«Нервный» Лермонтов и «неприличный» Пушкин. Какие тайны хранит наш почерк

Сегодня даже первоклассники в школах щеголяют смартфонами последних моделей, в классах висят интерактивные доски, а в каждом втором кабинете на партах стоят ноутбуки. Эпоха рукописей стремительно уходит в прошлое. 23 января в мире отмечают День почерка, цель которого – возродить культуру рукописного письма. TULA.AIF.RU узнал, что почерк может рассказать о характере человека, как благодаря нескольким рукописным строчкам можно раскрыть преступление и почему старая добрая шариковая ручка в разы лучше самой современной компьютерной клавиатуры.

   
   

Многие, перебирая свои старые школьные тетради, записные книжки и блокноты, наверняка замечали, что наш почерк с годами меняется: в зависимости от образа жизни он может стать строгим и сжатым либо наоборот – вальяжно «расползтись». Специалисты считают такую трансформацию вполне нормальным явлением.

«Почерк – вещь очень индивидуальная, – утверждает психолог Мария Ткачева. – Он может рассказать о человеке много интересного. Дело в том, что когда мы воспроизводим информацию на бумаге, мозг активизирует так называемый «механизм восприятия пространства» – человек переносит на бумаге не только данные, но и свои переживания, эмоции, которые он испытывает в момент письма. Поэтому, в зависимости от ситуации, почерк может меняться – в комфорте и покое человек может писать красиво и неторопливо, но если он находится в стрессовом или подавленном состоянии – рука начинает «гулять», буквы сжимаются, становятся резкими и угловатыми. Почерк является отражением жизненного опыта человека, его отношения к жизни, окружающим и самому себе – очевидно, что с годами он меняется так же, как меняемся мы сами».

Анализируй то и это

Чтобы составить представление о характере человека по почерку, достаточно одного листа текста, написанного в спокойной, комфортной для автора обстановке. Писать лучше всего перьевой ручкой, либо простым карандашом, чтобы можно было оценить силу нажима.

«Специалисты выделяют несколько основных составляющих почерка, по которым можно определить характер его владельца, – говорит Мария Ткачева. – Это нажим, наклон, размер и очертания букв. Сильный нажим характерен для людей энергичных и целеустремленных. Им присущи большие амбиции и яркая харизма. Как правило, они являются экстравертами, у них большой круг общения, они постоянно находятся в центре внимания. Слабый нажим – признак интровертных натур, которые постоянно «витают в облаках», отличаются неторопливостью и флегматизмом. Наклон букв влево – признак волевых, самодостаточных и независимых людей, готовых на все ради достижения цели. Если буквы склоняются в правую сторону – скорее всего, их написал человек уравновешенный и спокойный, склонный к уединению и переменам настроения. Вертикальный почерк без наклона свидетельствует о полной душевной гармонии – его владелец не лишен эмоциональности, но при принятии решений всегда руководствуется логикой и здравым смыслом. Размер букв тоже имеет значение. Крупные буквы – признак эмоциональности, общительности и оптимизма. Мелкие свидетельствуют о сдержанности, замкнутости и нелюдимости. Владельцы широких почерков – открытые натуры, способные в кратчайшие сроки завоевать симпатию окружающих. Узкий почерк свидетельствует о рациональности и ответственности. Округлые очертания букв говорят о том, что владелец почерка очень добродушный, отзывчивый и милосердный человек, искренне сопереживающий чужому горю и готовый в нужный момент протянуть руку помощи. Некая угловатость и резкость почерка – явный признак сильной натуры, способной идти к своей цели, несмотря ни на что и ни на кого».

Метод Шерлока сыщикам не поможет

Кстати, в 80-х годах ХХ века многие американские бизнесмены нанимали экспертов-графологов для того, чтобы те по образцу почерка рассказали заказчикам всю подноготную их потенциальных партнеров. В зависимости от заключений специалистов, владельцы фирм принимали решение – заключать с таким «субъектом» долгосрочный контракт или воздержаться от сотрудничества.

Специалисты по изучению почерка принимают участие в расследовании уголовных дел. Графологическая экспертиза – процесс долгий и трудоемкий, но результат того стоит: буквально по нескольким строчкам специалист может определить подлинность документа и раскрыть серьезное преступление.

   
   

«В ходе расследования приходится изучать, как правило, рукописные документы – дарственные, долговые расписки, доверенности, – рассказывает сотрудник бюро графологической экспертизы Александр Шульман. – Иногда к нам обращаются за помощью люди, желающие установить подлинность бумаг, составленных их наследодателями. Графологи принимают участие в изучении вещественных доказательств, фигурирующих в мошеннических схемах так называемых «черных риелторов», а недобросовестных продавцов каких-либо товаров. Встречаются и «крупные» дела – например, рейдерские захваты, подделка финансовых документов, мошенничество в банковской сфере. По почерку можно не только отличить подделку от оригинала, но и составить психологический портрет его владельца, спрогнозировать его поведение. При этом полностью скопировать манеру письма постороннего человека практически невозможно. Человеческий почерк уникален как отпечатки пальцев, его нельзя подделать – при детальном изучении все равно обнаружатся множественные «нестыковки». Существует распространенное мнение, что тексты, написанные разными людьми нерабочей рукой (для правшей – левой, для левшей – правой), похожи. Этим методом пользовался знаменитый Шерлок Холмс, но настоящим сыщикам он не поможет – даже сильно искаженные почерки серьезно отличаются друг от друга».

