Резонансный ремонт. Топ-3 объектов, которые начали благоустраивать в Туле

Романов Кирилл / АиФ

«АиФ в Туле» представляет топ-3 самых резонансных ремонтно-строительных работ - 2019, вызвавших в Туле наиболее сильную реакцию.

   
   

Анти-рейтинг составлялся исходя из следующих критериев: насколько всё было запущено до начала работ, как шла реконструкция и - каков итоговый результат. Поскольку на ошибках учатся – по крайней мере, так рекомендует пословица – то все оценки, как в школе, по пятибалльной шкале.

Площадь возле Главпочтамта

2 балла – «неуд.», с минусом

Фото: АиФ/ Романов Кирилл

Эпопея с её реконструкцией затянулось настолько, что само словосочетание «Площадь Главпочтамта» за полгода стало нарицательным.

В сентябре 2018 года были подведены итоги рейтингового голосования по благоустройству общественных пространств.

Тогда-то площадь возле Главпочтамта, вместе с Кировским сквером (Пролетарский округ) и территорией в пос. Сергиевский (Центральный округ) и попала в соответствующую программу на 2019 год - «Формирование современной городской среды на 2018-2022 годы».

На пересечении проспекта Ленина и улицы Каминского было запланировано много чего красивого и примечательно. А именно - укладка плитки и брусчатки, озеленение с зелёными островками, обустройством клумб, появление четырёх вазонов с многолетними розами и посадка деревьев: 12 красных и четырёх клёнов «Глобозум». По ул. Каминского планировалась укладка рулонного газона. Предусмотрены тогда были так же новые опоры освещения и газонные светильники.

   
   
Фото: АиФ/ Романов Кирилл

Своеобразным «камбэком», относительно стоявшего здесь некогда «Биг Бэна» должны были стать новый высокотехнологичные девайс, соответствующий XXI веку - digital-часы c led-экранами, высотой в пять метров.

Изначально предусматривались даже и смарт-скамейки с USB-разъемами для зарядки гаджетов.

Ориентировочная стоимость всего этого великолепия должна была составить 26 млн. рублей. Однако, в последующем появились сообщения, что «ценник вырос»: 2 апреля, на обсуждении в городской администрации этой реконструкции, стоимость благоустройства уже была обозначена в 33 млн. рублей.

Подряд на работы по благоустройству площади возле Главпочтамта получило ООО Строительное управление «Ламма».

Спарвка
СУ "Ламма", зарегистрировано 12 апреля 1996 года. Директор: Прокопук Дмитрий Александрович (сын экс-мэра Тулы Александра Прокопука, осуждённого за взятку). Размер уставного капитала - 10 000 рублей. Основной вид деятельности – «Строительство жилых и нежилых зданий», также имеется ещё 11 дополнительных видов, связанных со строительством. Компания победила в 76 тендерах на общую сумму почти в 640 млн. руб. Есть данные об её участии в двух рассматриваемых и 19 завершенных арбитражных делах.

В середине лета началась бурная благоустроительная деятельность. А завершиться реконструкция должна была 31 августа. 

Однако, с приходом осени туляки продолжали наблюдать тут всю ту же безрадостную картину – груды мусора, штабеля плитки, множество огромных хозяйственных мешков и прочий крупногабаритный сваленный в кучи строительный инвентарь. Передвигаться здесь было практически невозможно. А ведь ежедневно тут, по оценкам городской администрации, проходит до 5 000 человек.

Ситуацию с отсутствием «товарного вида» к 31 августа директор МУ «Городская служба единого заказчика» Алексей Федосеев  прокомментировал так: «Работы тут стартовали 17 июля. Как только начался демонтаж плитки со стороны улицы Каминского – у подрядчика появились проблемы с собственниками проложенных здесь сетевых кабелей. Работы заморозились фактически на два месяца. Процесс благоустройства возобновился только в конце лета».

