Поедем по-новому. Подробности о подорожании проезда в тульском транспорте

Кирилл Романов / АиФ

С 1 марта вступит в силу новая схема оплаты проезда в общественном транспорте области. Тариф, вырастет, но не столь существенно, как просили перевозчики.

   
   

Почему надо повышать

Ежедневно в регионе общественным транспортом пользуются свыше 100 тысяч человек. Каждый день в рейсы выходит порядка 1500 автобусов, троллейбусов и трамваев, рассказал министр транспорта региона Родион Дудник. 

 Плата за проезд в тульских автобусах, трамваях и троллейбусах пересматривалась более шести лет назад – в январе 2015 года. За это время, как напомнил глава администрации Тулы Дмитрий Миляев, горюче-смазочные материалы и запчасти подорожали более чем на 36%.

На 1 355 автобусах установлены тахографы, а на 2 200 машинах подключена спутниковая навигация ЭРА-ГЛОНАСС. Они были установлены перевозчиками в соответствии с требованиями федерального законодательства. Ряд перевозчиков частично обновил порядка 160 единиц эксплуатируемого подвижного состава, выходящих в рейсы на льготных маршрутах. Более чем на 1300 транспортных средствах установлено оборудование для безналичной оплаты проезда. А это тоже затраты. Поэтому за шесть лет себестоимость пассажирских перевозок возросла более чем на 82% – с 20,98 руб. до 38,24 руб. за 1 поездку.

Фото: Пресс-служба правительства Тульской области

Перевозчики обратились в министерство транспорта области и администрацию Тулы, заявив о необходимости изменения тарифов на проезд – «для сохранения качества обслуживания пассажиров важно поддержание заработной платы водителей и обслуживающего персонала на должном уровне». 

За шесть лет многие регионы уже несколько раз значительно повысили стоимость проезда. Наша область сейчас по стоимости проезда находится на 16-м месте по городским и на 15-м месте по межмуниципальным перевозкам в Центральном федеральном округе.

«После тщательной проработки этого вопроса с перевозчиками и администрацией Тулы правительство Тульской области приняло решение об изменении стоимости проезда с 1 марта нынешнего года. При этом мы выступаем против значительного повышения стоимости проезда для граждан. Поэтому были установлены максимально низкие значения, необходимые для сохранения работоспособности отрасли», - отметил Родион Дудник.

Дмитрий Миляев добавил, что в 2018-2020 годах количество работающих автобусов и выполняемых рейсов ежегодно увеличивалось в среднем на 30%. Если в начале 2019 года на городских маршрутах было 93 единицы работающего автотранспорта по регулируемому тарифу, то с 1 января 2021 года их стало почти вдвое больше – 171 (с возможностью оплаты картой, что дешевле). В вечернее время количество автобусов увеличилось более, чем в три раза – с 21 до 73 единиц. 

   
   

Принято твёрдое решение

Согласно новой схеме с 1 марта проезд на городских маршрутах по регулируемому тарифу будет стоить при оплате по карте «Тройка» 19 рублей, при оплате банковской картой – 21 руб., наличными – 25 руб.

Для пассажиров, регулярно пользующихся общественным транспортом, на городских маршрутах стоимость безлимитного месячного проездного билета снижена на 500 рублей. То есть, теперь вместо 1 500 он будет стоить 1 000 рублей. 

При этом с учётом высокой социальной значимости вопроса принято твёрдое решение не индексировать стоимость месячного проездного билета для 25 категорий льготников. Среди них пенсионеры, инвалиды 1-3 групп, а также сопровождающие их лица и многие другие.

«Была проработана гибкая система оплаты. Сохранены все льготы, а проездной станет более выгодным. Мы делаем акцент на безналичную оплату как один из наиболее удобных для пассажиров и прозрачных для контроля вариантов», - сказал Дмитрий Миляев.

Чтобы не допустить существенного подорожания проезда для тех, кто перемещается по области на дальние расстояния, решено разделить межмуниципальные маршруты на 3 тарифные зоны:

  • Тарифная зона 1 – до 30 км, стоимость 1 км пути – 2,80 руб.;
  • Тарифная зона 2 – свыше 30 км и до 60 км, стоимость 1 км пути – 2,50 руб.;
  • Тарифная зона 3 – свыше 60 км, стоимость 1 км пути – 2,40 руб.
Фото: Пресс-служба правительства Тульской области

Вот конкретные примеры. Если на маршруте № 181 «Плавск – Тула» протяжённостью 58,2 км был установлен фиксированный тариф 2,80 руб. за 1 км, то цена билета составила бы 162,96 руб., и была бы больше на 8 руб. 46 коп. При таком же тарифе на маршруте № 233 «Волово – Тула» длиной 107,9 км заплатить пришлось бы 302,12 руб., что больше на 28 руб. 16 коп. при ныне устанавливаемом зонированном тарифе.

Президент Тульского регионального транспортного союза по развитию пассажирских перевозок Вера Коротких заявила, что сочла своим долгом поддержать всех коллег, направив соответствующее письмо в министерство транспорта Тульской области и администрацию Тулы. В то время как коммерческие маршрутки малой вместимости не связаны этими тарифами и теоретически могут возить пассажиров за любые деньги. Но, так или иначе, они ориентируются на регулируемые тарифы, устанавливаемые областными властями. По её мнению, должен появиться какой-то официальный документ, согласно которому размер тарифов на пассажирские перевозки рассматривался бы ежегодно, и принималось бы решение – сохранить его или повысить. Но замораживать на шесть лет, как считает Коротких, это неправильно, рост должен быть плавным.

«С тарифом 21 руб. при оплате безналичным способом можно согласиться, - говорит директор «Тульской транспортной компании» Алексей Крыгин. - А 30 руб. мы предлагали при оплате наличными, имея в виду, что такая разница стимулировала бы людей платить именно картой, потому что значительно дешевле. Это и оборот средств позволило бы лучше контролировать, и избавило бы нас от необходимости держать штат кондукторов. Скажем, в Москве сейчас уже порядка 98% расчётов при оплате за проезд осуществляется безналично».

«В Тульской области должна появится проработанная, продуманная транспортная стратегия, в том числе – тарифная политика, - считает доктор технических наук, заведующий кафедрой «Автомобили и автомобильное хозяйство» Тульского государственного университета, профессор Игорь Агуреев. – 75% пассажиров в Туле сегодня перевозит коммерческий транспорт, но он не развивается, с трудом выживает. Нужна более гибкая система тарифов, где льготники платили бы существенно меньше, а те, у кого доход выше – больше».