24 февраля Губернатор Алексей Дюмин поручил областному правительству начать разработку новой пятилетней Программы развития региона.
Команда разработчиков под руководством первого заместителя главы региона Вячеслава Федорищева приступила к работе по определению стратегических направлений Программы. Одновременно с этим региональному отделению «Единой России» губернатор дал важное поручение- организовать широкое общественное обсуждение и сбор предложений жителей области.[left_news: 3532514 {title: Новость по теме}]На первом этапе этого обсуждения, в числе прочего, было решено в каждом районе области провести «круглые столы» в формате стратегических сессий по обсуждению предложений.
Уполномоченный представитель губернатора Тульской области по работе с муниципальными образованиями Надежда Школкина одна из тех, кому поручено проведение этих стратегических сессий.
«Я отвечаю за проведение сессий в муниципалитетах, - рассказывает она. - Слушаем, обсуждаем вместе с экспертами из районов их предложения в Программу 2026. Также в Туле прошла серия общерегиональных отраслевых сессий по ключевым направлениям. Все озвученные предложения и идеи нами тщательно фиксируются, анализируются и передаются команде разработчиков, в которую входят специалисты корпорации развития Тульской области и регионального министерства экономического развития. В этой важнейшей работе задействовано огромное количество людей, живущих в регионе».
Путепровод или переезд?
Надежда Школкина: Узловчане, к примеру, мечтают о путепроводе. Город разделён на две части крупным железнодорожным узлом. Людям приходится часа по три-четыре в день стоять на железнодорожных переездах. Это не только крайне неудобно, но и мешает развитию города.
Евгения Симонова, «АиФ в Туле»: Но железнодорожники отвечают лишь за переезды, а строительство путепроводов - это уже обязанность региона…
- Железнодорожники не менее нас заинтересованы в решении проблемы, поскольку собираются увеличить движение в южном направлении с 35 поездов в сутки до 80, сделав высокоскоростную магистраль. А это невозможно, если не обеспечить безопасность движения и быструю проходимость по нашей территории. Руководитель РЖД в Тульской области сказал мне: «Вы даже не представляете, какая это сложная задача построить путепровод». Я же полагаю, если не начинать этот процесс, то уж точно ничего не построишь. А вместе мы справимся.
Снять с тормоза.
- Во многих районах люди называют тормозом развития территорий сроки действия проектно-сметной документации. В этом плане показательна ситуация в Кимовске. Три года назад, во время рабочей поездки Алексея Геннадьевича Дюмина, кимовчане попросили помочь отремонтировать передвижной культурный центр. Губернатор поддержал их. Через год интересуется, что сделано. Ничего. У муниципалитета нет денег на проектно-сметную документацию. Дали. Сейчас приезжаем, люди бегут к нам, как к «скорой помощи»: «Действие документации заканчивается, а финансирования нет!». И мы с министром культуры Татьяной Рыбкиной, с председателей областной Думы, руководителем регионального отделения «Единой России» Николаем Воробьёвым в экстренном порядке решаем этот вопрос.
- Почему кимовчане ждали вашего приезда, чтобы озвучить проблему?- Ответ на этот вопрос не такой простой. В муниципалитетах много проблем. У глав куча полномочий, более полутора тысяч, а денег на их исполнение зачастую нет. Но они пытаются что-то делать, у них есть желание обустроить жизнь земляков. Возможно, некоторым надо быть просто чуть смелее. Я в этом смысле человек более упорный. Думаю, некоторыми вопросами я уже замучила многих коллег из нашего регионального правительства. Вот, к примеру тема строительного мусора, остающегося после сноса домов по программе расселения ветхого и аварийного жилья. Программа успешно реализуется. В том же Кимовске выстроили современный жилой комплекс, в Заокском новостройки напоминают итальянский пейзаж. Вот только после сноса аварийных домов остаются груды строительного мусора, на вывоз которого у муниципалитетов нет денег. Да и везти куда? В лес? На обычный полигон ТБО это не повезешь.
И это вопрос всех регионов. В крупных городах проще. Скажем, у столичных строителей есть серьёзный финансовый задел: возможность продавать квартиры по хорошим ценам. Они могут себе позволить такую социальную нагрузку, как избавление от старых домов. К тому же, получают и определённую выгоду. У них есть дробильные установки, они дробят хрущёвки из кирпича и бетона и отправляют в отсыпку под плитку и асфальт. Наши же бараки- шлакобетон, дерево. Прежде чем переработать, их приходится разделять на фракции. Это дорогое удовольствие. Считаю, что правильно было бы в федеральном законе «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» предусмотреть финансирование на снос и вывоз строительного мусора, а региональных операторов наделить соответствующими полномочиями по вывозу таких видов отходов и строительству соответствующей инфраструктуры.
Или вот ещё проблема, на которую люди указывали почти во всех районах: водоснабжение и очистные сооружения. Этот вопрос на контроле у губернатора. Так например, в Алексине скоро начнутся работы по масштабной реконструкции очистных сооружений, стоимость которых почти 2 млрд рублей. Но у нас ещё 8 «горящих» очистных в моногородах. И работы по ним тянут на 11 миллиардов. Учитывая, что областной бюджет на 70 % социально ориентирован, самостоятельно нам проблему очистных не решить. Значит, надо заручаться поддержкой федерального правительства и совместно решать проблему.
Большие задачи и «вишенки на торте»
- Вы обозначаете важные, но уж очень глобальные проблемы...
- А иначе нельзя. Если бы Алексей Геннадьевич не ставил больших задач, начиная реализовывать первую Программу развития региона, вряд ли бы мы сегодня восхищались сделанным. И вряд ли бы люди участвовали в создании новой Программы. А они участвуют очень активно, заинтересованно, живо. Это огромное и заслуженное главой региона доверие.
Например, наш губернатор поставил задачу к 2024 году в полтора раза увеличить инвестиции. В Заокском обозначают- с инвесторами проблема из-за нехватки лимитов по газу, из-за устаревших скважин старых сетей водоснабжения. Люди в муниципалитетах готовы прорабатывать проблемные вопросы, искать выход, выходить с предложениями в региональное правительство.
Все районы хотят жить хорошо. Многие просят придать своим территориям статус территорий опережающего экономического развития и готовы работать на эту идею.Опять же, жители региона видят, как активно благоустраиваются их города, ремонтируются ДК, восстанавливаются культурные и исторические объекты. И сегодня они говорят не столько о благоустройстве дворовых территорий, сколько предлагают комплексно благоустраивать общественные пространства, ещё больше устанавливать спортплощадок на открытом воздухе. Меняется качество жизни, меняется настроение и внутреннее состояние человека.
Кстати, общаясь с представителями районов, наша группа по подготовке проекта новой Программы всегда ищет «вишенку на торте». Это то, что давно обсудили и давно хотят жители конкретного района. Скажем, в Венёве- это строительство скейт-парка, в Туле- озеленение, в Новомосковске- объездная дорога, ФОК с бассейном- в Заокском, в Кимовске- капремонт здания школы искусств. И практически в каждом муниципалитете делают акцент на историческую составляющую региона. Предлагают сделать Золотое кольцо Тульской области, а затем включиться в Золотое кольцо России. Мне кажется, это достойная идея. Если мы разовьем туристические кластеры, благоустроим наши города, область может стать меккой для туристов.
И в этой связи мне очень близки слова губернатора:
Я очень хочу, чтобы через пять лет, подводя итоги реализации Программы развития Тульской области до 2026 года, мы также смогли бы гордиться результатами.