В областном центре работает медиашкола, где школьники и студенты познают азы фотошопа, учатся снимать яркие видео и писать интересные посты.
О том, что интересно современной молодёжи и почему знания «обо всём понемногу» - это не всегда плохо, рассказывает руководитель тульского медиацентра T-[REC]S (подразделение молодёжного центра «Спектр») Николай Жарков.
Ты - «продукт»
Антонина Позднякова, «АиФ в Туле»: Один из блоков медиашколы – это развитие своего продукта в соцсетях. Что за «продукт» у студентов?
Николай Жарков: Сейчас все продвигают себя. А «продукт» – мы сами, наша личность. Молодые люди снимают видео о своей жизни, путешествиях, событиях, пишут посты и делятся впечатлениями. Кроме того, молодёжь сейчас как никто понимает, что с помощью соцсетей можно зарабатывать и развиваться, высказывать свою позицию и общаться без границ.
Например, к нам пришла студентка кулинарного колледжа. Она делает на заказ торты и пирожные. Ведёт свой инстаграмм, но интуитивно, потому что как надо и лучше – не знает. Учебников по этой теме нет. К нам она пришла научиться классно снимать и преподносить свой товар, выделяясь из общей массы.
В прошлый раз мы делали несколько лекций только про инстаграмм, в этом году мы расширим программу и будем говорить и про другие соцсети, ведь для каждой площадки нужен свой контент и своя подача.
- В медиацентре вы рассказываете о том, как снимать ролики, писать тексты, подводите итоги недели, снимаете видео про людей разных профессий. Ждать ли ещё чего-то авторского?
- Нам бы хотелось видеть в нашей импровизированной студии людей, влияющих на политику и принимающих решения в регионе.
В планах – проект «онлайн-диван» в формате интервью. Это делали многие, но в Туле подобного масштабного опыта не было, нам интересно попробовать. Мы готовим проект, где будем говорить на молодёжном языке с серьёзными людьми на равных. Сейчас всё больше представителей администрации и правительства разворачиваются к молодёжи, потому что она имеет своё мнение и видение.
Я говорю в целом о тенденции — политиков и руководителей нашего города волнует состояние молодежи: профориентация, занятость. На молодёжь готовы тратить деньги. Проводят форумы, создают образовательные площадки, устраивают встречи с интересными людьми, открывают культурные, досуговые и арт-центры. Выделяют гранты для лучших студентов.
В тренде лаконичность
- Самая популярная площадка сегодня – «ТикТок», где любой может выложить короткое видео и получить сотни лайков. Тиктокер сегодня – одна из популярнейших «профессий» среди подростков. Это долгосрочное явление?
- Пока не появится более интересного аналога, эта соцсеть будет существовать. Всё движется к сжатию информации. Ритмы очень высоки, а тем более у школьников и студентов. Они хотят получать информацию быстро и лаконично, отсеивая неинтересное для них. И для принятия решения – читать или не читать, смотреть или не смотреть – им достаточно буквально секунды.
- Многие известные и возрастные люди сейчас тоже снимают тиктоки, причём вторят за подростками, не делая чего-то своего. Выглядит это иногда нелепо. Как вы к этому относитесь?
- В целом это круто, на мой взгляд. А вот что касается наполняемости, то я думаю, что дублировать контент юных и стремиться ему подражать не надо. Есть множество примеров, где состоявшиеся люди снимают короткие видео, наполненные взрослой информацией. Это ролики о литературе, культуре, искусстве, спорте. Весь вопрос — в подаче. Например, молодой учитель математики рассказывает о своём предмете в формате тиктока и набирает тысячи просмотров. Делает он это молодёжным языком с современной подачей, но это серьёзный контент. Это показывает, что площадка создана для всех, но как её использовать — выбор каждого.
- Педагогам стоит «уходить» в соцсети и пытаться преподносить, например, Онегина в более современном формате?
- Они однозначно должны быть «в теме», но классику я бы оставил в покое. На то она и «классика». Кстати, а вот включать в программу труды современников нужно обязательно. Не только в прошлом были таланты.
Лично мне чтение книг, не только классики, помогает расширять кругозор и смотреть на вещи под разным углом. Это полезно всем. Но опять же, не скажу, что сам процесс имеет сакральную ценность. Возможно, слушать аудио книги не менее полезно.
Притягательная новизна
- Каким сейчас быть модно?
- Понятие модно-не модно сейчас отсутствует из-за слишком быстрого ритма молодёжной жизни. А всегда модно держать нос по ветру, быть в гуще событий и поглощать информацию из всех популярных источников. К местам силы сейчас можно отнести, как стильную кофейню, так и выставочный зал. Чем новее место, событие, представление, тем больше интереса вызывает.
- Итог: из-за высоких скоростей, дети получают лишь поверхностные знания…
- Шапочное знакомство не всегда - плохо. Если разбирать направления молодёжной политики, куда входят спорт, патриотическое воспитание, туризм, профориентация, то задача каждого из них познакомить, в частности, школьника с разными сферами жизни, показать многообразие профессий и предоставить свободу выбора. Мы как раз и занимаемся тем, что помогаем подросткам, готовым максимально впитывать всё, найти себя и определиться.
Наш медиацентр, например, не готовит журналистов или операторов, мы показываем лишь возможности и идём в ногу со временем. Вся наша жизнь сейчас – в соцсетях, и если ты можешь изложить свою точку зрения грамотно и ясно, будь то кулинарные рецепты или политический вопрос, то это пригодится тебе в любом случае.
А наша активная молодёжь умеет размышлять. В прошлом году мы проводили конкурс, где ребята писали заметки на разные темы. Пишут здраво, рассуждая и приводя аргументы.
В 14-16 лет ты полон сил, готов свернуть горы и показать всем «как надо». Но одни выбирают деструктивный путь, другие понимают: хочешь сделать лучше, развивайся, самообразовывайся, интересуйся жизнью школы, вуза, города, области и страны. Тогда ты сможешь что-то изменить и высказать своё мнение, к которому, возможно, прислушаются.
- На ваш взгляд уровень образования нынешней молодёжи высокий или «в наше время было лучше»?
- Сложно составить чёткое мнение на этот счёт, опираясь исключительно на аудиторию медиацентра. К нам приходят в первую очередь за новыми навыками, а это априори аудитория, которая уделяет особое внимание самообразованию, что уже говорит об их воспитании и образованности.
А касаемо «раньше было лучше», то в мою школьную и студенческую юность все же большую часть знаний и информации мы черпали от педагогов и из книг. Бумажные носители отошли на второе место ближе к последнему курсу университета. Сейчас же ситуация другая. В телефон «помещаются» почти все библиотеки мира, миллионы практических видео уроков, в общем информации невероятное количество.
Есть ощущение, что у моего поколения есть преимущество в смекалке и прикладных навыках. Мы понимаем, как быстро считать без калькулятора, как пользоваться картой, да банально забить гвоздь. Мы думаем, как решить ту или иную задачу, а не отправляемся в интернет чуть что в поисках даже самой простейшей информации.
Поколения 2000-х любой вопрос адресует не к себе, а в гаджет.
- То есть, собственный мозг по больше части – всего лишь переходник к интернету…
- Но иногда они получают ответ раньше, однако интернет есть не везде, и, когда он не приходит на помощь, сложновато. В общем, в каждом поколении есть сильные и слабые стороны.