Как заявил глава МЧС России Владимир Пучков, в учениях должны были принять участие 60 млн человек, отрабатывая 300 сценариев всевозможных стихийных и техногенных неприятностей. Тульская область не осталась в стороне от глобальной тренировки по выживанию. 32 тысяч человек продемонстрировали свою готовность защитить, как минимум, себя. Как максимум — своих коллег, соседей и случайных жертв ЧС.
Когда пакуют в целлофан
Манекен Гоша с широко раскрытым ртом после реанимационных процедур отправляется на носилки, а потом заворачивается в серебристый пакет.
- Что это значит? Все, погиб? - шепотом интересуются журналисты у медбрата, который только что делал искусственное дыхание макету человека.
- Неее. Это такое космическое одеяло. Сохраняет тепло. Чтобы пострадавший не мерз, - поясняет фельдшер.
В мирное время он штатный медик на ЦКБА. Во время учений или, не дай бог, реальной опасности, возглавит сандружину и будет спасать жизни коллег. Более широко оказать помощь ему вряд ли удастся, правила не позволяют. Как только загудят сирены, возвещающие опасность, фельдшер со своими дружинницами спустится в убежище, куда попасть смогут только сотрудники предприятия. 200 человек смогут жить в бункере глубоко под землей несколько дней. Потом, по замыслу тактиков и стратегов гражданской обороны, людей можно будет постепенно эвакуировать в загородное убежище предприятия.
Навыки первой медицинской помощи сандружинники показывали журналистам и спасателям в рамках учения по гражданской обороне в одном из помещений оборонного предприятия. Его в плане готовности к стихийным и техногенным неприятностям можно назвать образцовым.
Кто спасется в случае ЧС?
Добровольные медики и пожарные ЦКБА регулярно тренируются и берут призовые места на местных соревнованиях. Убежище на случай ЧС тоже находится в идеальном состоянии. Оно проектировалось в годы холодной войны, то есть с учетом всевозможной империалистической гадости. И хоть оборудование, противогазы и защитные костюмы выглядят как наряды группы ABB - глубоко устаревшими - они по-прежнему эффективны.
На учениях гостям показывают работу всех систем: запускают дизельный генератор, который обеспечит бункер электричеством. Слоновьих размеров машина воет чуть ли не громче тревожной сирены. Вентиляция тоже исправна и ревет как раненый обитатель саванны. Но, главное, все работает. Голубые баки полны питьевой воды. Лежаки и табуреты протерты от пыли, а в маленьких фонариках на случай если электричество совсем-совсем кончится, свежие батарейки.
Кто-то из гостей в полголоса бормочет: «Да, отличное бомбоубежище. Не то что на оружейном заводе. Затоплено наполовину».
Восхищение работающим как командирские часы укрытием еще более возрастает, когда узнаешь, что все эти дизели, сандружина, ОЗК, противогазы и прочие полезные вещи предприятие обеспечивает за свои деньги. По сути, по доброй воле. Принудить к рытью бункеров и хранению запасов питьевой воды государство никого не может. И пусть в случае беды с ближайших улиц укроются лишь 200 сотрудников предприятия (хотя рядом и школа, и детский сад, и банк) — это уже неплохо.
Хуже то, что с распадом СССР большая часть подобных убежищ пришла в негодность. Любители полазить по заброшенным строениям показывают печальную картину. К примеру, убежище в Мясново. Судя по снимкам пользователей сайта swalker, некогда такое же крупное и прекрасно оборудованное, как и на ЦКБА. Но уже для спасения людей непригодное. Сколько было, сколько осталось убежищ, и сколько людей они способны принять — информация секретная. Как и данные о том, где находятся убежища действующие. Видимо, чтобы в случае беды не создавать ажиотаж и чтобы в бункеры не ломились «незапланированные» граждане.
Сохранят спокойствие. И жизни
Впрочем, как утешают тульские спасатели, все не так печально. Нас обязательно спасут — причем, почти всех. Алгоритмы на случай, к примеру, утечки ядовитых веществ известны и отработаны. Все предприятия, находящиеся в зоне риска знают, что делать в случае сигнала об опасности, и знания эти спасатели проверяют. Та же ситуация со школами, детсадами и вузами.
Сложнее с теми гражданами, которые в момент ЧС смотрят дома сериалы или проверяют уроки у детишек. Тут расчет только на знания, полученные на уроках НВП или у поздних поколений - ОБЖ. Что делать в случае завывания сирен? Куда идти, если сообщили об утечке хлора? Аммиак тяжелее или легче воздуха? При его выбросе лучше забраться вверх или спуститься в подвал?
Для тех, кто основательно подзабыл школьную программу, и проводятся в День образования гражданской обороны Российской Федерации, то есть 4 октября, масштабные тренировки МЧС и гражданского населения. В этом году в Тульской области четыре дня проверяли аварийно-спасательные формирования и различные ведомства, проводили учебные мероприятия. В учебных заведениях прошли открытые уроки по гражданской обороне. Спасатели оценили работу 340 элементов ГО, в том числе 171 эвакуационный пункт, 20 точек выдачи средств индивидуальной защиты, 40 защитных сооружений, 16 санитарно-обмывочных пунктов, 8 станций обеззараживания одежды, 8 пунктов специальной обработки техники, 77 подвижных пунктов питания, продовольственного и вещевого снабжения…
Учения прошли в разных точках нашего региона . Самыми подготовленными к катастрофам спасатели сочли Тулу, Новомосковск, Узловский, Щекинский, Одоевский и Тепло-Огаревский районы. Из учреждений и ведомств лучшими в гражданской обороне признаны УМВД по Тульской области, ЦКБА и Щекиноазот.