«Иди в угол!» Как общаться с непоседами и маленькими хулиганами?

О том, как наказывать детей, и стоит ли это делать, рассказала педагог-психолог организационно методического отдела государственного учреждения дополнительного образования «Областной центр «Помощь» Татьяна Сапронова.

   
   

«Многие психологи убеждены, что воспитывать ребёнка без наказаний невозможно, однако необходимо учитывать его возраст и тяжесть проступка, - поясняет педагог. - У адекватного наказания, согласно мнению психологов, имеется несколько важных задач, среди них: исправление опасного либо нежелательного поведения, контроль над определёнными прежде границами дозволенного, поддержка родительского авторитета, возмещение причинённого ребёнком ущерба, предотвращение нежелательных поступков в будущем. 

Таким образом, большинство экспертов склоняется, что наказывать всё же необходимо. Осталось только понять, с какого возраста это делать, за что и как.

«Малыши младше двух лет не могут улавливать связь между своим неправильным поведением и дисциплинарными мерами со стороны родителей, - продолжает Татьяна Сапронова. - Несмотря на возрастные особенности, в жизни малышей должны появляться строгие и чёткие запреты. Например, ребёнку нельзя бить маму или совать пальцы в розетку».

Однако вместо прямого наказания, в этом возрасте родителям лучше применять отвлечение, переводя внимание ребёнка на что-то другое. Также следует объяснять нежелательность того или иного поведения, интонационно выделяя слова «нет» и «нельзя».

Примерно в три года ребёнок вступает в кризисный период, поэтому родители сталкиваются с протестами, первыми истериками, нежеланием подчиняться общим правилам. С трёх до пяти лет вводятся первые наказания, поскольку именно в этот период устанавливаются основные правила и дисциплинарные меры. Именно в этом возрасте ребёнок начинает стоять в углу. После шести-семи лет родителям следует обсуждать проступки, объяснять на примерах мотивы человеческого поведения, развивать сочувствие. Для подростка стоит выбирать совершенно другие методы, поскольку тинэйджеры крайне чувствительны к мнению окружающих, склонны к максимализму. Как пример – лишение привилегий или ограничение общения с приятелями.

Нельзя ругать

Как отмечает педагог, ребёнка нельзя наказывать, когда он болеет, перед сном и сразу после сна, во время еды, так как в этот момент он буквально «проглатывает» негативные сигналы и впоследствии это может привести к развитию психосоматических заболеваний. Также во время работы и игры, непосредственно после душевной или физической травмы и когда ребёнок искренне старается что-то сделать, но у него не получается.

«Специалисты рекомендуют взрослым выстраивать своеобразную градацию проступков и дисциплинарных мер. Это поможет понять, за что вообще не следует наказывать детей, а когда введение «санкций» обоснованно и, более того, обязательно».

Наказание допустимо, если ребёнок преднамеренно совершает запрещённый поступок. Степень дисциплинарного воздействия будет зависеть от тяжести совершённого «злодеяния». Например, кража денег, избиение брата или сестры, своевольный уход из дома. 

   
   

«Перед наказанием всё же следует узнать мотив проступка, чтобы удостовериться, что он совершен не по незнанию, случайно или из благих пожеланий. После наказания нужно утешить ребёнка и объяснить мотивы вашего поступка. Помните, что наказание – это только небольшая и не самая значимая часть воспитания детей. Необходимо обязательно вознаграждать ребёнка за хорошие поступки, поощряя тем самым такие черты характера, как доброта, вежливость и трудолюбие».

Правила для родителей
Чтобы действия родителей оказали положительный эффект, нужно, вне зависимости от возраста ребёнка, соблюдать некоторые правила. 1. Последовательность. Наказание должно следовать за одни и те же поступки. 2. Учитывайте тяжесть проступка. Небольшое баловство или впервые совершённый проступок должны заслуживать только предупреждения. 3. Ограничивайте длительность наказания. Всегда сообщайте продолжительность дисциплинарной меры, иначе ребёнок вскоре потеряет взаимосвязь между нарушением и ограничением, которое длится целый месяц. 4. Действуйте спокойно. В ином случае возможно применение неадекватных мер. 5. Демонстрируйте позитивный пример. Чтобы ребёнок вёл себя правильно, нужно показывать образцы желаемого поведения. 6. Наказывайте наедине. Подобная уединённость нужна, чтобы не травмировать детскую самооценку. 7. Разработайте ритуал примирения.