Подростки на самокате сбили пешехода. Оператор кикшеринга (краткосрочная аренда самокатов — прим. ред.) заблокировал нарушителю доступ к сервису. Также его оштрафовали на 5 000 руб. Но остановят ли такие меры безбашенных подростков, которые и являются основными пользователями арендованных электросамокатов?
Всё чаще среди туляков можно услышать: «самокатчики — угроза для пешеходов». И это не просто слова.
Сбил и уехал
«На днях в Заречье парень на электросамокате чуть не сбил маленькую девочку. В последний момент чудом объехал. Ребёнок так сильно испугался, что заплакал», — рассказывает Зоя Павлова.
«На меня за неделю дважды по улице Мира наехали самокатчики и оба подростки. Синяков и ссадин получила немало. Ни один не извинился, а по-быстрому уехали», — делится Юлия Власова.
Кстати, проблемы пользователи средств индивидуальной мобильности (СИМ) создают не только пешеходам. По данным Госавтоинспекции, в 2023 году зарегистрировано два ДТП с наездом на пешеходов и семь ДТП с участием электросамокатов. В них пострадали три человека. Для сравнения: в прошлом году была всего одна подобная авария и один пострадавший. А ещё не прошло и полгода.Наверное, поэтому каждый второй туляк выступает за ограничения для вождения самокатов и электросамокатов, согласно опросу SuperJob.
По мнению жителей, введение предельной скорости, запрета движения по тротуарам и ограничения по возрасту поможет сократить количество аварий и обезопасить пешеходов. Против подобных ограничений выступают лишь 16% горожан.
Всё слишком просто?
Чаще всего на арендованных самокатах можно увидеть подростков. Возможно, в этом-то и кроется корень проблемы. Чужого имущества им не жалко, а на своё — денег пока нет, поэтому и экономят, устраиваясь на один СИМ вдвоём. О том, что на «зебре» надо спешиваться, вообще вряд ли слышали. А ведь чёткие-то правила появились в марте этого года.
К слову, согласно политики всех компаний, которые предоставляют аренду самокатов в Туле, возраст «водителя» должен быть не менее 18 лет. Но проверить это невозможно.
«При регистрации в сервисе необходимо подтвердить возраст и привязать платежную карту. Как показывает наш опыт, чаще всего аккаунт регистрируют на себя родители, а потом передают управление детям. Безусловно, это нарушение. Мы следим за соблюдением этого правила, при нарушении штрафуем и блокируем аккаунт, — прокомментировал ситуацию представитель одной из компаний Денис Балакирев и добавил: — На всех наших самокатах программно ограничена скорость. Разогнаться быстрее 25 км/ч невозможно, а в местах большого скопления пешеходов и в местах отдыха скорость автоматически снижается до 15 км/ч. Все зоны ограничения скорости отмечены на карте в сервисе. В настоящий момент мы также тестируем технологию компьютерного зрения, которая позволит самокату самостоятельно определять препятствие, внезапно возникшее на пути — пешехода, автомобиль или столб, например, и самостоятельно реагировать, сбрасывая скорость».
Сервисом компании в прошлом году воспользовалось 15% жителей города, число пользователей в течение сезона увеличилось на 88%, а количество поездок — на 250% по сравнению с предыдущим сезоном.
Нужны новые знаки
Проблема нерадивых самокатчиков, пугающих пешеходов, не локальна. О беспределе говорят и в Ростове, и в Твери, и в Северной столице, где неединичны смертельные случаи. Кстати, вице-спикер Законодательного Собрания Павел Иткин предложил обязать компании кикшеринга платить за парковку в центральных районах города.
Ещё в Санкт-Петербурге определены зоны, где скорость должна быть занижена до 15 км/ч. Выделены зоны, где ездить на самокате запрещается. Оставлять арендованные самокаты теперь нельзя, например, на охранных территориях метрополитена. Допустимое расстояние от стоянки до входа и выхода в метро — 15 м.
При управлении средствами индивидуальной мобильности запрещается:
- управлять средством передвижения, не держась за руль хотя бы одной рукой (при наличии руля);
- перевозить груз;
- перевозить пассажиров, если это не предусмотрено оборудованием или конструкцией;
- перевозить детей до 7 лет;
- поворачивать налево или разворачиваться на дорогах (случаев, когда из правой полосы разрешен поворот налево и за исключением дорог в велосипедных зонах);
- пересекать дорогу по пешеходным переходам, не спешившись.