Не с барского плеча. Секонд-хэнд - выгодно или опасно?

Кирилл Романов / АиФ

Некоторые туляки охотно покупают одежду и обувь в комиссионках. Другие брезгуют такими вещами, подозревая, что они могут быть плохо обработаны и сохранять в себе не только чужую энергетику. Третьи принципиально не хотят донашивать что-то за другими. Четвёртые зарабатывают на перепродаже комиссионных вещей. И всё же – интерес к секонд-хэндам значительно вырос. 

   
   

Очереди на входе

«Новую партию вещей привозят один раз в месяц, и людей приходит так много, что они незадолго до открытия магазина толпятся перед входом, - рассказывает администратор магазинов секонд-хэнд Юлия Быковская. – После того, как двери распахиваются, мы отбегаем. Это выглядит как в фильмах, когда показывают кадры с крупными распродажами. Я была в лёгком шоке, когда увидела это впервые, потому что люди забегают внутрь сломя голову, толкаются и борются за то, чтобы первыми взять понравившуюся им вещь.

Наших покупателей можно разделить на две категории, к первой относится молодёжь. Ребята чаще всего приходят в момент поступления новой партии, отыскивают вещи именитых брендов либо для себя, либо для перепродажи, потому что здесь цены гораздо ниже, чем в бутиках. Вторая категория – покупатели, пытающиеся экономить. Их не интересуют бренды, качество, для них важно купить как можно дешевле и больше.

А спрос на протяжении всех лет моей работы умеренный, без скачков, но пандемия, конечно, сказалась, увеличив его».

Многие туляки предпочитают комиссионные магазины бутикам. Фото: АиФ/ Кирилл Романов

Откуда вещички?

Основной поставщик вещей - европейские страны. В том числе Англия, Германия и Италия, Голландия, Скандинавия. Есть и американские, но они дороже из-за транспортных расходов.

В формировании ассортимента участвуют и жители: они помещают свою одежду либо в специальные контейнеры, которые могут находиться рядом с их домами, либо относят её в сборочные пункты.

Но основной поток идёт после сезонных распродаж и смены коллекции. Опять же фирменные магазины продают остатки вещей по очень низким ценам фабрикам сортировки.

   
   
Один из признаков того, что одежда прошла такую обработку — специальный запах, характерный для таких магазинов. Фото: АиФ/ Кирилл Романов

Одежда, которую шьют для этих стран, несравнима большинством тех вещей, которые попадают на российские прилавки. При её изготовлении для развитых стран технология производства соблюдается до мелочей, в то время производители одежды для стран третьего мира не напрягаются по поводу токсичности и стойкости красителей, прочности тканей или соответствие усадки ткани и подкладки при стирке. Разумеется, ношенная одежда не может быть лучше новой того же класса. Но слегка поношенная юбка Marks & Spencer, привезённая из Англии, на порядок качественнее и прослужит дольше, чем купленный на рынке китайский Гуччи. К тому же не редко в таких магазинах продаётся и новая одежда. Скажем, купили, но что-то пошло не так: долго пролежала и стала не актуальной или не угадали с размером.

На предприятиях по сбору, вещи сортируют на категории:

  • Люкс — качественная одежда без малейших признаков износа, иногда вовсе не бывшая в употреблении. Эта одежда идёт не только в третьи страны, но и в магазины секонд-хэнд высокоразвитых европейских стран.
  • I категория — не рваная, не грязная с минимальным износом. Эту категорию наряду с категорией Люкс в основном закупают Россия и страны Восточной Европы.
  • II категория — изрядно поношенные вещи, среди которых могут попадаться непригодные к использованию. Чаще всего эти вещи идут в Африку и Среднюю Азию.
  • III категория — ветошь, идущая на переработку.

Затем вещи обрабатывают, упаковывают в специальные полипропиленовые мешки, весом от от 5 до 100 килограммов, и отправляют в специальные фирмы, продающие эти тюки владельцам магазинов секонд-хэнд. 

Русского и азиатского секонд-хенда не бывает.

Чем обрабатывают?