Почему подрядчик не затруднил себя предварительным согласованием с собственниками коммунальных и телекоммуникационных сетей проектной документации до начала работ, неизвестно. В итоге - реконструкция-благоустройство затянулась почти на полгода.

Фото: АиФ/ Романов Кирилл

В октябре этот долгострой лично проинспектировал бывший тогда ещё исполняющим обязанности главы администрации Тулы Дмитрий Миляев. Он очень критически отозвался и как о срыве сроков работ, так и об их качестве: «Будущее общественное пространство пока превратилось в антиобщественное. То, что происходит сегодня на площадке – это безобразие, как с точки зрения организации труда, так и с точки зрения соблюдения сроков. К подрядчику должны быть применены все, предусмотренные контрактом штрафные санкции».

Подрядчик тогда сослался на всё те же проблемы с согласованием коммуникаций и торжественно обозначил новый срок окончания работ – 17 ноября.

А тем временем этим скандальным благоустройством заинтересовалась и областная прокуратура. Ею были выявлены нарушения закона в сфере контрактной системы закупок товаров, работ и услуг.

Работы не завершились и 17 ноября. Конечно, туляков это расстроило, но уже и не удивило. ООО СУ «Ламма» тогда сдвинуло сроки на 1 декабря.

И вот – свершилось, объект был сдан. «Фактически работы завершились 21 ноября, правда с небольшими недочётами, - говорит об этом директор МУ «ГСЕЗ» Алексей Федосеев, - а 13 декабря специальная комиссия совместно с представителями общественности проинспектировали площадь. Да, есть незначительные недочёты. Но они несущественны и будут устранены».

Фото: АиФ/ Романов Кирилл

Однако, новый внешний вид этого общественного пространства вызвал неоднозначные впечатления у туляков. «В сети пишут, что сюда вложили 33 млн рублей, - говорит дизайнер Алина Красина, - за эту астрономическую, для такого небольшого участка, сумму и за более чем полгода работ здесь должно было появиться нечто, затмевающее все знаменитые площади мировых столиц.» Инженер-строитель Павел Нечаев, делится своими соображениями: «Плитка разномастная, стыки между её видами выполнены некачественно и смотрятся отвратительно. Стыки заделаны вместо мучки непонятно чем. А что это за острые камни рассыпали вокруг часов и клумб? Они вообще напоминают просёлочную грунтовую дорогу».

И таких мнений и мыслей очень и очень много.

В свою очередь, директор МУ «ГСЕЗ» Алексей Нечаев, об итоге реконструкции высказался следующим образом:  «Во-первых, сумма контракта составила 26 млн., а не 33 млн. рублей, как сообщили некоторые СМИ, а во-вторых – 10 млн из них – это стоимость digital-часов. Они специально были доставлены в Тулу из Новосибирска. И эти 10 млн – не бюджетные средства, они были выделены телекоммуникационной компанией. Что же касается внешнего вида – да, он необычен для Тулы. Это, по сути дела, второй, после Казанской набережной креативный проект нового поколения. Здесь использованы три разных вида тротуарной плитки плюс гранитный скол. Последний уложен вокруг клумб и часов, то есть там, где люди не ходят. Может быть из-за того, что в Туле пока не реализовывались такие модернистские проекты в сфере общественных пространств, внешний вид площади и вызывает пока неоднозначную реакцию. Могу так же отметить, что во время работ осуществлялся авторский надзор по реализации этого дизайн-проекта». 

Что же касается смарт-скамеек с USB-разъёмами, которые так же ожидали увидеть здесь туляки, – то вдруг выяснилось - да изначально такая идея рассматривалась, но окончательным вариантом проекта обустройства они уже не предусматривались.

Был так же и вариант с новым видом входа в подземный переход, расположенный рядом. Между заходами в него должно было разместиться кафе. Но точку общепита построить здесь не представилось возможным – слишком маленькое пространство не подпадало под санитарно-организационные нормы.

