядового и, конечно же за три года на войне многое повидал. В детстве нам мальчишкам было интересно, как дедушка на войне из пулемёта стрелял, и мы постоянно приставали к нему с расспросами, но он всегда уходил от ответа или отшучивался. Правда, один раз всё же рассказал, как на его глазах погиб товарищ по пулемётному расчёту», - вспоминает Ризван Максимов.

В его памяти также остались волнительные моменты, связанные с празднованием Дня Победы, говорит, что отношение к этой дате у его земляков всегда было как к величайшему событию. Ещё бы, ведь из его родного высокогорного селения Борч, в котором на тот момент проживало чуть более тысячи человек, на фронт ушли свыше двухсот. То есть каждый пятый. Среди них были и женщины, которые добровольцами вызывались помогать бойцам - стирать одежду, ухаживать за ранеными и даже рыть окопы. Война прошлась по всем. 

В одном списке

«Центр культуры народов Дагестана» ежегодно участвует в церемонии чествования памяти павших героев. В канун празднования Дня Победы дагестанцы приезжают к обелиску в д. Ясная Поляна и возлагают цветы. Там собираются представители и других региональных национальных общественных организаций.

«И что интересно, - говорит руководитель дагестанской диаспоры, - на памятной доске мемориала национальности павших не указаны - одни фамилии. Но они красноречиво говорят, что в одном списке и русский, и еврей, и украинец, и татарин, и чеченец... Как будто бы кто-то специально их подобрал, чтобы продемонстрировать единство нашего многонационального народа в годы войны. Но ведь этого же никто не делал. Это же на самом деле так и было: с фашизмом сражались бок о бок люди разных национальностей. К тому же это те, кто известен, а сколько их неизвестных...»

Ризван Максимов рассказал, что как-то в Тулу из Чечни приезжал внук красноармейца, о судьбе которого после войны родственники ничего не знали и считали пропавшим без вести. Оказалось, что он погиб в бою и похоронен в Тульской области в братской могиле. Поисковики нашли и останки уроженца Дагестана, павшего под Тулой. Параллельно с военкоматом по месту призыва поиском родственников занимались и представители дагестанской диаспоры. Дело непростое, но найти родных всё же удалось. Они потом из Махачкалы приезжали к могиле.   

«Словами не передать эмоции людей, которые давно отчаялись узнать хоть что-то о своём пропавшем в войну родственнике, и потом вдруг получают известие о том, что он сражался за Родину, погиб и похоронен там то и там, - поясняет Ризван Мусаевич. - Надо было видеть глаза этих людей в момент, когда они подходили к могиле. Это такая что ли живая связь времён...»

Наставничество в воспитании патриотизма нужно возрождать. В своё время это было действенно и давало результаты.
   
   

«Это как в горных селениях аксакалы, с мнением которых не просто считались, а руководствовались им, - говорит он. - Так и должно быть из поколения в поколение. Сегодня многие пожилые несут в себе дух понимания того, что такое Родина, ещё с тех времён, когда мы напрямую общались с победителями фашизма. У заглянувших в глаза смерти ветеранов совершенно иное отношение к жизни - более глубокое и осмысленное. Они вроде бы и с нами, но смотрят как бы сверху на всю житейскую суету. Ветеранов с каждым годом становится всё меньше, они уходят, но потребность в общении с ними никуда не девается. И нам хочется рассказывать об этом молодым».

Истина в Победе

По словам председателя «Молдавского центра» Олега Шептелутя, представители молдовской диаспоры 9 мая, помимо шествия в «Бессмертном полку» непременно возлагают цветы к мемориалу на Спасском кладбище в тульском Заречье.

«В этой большой братской могиле похоронены красноармейцы, умершие от ранений в тульских госпиталях. Мы обратили внимание, что, судя по фамилиям в списке погребённых, трое ребят должны быть из Молдавии. Стали проверять и оказалось, действительно, так и есть», - поясняет Олег Семёнович.

Но этим результатам предшествовала большая работа. Сперва активисты диаспоры наладили тесное взаимодействие с тульскими поисковиками, благодаря чему удалось сделать запросы в различные архивы, в том числе и в историческое хранилище российского минобороны. Так выяснились имена призванных с территории нынешней Молдовы и воевавших в составе 50-й армии. Её боевой путь проходил через Тульскую область, а войска этого оперативного объединения участвовали в освобождении городов Щёкино и Чекалина (Лихвина) в декабре сорок первого. В том списке оказалось и две фамилии из трёх молдавских, указанных в перечне похороненных в братской могиле на Спасском кладбище Тулы. Одна принадлежала призванному через военкомат Кишинёва, а вторая - через орган военного управления в другой местности республики.  

«Все данные мы потом передали в наше посольство и представителям ветеранского движения в столицу Молдовы, с тем чтобы найти родственников и оповестить их о месте захоронения бойцов», - говорит руководитель молдавской диаспоры.

По его глубокому убеждению, это их долг перед земляками, проявившими мужество и героизм в боях за Родину. 

«Ощущение от Дня Победы, как от большого праздника, живёт во мне с детства. До сих пор испытываю в этот день душевный трепет и гордость за наших предков», - признаётся Олег Шептелуть.

Общая трагедия войны и великая Победа воспитывают поколения людей, заставляя беречь свою землю, свою историю, свой многонациональный дом.