Об этих супругах по сей день слагаются стихи и сочиняются легенды. Для полярников Татьяна Прончищева — образец женской преданности, любви и самопожертвования. Место, где нашли последнее упокоение Татьяна и Василий Прончищевы, называли землей испытания любви. И ведь действительно — не каждая любовь выдержит такие испытания, которые пришлись на их долю. Да и часто ли кто-то идет за своим избранником на край света — не в переносном, а в самом прямом смысле. В преддверии Дня семьи, любви и верности, tula.aif.ru рассказывает об известных путешественниках.
Начальник экспедиции
Имения Прончищевых и Кондыревых стояли недалеко друг от друга. Многие исследователи уверены, что будущие супруги могли познакомиться еще в совсем детском возрасте, а значит сохраняли привязанность друг к другу еще с того времени. А может, их знакомство состоялось значительно позже, кто теперь скажет. Достоверно известно, что 20 (31) мая 1733 года они обвенчались. Мать и брат выдали замуж Татьяну Кондареву, как свидетельствует найденная челобитная, «по ее воле». Эти три слова — «по ее воле», как считал исследователь жизни Прончищевых Дориан Романов, несут большую смысловую нагрузку. Ведь в те времена зачастую дворянских девиц выдавали замуж независимо от их желания.
Действительный член Географического общества, известный тульский учитель и писатель Дориан Михайлович и его ученик Валерий Богданов установили также, что Татьяна Федоровна родилась в селе Березово тогда Алексинского уезда, а сейчас Дубенского района Тульской области, не позднее 1713 года, а скорее всего в 1709-1710 годах. И годы рождения, даже приблизительные, и место нахождения родового поместья долгое время считались неизвестными. Кроме Татьяны в семье были брат Федор и сестра Анна. Отец их, как соратник Петра I, был в числе тех, кто закладывал новую столицу России и строил первые верфи для молодого Балтийского флота. Но он умер в первый же год, как родилась Татьяна, она его совсем не помнила. Воспитывала девочку мама — Василиса Петровна.
Род Прончищевых известен с 15 века. Отец, ротмистр Василий Парфентьевич, был «написан стольником в своей вотчине — селе Торбеево-тож в Калужской провинции под Алексином». Сейчас это село Богимово Ферзиковского района Калужской области. Василий Прончищев родился в 1702 году, а уже в тринадцать был определен в Московскую навигацкую школу. Затем переведен в Морскую академию в Санкт-Петербурге. Окончив ее, служил на кораблях Балтийского флота и на Каспии.
Василий тоже рано потерял отца. Может отчасти поэтому они с Татьяной так и сблизились. Многое, наверное, значило и то, что их предки были не робкого десятка, верно служили Отечеству. Об их деяниях в семьях рассказывались целые истории.
В 1733 году лейтенанта морского флота Василия Прончищева назначили начальником Западно-Якутского отряда Второй Камчатской экспедиции с предписанием «изучить и описать» берега между устьями Лены и Енисея. Он торопился отправиться в путь, однако надо было успеть сделать еще одно срочное дело. 25 июня Василий подал прошение в Вотчинную коллегию о том, что «в нынешнем 1733 году зговорил он женитца на девице Татьяне Федоровой дочери Кондырева. ... И ныне она, сестра Татьяна, обретаетца в Москве в доме своем и имеет из Москвы с показанным мужем своим отъезд в дальные городы, а имянно в Сибирскую губернию».
Первая полярная путешественница
Вторая Камчатская, она же Великая Северная, Сибирско-Тихоокеанская экспедиция представляла собой несколько плаваний, предпринятых русскими моряками вдоль арктического побережья Сибири, к берегам Северной Америки и Японии в 1733-1743 годах для исследования севера России от Печоры до Чукотки и составление его географического, геологического, ботанического, зоологического и этнографического описания.
Помощниками руководителя экспедиции Витуса Беринга были А. И. Чириков и М. П. Шпанберг. Лейтенанта Василия Васильевича Прончищева назначили начальником одного из отрядов — Западно-Якутского (Ленско-Хатангского), перед которым поставили задачу исследовать и описать побережье Северного Ледовитого океана от устья Лены до устья Енисея.
1732 год. Василию Прончищеву — всего-то тридцать лет, его жене — около двадцати. Но молодые люди не испугались предстоящих трудностей. Хотя даже добраться к тому месту, откуда начиналась экспедиция, в те времена было непростым испытанием. Из Москвы, где проходила свадьба, отправились в Тверь, сопровождая обозы со снаряжением, запасами провианта и материалами для строительства кораблей. Эти грузы необходимо было доставить к берегам Охотского моря. Только к концу 1733 года обоз добрался до Тобольска. По поручению Витуса Беринга, Прончищев, не дожидаясь весны, вместе с командой мастеровых отправился строить корабли в Якутск. Дорога от Твери до Якутска заняла целых полтора года!
23 мая 1735 года дубель-шлюпка «Якутск» была спущена на воду. Командир судна — Василий Прончищев, штурман — знаменитый русский полярный мореплаватель Семен Челюскин. Целое тульское землячество! Помощник Беринга Алексей Чириков родился в селе Лужном нынешнего Дубенского района Тульской области. Семен Челюскин — в селе Мишина Поляна Белевского уезда.