А что касается недоделок и недочётов, то относительно их устранения директор МУ «ГСЕЗ» Алексей Федосеев пояснил так: «Весной здесь планируется всё-таки уложить газон, высадить цветы и кустарники. Но это будет делать уже не подрядчик, а непосредственно городская администрация. Никаких дополнительных работ по плиточному покрытию не требуется и не планируется. Относительно подрядчика – СУ «Ламма» - то к моменту оплаты по контракту к нему будут применены штрафные санкции».

После множественнных публикацих и негативных отзывов туляков в соцсетях, по поручению губернатора Алексея Дюмина, 20 декабря результат работ на площади Главпочтамта проверила заместитель председателя правительства региона Элеонора Шевченко. Уведенное «торжество креатива» её не впечатлило: «Мы подтверждаем, что часть работ требует определенных переделок и, возможно, изменений концептуальных решений», - сказала она. А присутствующий там первый заместитель главы администрации Тулы Владислав Галкин отметил, что к подрядчику будут применены санкции. Правда, какие именно, он не уточнил.

Бывший рабочий СУ «Ламма», профессиональный плиточник Василий Петров так объяснил причины столь печального итога реконструкции: «Все нормальные рабочие, в том числе и плиточники, оттуда давно ушли. Платят копейки, а требуют нереального за ограниченное время. Сейчас в этом СУ работают одни непрофессионалы. У них нет не то, что соответствующего образования, но у многих даже и опыта. Они до этого стройработами никогда не занимались».

Площадь Победы

3 балла – «удовлетворительно»

Фото: АиФ/ Романов Кирилл

Реконструкцию этого памятного и знакового для Тулы места начали 14 сентября. Согласно информации управления по Советскому округу, экспертиза показала, что бетонное основание площади изношено на 70% и требует замены.

Обновить площадь Победы нужно ко Дню города.  Но и здесь всё оказалось не так просто…

В сентябре был потушен вечный огонь и начались ремонтные работы. Планировалось заменить плиточное покрытие на территории более 2 тыс. кв. м, залить новое бетонное основание и отремонтировать постаменты городов-героев. Но уложиться до наступления зимы подрядчик не успел. В администрации Тулы пояснили, что сроки были сдвинуть из-за того, что «в ходе ремонта у специалистов возник вопрос о применяемых материалах». 

Справка
Официальное открытие площади Победы состоялось 16 октября 1968 года. Она расположена на месте, где осенью-зимой 1941 года проходила линия фронта - передний край обороны Тулы. Мемориал состоит из памятника защитникам города и вечного огня в окружении трех стальных штыков трёхгранной формы 51, 41 и 31 метра высотой, символизирующих связь поколений. На площади расположены 17 стел — в честь городов-героев и воинских частей, оборонявших Тулу в 1941 году. С 1974 года является объектом культурного наследия федерального значения (реестровый номер 711410083030006). К 60-летию Победы мемориальный комплекс был реконструирован. Стоимость работ по реконструкции была оценена в сумму около 20 млн рублей. Подрядчиком снова выступило СУ «Ламма», как и в случае с общественным пространством возле Главпочтамта. Сроком окончания работ изначально было заявлено 30 ноября 2019 года.

На состоявшейся 13 ноября неформальной встрече главы администрации Тулы Дмитрия Миляева с представителями архитектурного сообщества, было объявлено, что работы разделили на два этапа. Первый - залить бетонное основание для укладки плиточного покрытия и сделать опалубки. Всё это должно было быть сделано ко дню Героической обороны Тулы, 5 декабря. А второй – «завершить всё остальное» – планируется запустить с началом строительного сезона уже будущего 2020 года. Обновлённой площадь должна предстать к 75-летию Победы.

Общая стоимость работ уже была обозначена в 25 млн рублей. О том, что ремонт сначала задумывался как «одноэтапный» поспешили забыть и более это нигде официально не упоминалось.

