Президент страны допускает деприватизацию предприятий ВПК, а правительство отказывается от влияния на работу ТОЗа и «Точмаша». В каком направлении должна двигаться промышленность.
У кого забрать, кому перепродать?
Председатель ФНПР Михаил Шмаков напомнил о предложении «в некоторых необходимых» случаях использовать механизм национализации для социально значимых стратегических предприятий, если возникнет основание полагать, что они не смогут исполнять общественно важные функции, в том числе, сохранение занятости. У правительства и союза работодателей эта инициатива не нашла поддержки, поэтому в трёхстороннее соглашение записали компромиссное положение. Сложно сказать, какой «компромисс» между властью, трудом и капиталом имел в виду главный профбосс страны, но в тексте документа слово «национализация» не фигурирует.
К чему отказ от спецправа?
А буквально через три дня становится известно о прекращении действия специального права («золотой акции») на участие РФ в управлении 11-ю стратегическими акционерными обществами, среди которых «Тулаточмаш» и «Императорский тульский оружейный завод».
В отношении двух тульских предприятий государство такие полномочия с себя добровольно сняло. В администрациях обоих предприятий от комментариев категорически отказались.
«Думаю, логика такого решения в либеральном мышлении правящей элиты, - полагает Владимир Тимаков, депутат Тульской городской думы. - Они считают, что частный бизнес всегда лучше, чем какое-то государственное планирование, и на этом строится вся экономическая стратегия последних 30-ти лет. Когда-то у нас доминировала государственная собственность, теперь другая крайность.
Тем более, бывают ситуации, и я их знаю, когда на оборонных предприятиях остро ущемляются права рабочих, сокращаются расценки за сдельный труд. Доходы владельцев увеличиваются, а зарплаты рабочих урезаются. Начни они возмущаться, их тут же назовут изменниками Родины. Но, извините, нужно выяснить, на кого работаем- на страну или на хозяев? А в основе доходов оборонного предприятия лежит не частный рынок, а государственный заказ».
В России существует законодательство о приватизации, а вот национализация нормативно не отрегулирована. Её механизмы тоже должны быть предусмотрены в законе. Во время кризиса государство регулярно помогает системообразующим отраслям и предприятиям. В идеале национализация должна выглядеть не как беспроцентная или безвозвратная, а быть полученной в обмен на пакет акций для государства. Это было бы справедливо, а то получается, что мы вроде бы поддерживаем экономику, но ещё и частные интересы каких-то не слишком бедных лиц.
Мнение
Валентин Митин, в прошлом- генеральный директор завода «Штамп», первый заместитель губернатора Тульской области:
«Тульская промышленность пошла от Никиты Демидова- это был частный предприниматель, чья деятельность шла на пользу всей России. Так и сейчас, один большой акционер сосредоточил в своих руках «Туламашзавод», «Тулаточмаш» и ТОЗ. Мне довелось с ним недавно разговаривать, и я ему сказал: «Ты будешь следующим Никитой Демидовым, который пользу принёс тем, что он прославил…» И частные заводы, думаю, сохранят государственный заказ со стороны «Ростех» или министерства обороны.