​Кина не будет? Как выживают тульские кинотеатры в условиях санкций

Кирилл Романов / Коллаж АиФ

Оказавшись за бортом мирового проката, российские кинотеатры подают сигналы бедствия. В их числе и в нашем регионе, пока ещё остающиеся на плаву.

   
   

С надеждой на лучшее

После отказа крупнейших голливудских студий работать с Россией посещаемость кинотеатров в стране резко упала. По разным оценкам, до 30% из них уже закрылись, а оставшиеся близки к банкротству как никогда.

Первой потерей в областном центре стал кинотеатр «Октябрь», правда, закрылся он ещё в пандемию, но и после снятия ограничений не заработал. А вот «Кино Сити» пал уже непосредственно в период действия санкций. Из всех же до недавнего времени горя не знавших учреждений в «живых» остались только три. Но участь у них сегодня незавидная.

Правда, представители сети «Синема Стар» наотрез отказались открывать карты, очевидно полагая, что в сложившейся ситуации это как-то поможет, или выставит их в более выгодном свете.

«Нам уже и так серьёзную антирекламу сделали, - ответила после звонка управляющему администратор кинотеатра. - Давать вам комментарии не велено». Более разговорчивыми оказались их коллеги по цеху и сообщили, что из-за потери практически всего Голливуда, продукция которого составляла порядка 80% репертуара кинотеатров, от прежнего количества зрителей осталось всего процентов 30.

«Соответственно и выручка упала в разы, - поясняет управляющий тульским кинотеатром «Алмаз Синема» Денис Поляков. - Сейчас в отрасли практикуют спортивные трансляции, показ советских фильмов, различных сериалов, но насколько это рентабельно и спасает ситуацию, сказать затрудняюсь. Мы стараемся заполнять образовавшуюся нишу отечественным кинематографом и занимаем выжидательную позицию в надежде на лучшие времена». 

«О выполнении плана и думать не приходится, - говорит директор кинотеатра «Синема Парк» в Туле Денис Харьков. - Для экономии электроэнергии приходилось и сеансы отменять, а некоторые из восьми наших залов вообще закрывать, например, в будни. Ведь гонять фильм ради одного-двух зрителей смысла не имеет».

Без «Бони М» не сплю, не ем

С начала 90-х мы активно начали поглощать заокеанский продукт и зритель уже давно привык к высокобюджетному кино, поэтому и замену ему сейчас найти трудно. Хотя, по словам Дениса Харькова, даже при отсутствии голлливудского контента фильмов для показа у нас вполне хватает. Есть и достойное европейское кино, например, хорошие отзывы получают современные итальянские и французские комедии. Представлен и азиатский кинематограф. Да и американское кино как таковое в афише остаётся, только это продукция маленьких независимых студий с соответствующими возможностями, и грандиозных планов заработать, как в случае с прокатом больших блокбастеров, уже никто не ставит.

«Импортозамещение и прочие «ответы Западу» на сферу кино пока не распространяются».
   
   

Некоторые российские кинотеатры приловчились-таки показывать официально невышедшие у нас голливудские картины под видом «бесплатного предсеансового обслуживания». Это когда в рамках одного сеанса сперва демонстрируют голливудский блокбастер, а следом - фильм отечественный, на котором мало кто из публики потом остаётся. При этом билет продаётся вроде бы на нашу картину, на самом же деле не только на неё, поэтому и стоит на порядок дороже. А пиратские копии достают, предположительно, у коллег из стран СНГ.

«Наша сеть по этому пути идти отказывается, - говорит директор тульского «Синема Парка». - Законных оснований для занятия этим у нас в стране нет. Как бы там ни было нужно оставаться в правовом поле. Авторские права никто не отменял».

Говорить о том, что российское кино в плане технологий может составлять конкуренцию ушедшему американскому конечно хотелось бы, но объективно пока нельзя.

«Уровень российского кинематографа безусловно растёт, но мы пока не в состоянии добиваться успеха по формуле «много вложили и много отбили». У нас нет таких финансовых и технических возможностей, - считает Денис Харьков. - Кинематографисты просят у государства денег на поддержку отрасли. И её им оказывают, но результат не может быть сразу - полноценный производственный цикл хорошего фильма требует много времени».

Пока же, сколько бы мы не признавались на фоне санкций в любви ко всему отечественному, жить без заморского кино, оказывается, не можем. А патриотические мотивы, импортозамещение и тому подобные «ответы Западу» на сферу кино пока не распространяются. И как показывают сегодняшние полупустые залы, несмотря на непроходящую любовь к старому и доброму нашему, народ всё же тяготеет к другому кино. Вот и получается, как в давней советской прибаутке: «Без «Бони М» не сплю, не ем».