Фото: АиФ/ Романов Кирилл

И если бетонное основание и пришло в негодность, то гранитные плиты, которыми была вымощена площадь Победы, находились в хорошем состоянии. Но их почему-то упорно хотели заменить обычной тротуарной плиткой. Такая идея выглядела явно неприемлемой для  мемориала. Поэтому, неудивительно, что она вызвала массу возражений у ветеранов и Союза архитекторов России.

«Это наша память, - говорит 96-летний ветеран Великой Отечественной войны Олег Скоб, - обычная плитка, она ведь везде, на простых тротуарах и дорожках. А площадь Победы должна быть замощена другим, более соответствующим ей материалом. Гранит, как и было сначала – это солидно. Это то, что и должно здесь быть».

Кстати
Зачем далеко ходить – почти 15 лет назад на пл. Ленина плиты заменили асфальтом. Последнее – весьма нехарактерное покрытие для центральной площади региональной столицы. Да и за прошедшие полтора десятилетия он ещё изрядно и потрескался. От идеи заменить гранитное покрытие на обычную тротуарную плитку потом всё-таки отказались. Глава администрации Тулы Дмитрий Миляев озвучил это решение в ходе встречи с представителями Тульского регионального отделения Союза архитекторов России (ТРО САР).

15 ноября 2019 года состоялось выездное рабочее совещание на площади Победы. В нём участвовали представители администрации Тулы и члены ТРО САР. Обсуждалась дальнейшая стратегия ведения проектных работ. Представителей ТРО САР ознакомили с документацией. Подрядчик озвучил объем и перечень работ, произведённых на данный момент. Было сообщено, что следующим этапом должно стать воссоздание утраченного рисунка покрытия.

Но - 78-ю годовщину завершения Тульской оборонительной операции, 5 декабря, Город-Герой всё-таки встретил с развороченной площадью Победы, с множеством крупногабаритного строительного мусора и потушенными вечным огнём на ней. А сама торжественная церемония, посвящённая памяти защитников города, с участием губернатора Алексея Дюмина, состоялась на мемориале «Тулякам, ушедшим в бессмертие» на Ивановских Дачах. 

Ремонтные работы на площади Победы в настоящее время не ведутся.

Щёкинское шоссе

4 балл - «хорошо»

Фото: Администрация города Тулы

Первый звоночек раздался тут ещё год назад. 6 ноября 2018 года, в ходе отчёта о выполнении работ по ремонту и содержанию объектов улично-дорожной сети, начальник управления по транспорту и дорожному хозяйству упомянул о том, что на Щёкинском шоссе обнаружен карстовый разлом.  Занимавший на тот момент должность главы администрации Тулы Евгений Авилов отметил, что это дорога стратегического значения и необходимо проводить ремонт дорожного полотна.

Но особых преобразований тогда не произошло.

В итоге – за первым звоночком уже грянул гром. В октябре уходящего года на Щёкинском шоссе, на участке между остановками «Ивановские Дачи» и «Косогорский мост» обнаружен обширный карстовый провал.

Кстати
Место, именуемое сейчас чаще всего «Долина X», уже давно пользуется дурной славой. На губернских картах XIX в. этот овраг именовался «Каменным» - в значении «плохое, гиблое место». С начала XX в., когда тут стали появляться первые автомобили, возникло и новое название – «Долина смерти». На этом участке шоссе часто происходили аварии без видимых причин. Дорога же здесь была ещё со времён Средневековья – вела из Тулы в Одоев, Крапивну, Орёл и Крым.

На участке от ул. Киреевской до ул. Шевченко (мкрн. Первомайский) 18 октября начались ремонтные работы, сроком завершения которых было обозначено 25 декабря. Почти за год до этого наши читатели обратили внимание власти на провал в дорожном полотне, долгое время сокрытый оградительными конструкциями. 

