Анонимный крик
В начале марта на официальном сайте администрации города Тулы появилось обращение с «криком о помощи». К городскому управляющему Евгению Авилову обратились водители, собственники коммерческого общественного транспорта, а также диспетчеры, механики, медики, члены их семей.
Суть челобитной: «большие дяди», или так называемые хозяева маршрутов, принуждают их «платить дань» - от 15 до 20 тысяч рублей. Это негласное правило для всех, кто работает на коммерческом общественном транспорте. В Туле более 1000 маршруток. Умножив эту цифру на 15 тысяч (хотя в реальности маршруток в городе меньше. - Прим. ред.) авторы обращения насчитали более 15 миллионов рублей чистого ежемесячного дохода, который якобы «идёт в карман» четырём человекам - президенту Тульского регионального транспортного союза Вере Коротких, президенту ассоциации по содействию в развитии транспортных перевозок «Тульские пассажирские перевозки» Вячеславу Семёнову, исполнительному директору ООО «ТПП» Ларисе Донченко, руководителю компании «Тульские пассажирские перевозки» Максиму Хромову. Особо жалобщики подчёркивают, что «дань» сдаётся наличными деньгами и мимо бюджета в год проходит «гигантская сумма» - 180 млн рублей. Подписанты также утверждают, что их вынуждают подписать обращение на имя губернатора, «где каждое слово - откровенная ложь».
Авторы письма направили челобитную на электронную почту администрации Тулы, ибо боятся за свою жизнь. Видимо, по этой причине под текстом не указаны ни наименования транспортных организаций, ни фамилии-имена-отчества физических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Городские чиновники по факту письма направили обращение в правоохранительные органы. Сотрудники Следственного управления СК РФ ищут заявителей, которых планируют пригласить на приём к руководству управления для уточнения доводов обращения, после чего оно будет рассмотрено в установленном законом порядке.
«Хрустальная биография»
«Эта статья анонимов для меня никакой роли не играет. Оправдывается тот, кто виноват, - говорит Вера Коротких. - Во-первых, статья заказная, во-вторых, анонимная. Она недостоверна на 180 процентов. Это всё вызвано тем, что в адрес губернатора нашей области готовилось письмо от имени Тульского регионального транспортного союза, которое мы уже опубликовали.
Я 42 года работаю в транспорте, из них 38 лет была чиновником в управлении транспорта, связи и дорожного хозяйства. Работаю с коммерческими перевозчиками 23 года - с момента их появления в Туле. Знаю всю их подноготную, никогда в жизни не имела ни одной машины ни на одном маршруте и даже мысли себе такой не допускала, потому что работала в сфере, которая контролирует их работу.
Я уже послала Авилову претензию за то, что он на официальном сайте администрации опубликовал письмо - не проверенное, анонимное, порочащее честь, достоинство и деловую репутацию не только мою, но и нашего союза. Это была его ошибка, возможно, подчинённые его подставили, я не знаю. Но если он эту претензию мою не выполнит, мы будем встречаться в суде, о чём я ему лично сказала. Я почётный работник транспорта России, ветеран труда, заслуги перед городом имею, медали некоторые, в том числе «Трудовая доблесть». Я многое сделала для города, я знаю всё «от и до», и так просто вывести меня из строя у них не получится».
Память подвела?
На просьбу указать заказчика - Коротких предположила, что «без администрации не обошлось». По её словам, она хочет донести до губернатора реальную информацию по коммерческим перевозкам. Экс-чиновница напомнила, как в своё время людей «загнали в автолайны», когда не было вообще муниципального транспорта». Отметим, что Вера Коротких уже тогда занимала один из руководящих постов в управлении транспорта и связи города. И действительно, на 1996 год пришёлся пик развала регулярных автобусных перевозок. Кстати, в это время в Тульскую область поступили подержанные, а правильнее было бы сказать - списанные машины из Германии в порядке «гуманитарной помощи». И автору этих строк, тогда студенту факультета иностранных языков ТГПУ им. Л. Н. Толстого, доводилось тогда общаться с гостями из ФРГ, которые удивлялись: а что это на бортах тульских автобусов реклама на немецком? Люди ведь её не поймут!
Впрочем, Вера Коротких утверждает, что и сейчас ситуация с муниципальным транспортом не намного лучше: мол, осталось 50 «с чем-то» трамваев и столько же троллейбусов. И, если верить ей на слово, то в нашем городе отныне бегают только б/у трамваи из Москвы, поскольку с 2016 года оттуда нам передано 50 вагонов и, кстати, 25 троллейбусов. Автобусов, как утверждает президент регионального транспортного союза, в городе осталось не более 100 при потребности в 250 машин. Опять же напомним, что только из Москвы нам поступило порядка 40 автобусов. Получается, в городе их 40% от всего парка?
Интервал движения муниципального транспорта, по словам Веры Коротких, составляет от получаса до 77 минут, поэтому без маршруток никак не обойтись. При этом количество последних в Туле уменьшается. Если в 2006 году их было 1600 на 45 маршрутах, в 2011 году - только 1300 на 37 маршрутах, сейчас же 900 машин на 28 маршрутах. То есть и количество маршрутов, и коммерческих автобусов малой вместимости, их обслуживающих, уменьшилось за 11 лет почти вдвое. Это сделал рынок, утверждает экс-начальница горуправления транспорта и связи. Дайте больше муниципальных автобусов - и маршрутки рассосутся сами собой.
На горизонте - непредвиденные обстоятельства?
К слову говоря, открытое письмо транспортного союза в адрес губернатора за подписью Веры Коротких действительно появилось. В этом весьма подробном документе на 12 листах довольно критично оценивается деятельность администрации города по транспортному обслуживанию туляков на городских регулярных маршрутах. Заявляя о готовности к диалогу, президент союза убеждает главу региона в том, что к нему «поступает односторонняя информация, выгодная лишь определённому кругу лиц и не отражающая реальную картину на городском транспорте». В завершение письма Коротких обращается с просьбой «вникнуть в создавшуюся проблему и принять кардинальные решения по выходу из сложного положения» - «в целях недопущения на рынке городских перевозок непредвиденных ситуаций».
Кстати, на своей пресс-конференции, посвящённой двухлетию пребывания в должности руководителя Тульской области, Алексей Дюмин коротко, но предельно чётко обозначил своё мнение по этой проблеме: «Группа лоббистов мешает развивать транспортную сеть областного центра. Некоторые заявляют: вот не выйдем на линию - округ встанет. Это саботаж».
Комментарий
Глава городской администрации Евгений Авилов: Муниципальный транспорт сегодня не в состоянии в полной мере выполнить услугу по перевозке. Вместе с тем, мы сегодня, применяя опыт соседей. Планируем перейти на транспорт большей вместимости. Он может быть так муниципальным, так и коммерческим. Такое подход позволит и лучше решать вопрос перевозки пассажиров, и разгрузить городские дороги. Проанализировав транспортную ситуацию, могу сказать, что наши основные перевозчики не обладают своим транспортом, им тяжело его контролировать. В основном они заключают договора субаренды вместе с транспортом, хотя закон уже изменился и требует, чтобы водители были в штате. С 1 января этого года такие предприятия обязаны набрать в штат водителей. И тогда ситуация у них изменится, потому что будет контроль за выходом на маршрут, за прохождением техосмотра. Когда всё будет выполняться по закону, проблем не будет.