Переписать «Войну и мир»!

Взаимосвязь почерка и характера замечают не только психологи и графологи, но и педагоги, работающие с детьми.

«Проверяя тетради, я заметила, что все мои ученики с красивым почерком – старательные и усидчивые ребята, – делится учительница русского языка и литературы Анна Щербакова. – Как правило, они активно работают на уроках, у них хорошая успеваемость. Но бывают и исключения – например, у творческих натур, которые любят поговорить, всегда участвуют в обсуждениях и охотно рассуждают на тему пройденного материала, почерк довольно посредственный. Возможно, это связано с их чрезмерной активностью – они думают и говорят быстрее, чем пишут, и это сказывается на почерке. Кстати, нечто подобное я замечаю и за собой: если некуда спешить – пишу красиво, а вот записывать что-то на ходу могу очень неразборчиво».

Специалисты считают, что ухудшение почерка у современных школьников – последствие чрезмерной «компьютеризации» образовательного процесса. Записывать на уроках с каждым годом приходится все меньше – «электронные дневники» и виртуальные учебники используются практически в каждой школе. Прописи, уроки чистописания, хорошо знакомые старшему поколению палочки и крючки – все это постепенно забывается. Многие школьники не записывают даже домашнее задание. Гораздо проще подойти к доске, достать телефон, включить камеру – щелк, и готово.

Педагоги советуют прививать детям культуру письма с начальной школы. Чтобы заинтересовать ребенка, достаточно позволить ему самостоятельно выбрать качественные, красивые канцтовары, пользоваться которыми он будет с удовольствием. А вот использование телефонов и планшетов лучше ограничить – школьник не будет отвлекаться на социальные сети и разнообразные игрушки. Это поможет ему полностью сконцентрироваться на учебе.

Хороший почерк помогает быстрее «овладеть языком» – люди, умеющие красиво писать, демонстрируют незаурядные ораторские, актерские и литературные способности. Знаменитый советский актер, писатель и поэт Талгат Нигматулин, приехав в Москву из Киргизии, почти не говорил по-русски. Когда он пришел поступать в театральный институт, члены комиссии не на шутку удивились – молодой человек выражался искусно и красиво, демонстрируя безупречное владение языком. Чтобы достичь такого результата, Талгату пришлось вручную переписать два тома «Войны и мира».

Непонятная симфония и Леонардо «в зеркале»

А вот сам автор бессмертного романа, по воспоминаниям современников, свои произведения писал малопонятным, убористым почерком с множеством исправлений и помарок. Софья Андреевна Толстая несколько раз переписывала за мужем его творения, прежде чем направить их редактору. Известный психиатр-криминалист Чезаре Ломброзо, едва взглянув на почерк Льва Николаевича, сразу заявил, что он принадлежит «неуравновешенной психопатке легкого поведения».

Михаил Юрьевич Лермонтов часто менял почерк: в разные годы он писал совершенно по-разному. Строчки у поэта были неровные, а буквы постоянно «прыгали» вверх-вниз. В одном из учебных пособий по графологии Лермонтова характеризуют как весьма «невротическую личность».

Почерк Александра Сергеевича Пушкина вызывал искреннее неодобрение как у преподавателей Царскосельского лицея, так и у товарищей поэта. Для учащегося такого элитного учебного заведения считалось неприличным писать быстро, мелко и неразборчиво.

Альберт Эйнштейн писал свои научные труды крайне неаккуратно – его рукописи изобилуют кляксами, помарками и даже отпечатками выпачканных в чернилах пальцев ученого.

Создатель «Капитала» Карл Маркс доставил своим почитателям немало хлопот. Многие слова философ писал слитно, поэтому над расшифровкой его дневников исследователям пришлось изрядно потрудиться.

Знаменитая Девятая симфония Бетховена была напечатана лишь через два года после написания. Переписчики провели немало бессонных ночей в попытках разобрать ужасный почерк великого композитора. Из-за этого в расшифрованном варианте было много ошибок, и Бетховену приходилось постоянно поправлять своих помощников.

Но превзошел всех Леонардо да Винчи. Великий итальянец вел записи особым, зеркальным почерком, который получил название «почерка Леонардо». Исследователям наследия изобретателя даже пришлось разработать специальный метод расшифровки зеркального письма.