«Дезинфицируют их в странах сбора, используя фумигацию, где активное вещество газ, – говорит Юлия Быковская. – Мы не боимся покупать даже нижнее бельё, потому что уверены в качестве обработки. Кстати, каждый магазин имеет при себе свидетельства и сертификаты соответствия требованиям мировой системы здравоохранения, подтверждающие степень и тщательность дезинфекции продаваемых товаров».

«Один из признаков того, что одежда прошла такую обработку — специальный запах, характерный для таких магазинов, - информируют в Роспотребнадзоре. - При вывозе секонд-хенда в Россию проводится выборочная экспертиза тюков с товаром и проверяется наличие сертификатов. После чего выдает разрешение на продажу партии. Также Роспотребнадзор периодически проверяет магазины— как планово, так и по жалобам покупателей.

Две категории покупателей: молодежь, гоняющаяся за брендами и те, кто хочет сэкономить. Фото: АиФ/ Кирилл Романов

Документы, подтверждающие, где и когда проводилась чистка, стирка, дезинфекция вещей, или их официальные копии вам обязаны предъявить в магазине по первому требованию».

Впрочем, вы можете быть уверены в безопасности вещей хотя бы потому, что все они приходят из тех стран, где законы и санитарные нормы принято соблюдать. Русского и азиатского секонд-хенда не бывает.

Согласно «Правилам продажи отдельных видов товаров», запрещается торговать бывшими в употреблении изделиями медицинского назначения, лекарствами, предметами личной гигиены, косметикой и бытовой химией.

А вернуть ношеную вещь назад можно только в том случае, если дома вы обнаружили у неё скрытые продавцом дефекты. В этом случае по закону продавец имеет право требовать, чтобы вы за свой счёт доказали, что эти дефекты уже были до того, как вещь попала к вам в руки, и вы не знали о них в момент продажи. Если же пятно, о котором вы знали, не отстиралось — это ваши проблемы. Также не получится вернуть ношеную вещь, если она вам не подошла.

Вернуть ношеную вещь назад можно только в том случае, если дома вы обнаружили у неё скрытые продавцом дефекты.

А вот на новые, с бирками, вещи, пусть и продающиеся в магазине секонд-хэнд, нормы статьи 25 «Закона о защите прав потребителя» распространяются полностью. Эта статья даёт вам право обменять не подошедший товар или просто сдать его в течение 14 дней после покупки — конечно, если вы ещё не успели попользоваться купленной вещью».

Бережёного бог бережёт

И ещё советы специалистов Роспотребнадзора. «Вещи обязательно надо постирать. Хотя бы из-за, того, что их пощупали и померили несколько людей. Во время стирки заодно и избавитесь от противного запаха. Химические соединения, дающие этот запах, могут вызвать на чувствительной коже аллергическую реакцию.

Ткани, сильно впитывающие запахи, — например, велюр, - можно для начала замочить в горячей воде с добавлением жидкости для мытья посуды, снимающей жир. После этого — прополоскать и стирать, как обычно.

Новую партию вещей привозят один раз в месяц, и людей приходит так много, что они незадолго до открытия магазина толпятся перед входом. Фото: АиФ/ Кирилл Романов

Если стирать нельзя — проветрите вещь на балконе и прогладьте паровым утюгом. Можете отнести вещь в химчистку — но это может оказаться дороже, чем покупка самой вещи.

Тем, кто боится, что через поношенную одежду может передаваться энергетика прежнего владельца, знающие люди рекомендуют простирать вещь с морской солью, которая, как и вода, вбирает в себя негатив».

А вот тулячка Ирина Смирнова делится таким способом: «Постирайте вещь, подержите в воде с добавлением пищевой соды, повесьте на балкон дня на три и носите, не думая ни о чём».

Это интересно
Родоначальником элитного секонд хэнд можно считать шубу с царского плеча на Руси и плащ с королевского — в Англии. В отличие от щедрых русских царей, которые шубу отдавали навсегда, экономные англичане плащ вручали во временное пользование. Фаворит, носящий переходящий королевский плащик, считался «второй рукой» короля. То есть, по-английски, королевским секонд-хендом. Исторический секонд хэнд второго класса передавался от барина верному слуге, ну а для нищих имелся старьевщик, по дешевке скупавший ношеное тряпье и продававший его тем, кто не мог себе позволить новую одежду.