Миллион в закромах. В Тульской области завершается уборка урожая

Белозеров Григорий / АиФ

О том, чего ждать от нашего крестьянства в условиях финансового кризиса и международных санкций, рассказывает министр сельского хозяйства Тульской области Дмитрий Миляев.

   
   

Со своим сахаром

Фото: Пресс-служба правительства Тульской области

Дмитрий Миляев: Перед нами в этом году стоит задача довести валовый сбор зерновых до 1 млн 750 тыс. тонн. Задача серьёзная. Для её решения, нашими хозяйствами в этом году увеличена посевная площадь под зерновыми культурами более чем на 50 тыс. га.

В основном это те самые гектары, что мы вернули в сельхозоборот в прошлом году.

На сегодня в регионе уже собрали больше миллиона тонн зерновых.

Алиса Светлова, «АиФ в Туле»: Насколько понимаю, уборка идёт сложно, погода отнюдь не балует наших крестьян.

- Складывается непростая ситуация. Особенно в южных районах, ибо там почти не было дождей. Мало осадков, мало влаги, соответственно, урожайность ниже ожидаемой.

В среднем по области пока урожайность колеблется в пределах 30 центнеров с гектара. На сегодняшний день обмолочено более 60% от общей площади зерновых. Конечно, этого недостаточно для того, чтобы мы выполнили поставленную задачу. К тому же, некоторые производители показывают настолько низкую урожайность, что просто диву даёшься. Некоторые, особенно фермерские хозяйства, и вовсе пока не отчитались. Но мы все же рассчитываем на то, что к концу уборочной страды наши крестьяне представят истинные результаты своей работы и мы увидим более благоприятную картину, чем сейчас.

   
   
Земля, которую вернули в оборот в прошлом году, начала работать. Фото: Пресс-служба правительства Тульской области

Что касается картофеля, то здесь мы наверняка будем иметь хорошие результаты. По картофелю наш регион в числе лидеров в ЦФО. Наши хозяйства производят его в 4,5-5 раз больше, чем необходимо нашему региону. Так что вполне готовы накормить и соседей.

По сахарной свекле тоже ожидаем хороший урожай и рассчитываем, что Товарковский сахарный завод будет работать.

- Что питает ваши надежды? Ведь в отношении него введена процедура наблюдения.

- Есть компания, готовая работать. Заключен договор аренды производственных мощностей, решён вопрос с подключением электричества. Заключены договора поставки свеклы с региональными свеклосеющими хозяйствами, им сделана предоплата в общей сумме 70 млн. рублей. Большая часть коллектива завода возвращается на предприятие. Идёт полным ходом подготовка оборудования к работе.

Самое главное в том, что наши крестьяне, отказавшиеся от намерения сеять свёклу из-за проблем с её сбытом и долгами перед ними сахарного завода, все же поверили новым партнёрам. Мы совместно провели ни одну встречу. В итоге, площадь посевов сахарной свеклы в этом году составила 8,5 тыс. га вместо первоначально запланированных 5,5 тыс. га.

В свою очередь, мы готовы поддержать средствами регионального бюджета наши свеклосеющие хозяйства, поскольку заинтересованы в том, чтобы туляки пили чай со своим сахаром.

Устоят ли фабрики?

- В регион зашла «Тульская мясная компания», однако, не очень понятно – когда мы увидим её продукцию?

– Все площадки для строительства комплексов определены, земельные участки оформлены. Сейчас идёт проектирование с привязкой к конкретной местности. Осенью компания планирует начать работу с банком для определения ключевых условий финансирования. Общая стоимость инвестиций - порядка 11 млрд. рублей. Это крупнейший для области проект в сфере АПК, создаваемый «с нуля».

Когда на федеральном уровне, в Союзе свиноводов России, обсуждается вопрос импортозамещения мяса свинины, этот проект звучит в числе прочих.

Компания не новичок в отрасти. Масштаб только тульского её проекта – 420 тыс. голов свиней. Для сравнения: в нашем крупнейшем свиноводческом хозяйстве «Лазаревское», до трагедии с африканской чумой, было 57 тыс. голов.

- К будущему мясу да ещё бы молочные реки…

- По молоку ситуация немного улучшилась. Рост производства по отношению к аналогичному периоду прошлого года составляет более 5%.Не стану лукавить и говорить, что у нас «море» молочных проектов. Но крупнейший проект в Ясногорском районе вышел на проектную мощность. Только вдумайтесь - хозяйство ежедневно даёт 120-125 тонн молока.

По яйцу тоже показатель неплохой. В сравнении с прошлым годом, рост почти 13 процентов.

Произошло это за счёт того, что активизировалась работа Ефремовской птицефабрики. Первая птица появилась и на Суворовской птицефабрике, по осени там должно уже быть яйцо. К сожалению, сейчас ситуация вокруг этих фабрик вновь становится напряженной и неоднозначной, что связано с отзывом лицензий у банков «Тульский промышленник», «Российский кредит». Предприятия связаны с этими банковскими структурами.

К импортозамещению Россия идёт 6 лет. Фото: www.globallookpress.com

Если говорить о Заокской птицефабрике, давно переживающей сложные времена, то фактически инвестор там уже определился. Если процедуры банкротства завершатся в этом году, то уже в следующем году сможем говорить о реальных сроках возобновления её работы.

- Получается, надо было дождаться кризиса, чтобы как-то рвануть вперёд?

- Кризис, санкции, конечно, подстёгивают. Но и ситуация на селе не так плоха, как сегодня принято думать. Мы уже с вами как-то говорили о том, что разруха - зачастую - в головах....

Рынок накрыл

- Хорошо, вырастить вырастили, как продать? Сетевики, заполонившие регион, вытеснившие небольшие магазины, не спешат раскрывать объятия для наших крестьян.

- Надо работать в разных направлениях: развивать ярмарочную торговлю, вести диалог с сетями, создавать свою розничную сеть.Такие компании, как «Лазаревское» и «Краснобор» - верны себе: продолжают развивать собственные сети. Актуальным стал, как никогда, вопрос сельскохозяйственной кооперации, прежде всего, в вопросах сбыта.

- Но в конце концов, программа импортозамещения отметила всего лишь год…

- Вы знаете, я с этим не вполне согласен. Да, о задачах импортозамещения мы особенно активно стали говорить после того, как были введены ограничения на ввоз продуктов питания из стран, присоединившихся к антироссийским санкциям.

Но доктрина продовольственной безопасности была утверждена ещё в 2009 году. То, что мы делаем сейчас, абсолютно соответствует задачам этой доктрины. Если поступательно всё будет развиваться, и государство будет поддерживать крестьянство, думаю, в течение 3-5 лет мы вполне сможем решить стоящие сегодня перед нами задачи и обеспечить страну продуктами собственного производства.

- Много ли у нас за последние полтора года обанкротилось предприятий?

- Можно, конечно, сказать, что громких «падений» не произошло, но есть и не радостные случаи. Остановилась деятельность компании «Леда». Прекратили работу несколько районных хлебобулочных предприятий. Рынок хлеба вообще стал очень сложным и напряжённым, в нём высокая конкуренция. Многие хлебопеки с трудом удерживаются на плаву.

- Дмитрий Вячеславович, вы год в статусе министра. Едва став им вы сказали, что не ощущаете никаких перемен, просто работаете. Как вы сейчас себя чувствуете в этой должности?

- И сейчас продолжаю работать. Мы стараемся работать честно и открыто. А насколько хорошо это получается - не мне судить.