Наконец, свершилось. Была изменена и схема движения. Автомобили и общественный транспорт, как городской, так и пригородный, пошли в обход - через Косую Гору по ул. Шоссейной и Орловскому шоссе.

Фото: Администрация города Тулы

В связи с этим изменением схемы движения у многих туляков и гостей города стали возникать значительные проблемы. Пропускная способность Орловского шоссе на Косой Горе оказалась недостаточной. Да и асфальтовое покрытие на его косогорском участке оставляет желать лучшего. Плюс – значительно увеличивалось время в пути, для тех, кто проезжал здесь «транзитом» из Скуратова и Щёкинского района.

Многие туляки, чей ежедневный путь пролегал через «Долину X», высказывали сомнения относительно даты завершения работ: «Может, конечно, и 25 декабря, но вот только какого года? – говорит жительница западного Скуратова Светлана Нечаева, - я работаю в Мясново и мой ежедневный путь сначала туда, а потом домой, на автолайне №35, значительно увеличился из-за вынужденного объезда».

5 декабря губернатор Алексей Дюмин лично проконтролировал ход ремонта этого аварийного участка Щёкинского шоссе. На тот момент уже залили бетонную плиту и на неё установили ревизионный колодец. Сверху были засыпан грунт и уложен новый асфальт. Велись работы по установке бордюров, откосов и ограждения. 

Тогда Алексей Дюмин отметил, что сложившаяся ситуация создает неудобства людям и является результатом бесхозяйственности. А, собственно, сам  вопрос с образованием здесь ямы, можно было решить давно, а не доводить дело до срочных аварийных работ и перекрытия движения: «Люди уже устали ездить в объезд. Завершайте работы и запускайте движение», - сказал тогда губернатор.  

Глава администрации Тулы Дмитрий Миляев, в свою очередь, доложил, что ремонтные работы осуществлены более чем на 80%. И пообещал завершить их досрочно – до 15 декабря.

Карстовые провалы довольно частое явление для Тульской области. Они периодически происходят на территории Большой Тулы, в Щёкинском и Киреевском районах.

В итоге, 15 декабря уходящего года, движение на этом участке Щёкинского шоссе было открыто.

Фото: Администрация города Тулы

 

Но и тут, как это ни печально, всё-таки появилась «ложка дёгтя». Проезжающие по отремонтированному участку автомобилисты и пассажиры автобусов, критически отзываются относительно качества проведённых работ: «Живу я в Заречье, а работаю в Первомайском посёлке (Щёкинский район, - прим. ред.), - говорит автомобилист Степан Силаев, - два раза в день моя машина тут буквально подпрыгивает. Очень плохо сделали стык плиты и асфальта. Да, конечно хорошо, что убрали яму. Но сделали трамплин. Видимо, это термошов. Да, возможно, что к весне он сравняется. Но вот что делать сейчас? При ежедневных поездках от подвески ничего не останется...

Его мысль продолжает Захар Иванушкин, водитель автолайна: «Даю 7 из 10, что следующим летом дорога будет разбита в местах стыка. Я думаю, что знак «20 км/ч» тут будет в самый раз».

Через несколько тдней после официального открытия двиджения, на отремонтированном возобновились работы.  Место деятельности огородили. Житель Ивановских Дач Владимир Назаров говорит об этом так: «Ремонт завершили раньше срока. Теперь опять что-то провалилось и разъехалось. Лучше бы сдали не досрочно, но качественно». И таким мнений и комментариев от туляков очень много. 

Фото: Администрация города Тулы

В городской администрации, в свою очередь, сообщили, что проводимые сегодня работы не имеют отношения к карстовому провалу. На дороге была выявлена глубокая колея, которая может мешать безопасному проезду и неровность устраняют. А проводимые мероприятия вообще носят кратковременный характер и не требуют перекрытия шоссе. 

Сумма контракта на ремонт этого участка Щёкинского ш. составила 13 млн. рублей.