Татьяна Прончищева стала не только первой русской полярной путешественницей, но, может, и первой женщиной на корабле российского флота. Конечно, согласие отправиться в плавание потребовало от нее немалого мужества. Дело даже не в том, что женщинам, как считалось, не место на корабле. Женщинам знатного происхождения вообще были не по статусу какие бы то ни было испытания. В их обязанности входило поддержание порядка, воспитание детей и прочие обязанности по дому. А тут — холод, необустроенность и все прочие прелести походной жизни. Для женщины того времени это по-настоящему героический поступок. Даже принимая во внимание версию, что перед этим семью Прончищевых обворовал до нитки их слуга, оставив без средств к существованию. Участие Татьяны Прончищевой в экспедиции не афишировалось. Ее имя даже не упоминается в рапортах.
Злополучный
19 августа1736 года была достигнута самая северная точка кораблей всей Северной экспедиции. Повернули обратно, но из-за скопления льдов и позднего времени плавания в данных широтах, не найдя подходящего места зимовки, 25 августа судно вернулись к устью Оленека. «Якутску» вновь был необходим ремонт.
29 августа Прончищев на шлюпке отправился на разведку и сломал ногу. Вернувшись на судно, он потерял сознание и на следующий день умер. Долгое время считалось, что Василий Васильевич скончался от цинги. В судовом журнале есть упоминания о том, что в отряде началась эпидемия. Однако в 1999 году, когда вскрыли могилу Прончищевых, установили, что скончался он все же не от цинги, а от последствий перелома.
4 сентября Татьяну свезли на берег. Она пережила мужа всего на 13 дней. Участники экспедиции отвезли тела супругов на мыс Тумуль в устье реки Оленёк при впадении ее в Северный Ледовитый океан и похоронили в одной могиле. В этот день было очень холодно и шел снег. Татьяну положили в гроб в изящных туфельках — узконосых, без задников, на высоком, так называемом французском каблуке.
В 1875 году погребение Прончищевых разыскал ссыльный геолог А. Чекановский вместе со своим товарищем С. Венгловским. Он записал в дневнике: «Две жалкие... лишаями поросшие гробницы высятся здесь над нами на береговом яру.... Малый, невзрачный крест ...без перекладины. Следы надписи на нем еще приметны.... Это могила злополучного Прончищева и его неустрашимой жены».
Как не обратить внимание на последние строки. Прончищев — злополучный. Да и как иначе — пошел в разведку и сломал ногу. Но жена — неустрашимая!
Полярный исследователь Эдуард Толь, искавший на Севере призрачную Землю Санникова, в 1893 году записал: «Я имел случай восстановить крест на могиле достопамятных героев большой экспедиции при Императрице Анне Иоанновне, лейтенанта Прончищева и его жены...».
В 1921 году члены первой советской арктической Усть-Ленской экспедиции под руководством Н. И. Евгенова обустроили и поставили новый крест на могиле супругов Прончищевых. После них, как дань поклонения отважной семье полярников, стали устанавливать доски различные организации и экспедиции.
В 1913 году мыс на входе в одну из безымянных на тот момент бухт на восточном побережье Таймыра был назван экспедицией Вилькицкого в честь Прончищевой, и на карте отмечен как «м. Прончищевой», что дало начало большой путанице. При подготовке издания карт это обозначение восприняли как относящееся к близлежащей бухте и трансформировали в «бухту М. Прончищевой». В 1921 году «М.» расшифровали как «Мария». Поэтому долгое время считалось, что супругу Василия Прончищева зовут Мария. Тем более, что во всех воспоминаниях участников похода Прончищева именовалась она только как «супруга господина лейтенанта».
В 1976 году Дориан Романов на основе анализа архивных документов и воспоминаний пришел к выводу что имя Мария — результат ошибки. В 1983 году студент Московского университета В. Богданов по документам Центрального государственного архива древних актов установил подлинное имя первой полярной путешественницы и основные факты ее биографии до отправления в экспедицию. Это открытие было зарегистрировано Географическим обществом Союза ССР.
В 1999 и 2002 годах Историко-археологическая экспедиция московского клуба «Приключение» под руководством известного полярного исследователя Д. И. Шпаро вскрыла могилу Прончищевых. Специалисты произвели антропометрические измерения, медицинскую экспертизу, сделали слепки черепов. Проверив собранные сведения, вторично захоронили Прончищевых — в торжественной обстановке, по православному обряду.
В том же году, на основании сделанных замеров, были созданы скульптурные реконструкции и графические портреты супругов Прончищевых, выполненных по методу Герасимова, который применяется в историко-археологических и криминалистических исследованиях.
Именами супругов названы берег, мыс, бухта, полуостров, кряж. Они неоднократно присваивались морским судамВ Якутске установлен памятник супругам Прончищевым. В поселке Дубна Тульской области в честь Татьяны Прончищевой установлена памятная стела.