В моду в городе оружейников велосипеды вошли в последние два года. А раньше… Раньше кататься было негде. Хочешь – грузи железного «друга» в машину и выезжай, как у нас говорится, «на зеленя», не хочешь – колтыхайся по городским колдобинам, лавируя между машинами на проезжей части.
Своя дорожка
Но власти, наконец, поняли, что велосипедисты тоже люди и что во всех прогрессивных странах для них уже давно делают специальные зоны. И пришло в жизнь поклонников велосипедного спорта счастье. Сначала на городских улицах для них отчертили дорожку, а затем и вовсе заасфальтировали целую трассу в центральном парке Тулы. В общем, катайся, сколько душе угодно.
Впрочем, не забыли власти и об осторожности. Что касается самого популярного места отдыха туляков – ЦПКиО им. П.П. Белоусова, то там чуть ли не на каждом шагу установили знаки, показывающие, где колесить можно, а где – нет. Для пешеходов сделали «зебры», чтобы дорожки они переходили в строго определенных местах. В общем, вышло все, на первый взгляд, идеально.
Однако, при ближайшем рассмотрении оказывается, что жить в мире и согласии у пешеходов и велосипедистов пока получается не очень. На ум приходит диалог в исполнении артистов из «Квартета «И».
«Вот, например, запретили бы тебе есть вилкой. Причем в формулировке «никогда». «Никогда больше не будешь есть вилкой!» Да, казалось бы, и черт бы с ней, можно ложкой, палочками, руками… Но тебе сказали — нельзя, и сразу захотелось именно вилкой».
Примерно то же самое происходит и на наших улицах. Руководствуясь неведомой логикой, мамы с колясками важно вышагивают ровно посередине велодорожки, а велосипедисты гарцуют по детским площадкам и прогулочным зонам.
И что делать?
Что касается пешеходов, то их на велодорожках со временем становится все-таки меньше – видимо, начинает срабатывать инстинкт самосохранения. Ситуация с велосипедистами несколько сложнее.
«Когда только появились дорожки, я искренне радовалась. Думала, внук подрастёт, спортом тоже заниматься будет, – рассказывает тулячка Мария Анишина. – Я и сейчас даже с благодарностью отношусь к тем, кто соблюдает правила. Думаю про себя: какие же молодцы. Но вежливы далеко не все. Мы с приятельницей, гуляя, ловим себя на том, что постоянно прислушиваемся – не стрекочут ли за спинами колеса. Несмотря на то, что гуляем медленно, не раз нам сигналили на пешеходной дорожке, выскакивающие буквально из за спины велосипедисты. Теперь я не уверена, вернусь ли с очередной прогулки жива и невредима».
Можно, конечно, отмахнуться и списать все вышесказанное на причуды пожилого человека. Мол, всегда гоняли на велосипедах. Сейчас-то что изменилось?
Впрочем, как оказалось, переживает Мария Юрьевна не зря.
«Бояться велосипедистов я начала в прошлом году, когда стала свидетелем того, как сбили ребенка, – вспоминает Галина Белова. – Мальчик лет шести-семи шёл себе спокойно рядом с мамой по пешеходной дорожке. А навстречу ему нёсся парень на велике. Судя по количеству разных прибамбасов, он себя ощущал крайне крутым. Ребёнка он не заметил и сбил. Причем, удар был настолько сильным, что сам велосипедист сделал сальто в воздухе. У мальчишки лицо залито кровью, родители его подхватили и в «травму» понесли, благо она рядом. А сбивший постоял, повыражался нецензурно и поехал дальше».
Историй о том, как проезжали сантиметрах в двадцати, неслись по пешеходной дорожке в то время, как велосипедная вовсе пустовала, чуть не сбивали или просто пугали у туляков более, чем достаточно. Но гонщики продолжают игнорировать знаки с перечеркнутым велосипедом и ездят исключительно там, где им хочется, и с такой, как им хочется, скоростью.
