Вынужденное соседство. Как туляки относятся к магазинам на первых этажах?

Романов Кирилл / АиФ

Теперь по закону, который острословы окрестили «законом о нежелательных соседях», открыть магазин, салон, кафе на первом этаже многоквартирного дома надо получить не только добро муниципальной власти, но и жителей дома.

   
   

При этом заведения, открытые в домах раньше, закрывать под этот закон никто не имеет права. А каково живётся жителям областного центра в соседстве с магазинами, салонами, организациями общепита?

Фото: АиФ/ Романов Кирилл

В одном из домов нового Зеленстроя располагается обычный салон красоты.

«На нас никто никогда не жаловался, – говорит администратор салона Татьяна Парцева. – Мы всё сделали так, чтобы никому не мешать: отличная шумоизоляция, люди к нам ходят адекватные, никто не мусорит. Да и жильцам приятно прямо в своем доме постричься или сделать маникюр».

Живущая над салоном Алина Новикова подтверждает – всё нормально.

Сетевики в горе

В Заречье на Октябрьской в жилом доме расположены магазины женского белья, подарков, косметический салон, оптика. Тоже тихо, спокойно, удобно, отмечают жители. А вот, например, в продуктовых магазинах поток людей больше и этот факт порой не очень нравится живущим поблизости. Говорят, много посторонних, шумно. Тем более, если в них торгуют алкоголем. Тут уж и мусорят вокруг, и во дворы народ идёт с бутылками совсем даже не культурно отдохнуть.

«Алкоголем мы торгуем лишь отчасти, поэтому каких-то пьяниц вокруг нет. Основной товар – продукты, – защищается владелица продуктового магазина Елена Чернова. – Район старый, к нам идут старушки и старички, живущие на мизерную пенсию. Мы ставим цены поменьше, особенно на молочную продукцию. Если мы отсюда съедем, я думаю, им будет очень плохо. Во-первых, очередей нет, во-вторых, они привыкают к одним и тем же людям, если что не так – придут десять раз, всё выскажут. Так что проблем с жителями у нас нет. А вот вопрос к власти есть: сколько можно прижимать предпринимателей, при этом говоря, что малый бизнес должен развиваться, а количество самозанятых увеличиваться? У меня были торговые палатки, в них легче работалось, выручка была больше, поток покупателей интенсивнее, и людям было удобно. Нет же, позакрывали палатки, заставили нас открыть магазины. Мы вложили много времени, сил, денег – открыли. А теперь должны сидеть и ждать у моря погоды? Вдруг кому-то из жителей что-то не понравится и он напишет жалобу и нас закроют?»

   
   
Фото: АиФ/ Романов Кирилл

Продавщица Оксана Яковлева добавляет: «Может, пивнушки какие-то, где люди шумят, ещё можно закрыть. Сама живу в Мяснове. В соседнем доме как раз алкомаркет находится, а рядом - детский центр. Дети – в центр, пьяницы – за водкой. Ничего не скажешь, милое соседство».

Главное – контроль

«Если держать всё под контролем, алкогольная продукция и её покупатели никому не помешают, – считает владелец пивных магазинов Андрей Кириллов. У него их 3, многие на первых этажах. – Недовольные жители всегда найдутся. А магазины у нас приличные, это заведения высокого уровня, там нет распития, просто пришёл – купил – ушёл. Но, конечно, в отдельных зданиях открывать магазины удобнее: нет проблем с соседями, ты сам следишь за своей территорией. Однако, на всех не напасёшься отдельно стоящих зданий».

Впрочем, от некоторых побочных эффектов жителям не уберечься.

«В нашем доме по проспекту Ленина кафе с отдельным входом, – рассказывает Татьяна Калабановская. – Да оно и не пользуется особой популярностью. А вот летом здесь организуют свадьбы, от «горько!», от взрывов салютов и криков «Вау!» нигде не спрячешься. Везде слышно».

Некоторые соседи Татьяны относятся с пониманием к такой шумихе. Говорят – изменить не можем, потому просто наслаждаемся салютом и пытаемся радоваться за молодожёнов. А другие, как и Татьяна, обеспокоены не только шумом. Живущие в доме подозревают, что именно они оплачивают электроэнергию и воду в кафе, так как не видят, чтобы в заведении были свои счётчики. И это вызывает сильное напряжение. Что делать – не знают.

Фото: АиФ/ Романов Кирилл

Житейский бунт

А вот в Щёкине знают. Там просто выгнали предпринимателя из дома на улице Юбилейной, где он открыл…ритуальное агентство.

«Предприниматель выкупил квартиру, перевёл её в нежилое помещение, долго искал, кому бы сдать в аренду, – вспоминает Наталья Рогачёва. – И, наконец, нашёл. Вечером появилась вывеска, зажёгся свет, а в окне - ритуальная атрибутика. Особенно это было эффектно зимними вечерами. Детей из детских садов ведут, а тут такое. В общем, народ решил – собственная нервная система и детская дороже такого соседства и устроил бунт. Звонили в ЖКО, встречались с предпринимателем, обращались в администрацию. Дали понять – не отступятся. В администрации, которую возглавлял Евгений Авилов, встали на сторону жителей. Те собрали подписи под требованием закрыть ритуальную лавочку.

«Смотрим, через неделю сами съехали, - улыбается Наталья. - А сейчас у нас там детская парикмахерская: хорошая, никому не мешает. Так что, если что-то не нравится – действуйте. В конце концов, это наши с вами дома и нам с вами должно быть удобно в них жить».

Справка
Чтобы перевести помещение квартиры в нежилое помещение (под магазин, парикмахерскую и т.д.), теперь надо собрать подписи со всех жильцов (собственников) примыкающих квартир, а также заручиться поддержкой остальных жильцов (собственников) дома на общем собрании. Подписи нужны только от совершеннолетних собственников квартир (или опекунов/официальных представителей несовершеннолетних), которые примыкают к будущему помещению магазина. Надо собрать 2/3 голосов от общего количества жильцов (собственников) подъезда, в котором находится будущий магазин. И не менее 50% жильцов (собственников) дома. В обоих случаях решение о переводе жилого помещения в нежилое принимается простым большинством голосов (более 50%). Новый закон обязывает бизнесменов строго соблюдать требования к содержанию помещений, оснастить их системой звукоизоляции, средствами противопожарной безопасности, сигнализацией.