«Я тоже велосипедист, но передвигаться стараюсь исключительно по дорожкам, – признался житель города оружейников Максим Стрельников. – Один раз поинтересовался у знакомых: ребята, а чего вы среди идущих-то пробираетесь, не проще по своей законной территории катить? Знакомые «репу» почесали и выдали: а нам так больше нравится».
А пока одним «так больше нравится», другие уже всерьёз начинают бояться лета.
«Хочу сразу сказать – я абсолютно не против велосипедистов. Мой муж занимается этим спортом, да и сама я нередко катаюсь, – говорит тулячка Юлия Макарова. – Но я ещё и мама, которая переживает за своего ребёнка. Недавно мы купили дочке самокат, но я ума не приложу, где она будет кататься. По двору снуют машины: памятуя о заветах ГИБДД, отпускать ребенка одного не решаюсь. А в парке велосипедисты везде – нет ни одного уголка, где ребенок мог бы спокойно и без какой-либо угрозы покататься. Получается, что, создавая комфортные условия для одних, других этих комфортных условий лишили? Или дело тут в недостаточном контроле – если бы велосипедистам чаще напоминали, где их законная полоса, а при несоблюдении правил каким-то образом наказывали, ситуация изменилась бы в лучшую сторону? Или дело в недостаточном уровне воспитания и культуры в целом? Ответов на эти вопросы у меня пока нет…»
В законе все написано
Для того, чтобы понять, имеют ли «наезды» на велосипедистов основания или же пешеходы просто придираются, следует обратиться к законодательству. Начнем с азов, а именно с определения.
Велосипедом в законодательстве называют транспортное средство, приводимое в движение мускульной силой человека и далее по тексту… Ключевые слова тут – транспортное средство. А транспортные средства, как известно, разъезжать, где их хозяевам вздумается, права не имеют. Для них существуют правила.
Водители велосипедов должны ездить на исключительно исправных транспортных средствах. То есть, например, снимать тормоза потому что так круче, категорически запрещается. При поворотах велосипедисты должны сигнализировать рукой, в какую сторону собираются дальше двигаться. Часто ли пешеходом приходится видеть размахивающих руками велосипедистов или в большинстве случаев траекторию движения приходится угадывать?... Ответ вполне очевиден. А дальше самое вкусное. Где же, в соответствии с законом, можно ездить?
Первое и очевидное – по велосипедной полосе или дорожке. Второе – по правому краю проезжей части. Затем – по обочине. И уже в конце списка значится пешеходная дорожка.
Тут бы и возмутиться хозяевам двухколесных «лошадок»… Вот – черным по белому написано: по пешеходным дорожкам МОЖНО. Но не всё так просто. Можно-то можно. Но только в том случае, если возможность движения по другим участкам отсутствует. То есть, вышеупомянутое «нам так больше нравится» при наличии велодорожки всего в нескольких метрах от пешеходной – прямое нарушение закона. Да и в случае отсутствия велозоны двигаться по пешеходной можно только в случае, если велосипедист сопровождает маленького ребёнка. Бок о бок с пешеходами разрешается ездить только мальчишкам и девчонкам, не достигшим 14 лет.
И ещё немного о запретах. Дорогу велосипедисты должны переходить, спешившись. Если же седло они не покидают, то и статуса пешеходов не приобретают. А, значит, водители автомобилей пропускать их на переходах не должны. В случае, если переезжавший дорогу велосипедист попадёт под колеса, прав будет автомобилист.
Нельзя управлять велосипедом, держась за руль одной рукой. А о ребятах, которые, демонстрируя мастерство, и руль вовсе отпускают, уже и говорить не приходится.
Нельзя велосипедистам поворачивать налево и разворачиваться на дорогах, имеющих более одной полосы в определённом направлении. Выход снова прост – слезть с велосипеда, пересечь дорогу пешком и дальше следовать своим путём.
Цена нарушения
Выходит, в парке и на улицах Тулы штрафовать можно каждого второго, если не каждого первого. А вот будут это делать или нет, покажет время. Ведь первые весенние нарушители на пешеходные дорожки уже выехали и вышли.