В конце первого полугодия региональный рынок труда показал рост после трёх месяцев спада. Динамика общего числа вакансий в июне составила +28% по отношению к маю, соискательская активность выросла на 5%.
Где обошлось без потерь?
Количество предложений о работе на сайте hh.ru в июне по сравнению с маем увеличилось в абсолютном большинстве профессиональных сфер. Значительный прирост отметили в областях, первыми испытавшими на себе негативные последствия пандемии и кризиса. В частности, сфера «Искусство, развлечения и масс-медиа» показала прирост вакансий в 262% в июне по сравнению с маем, «Туризм, гостиницы, рестораны» – 149%, «Спортивные клубы, фитнес и салоны красоты» – 74%.
«Максимальное снижение вакансий зафиксировали в мае – на 26% меньше, чем в феврале, рассказывает руководитель Службы исследований hh.ru Мария Игнатова. - Уже в июне, когда частично стали снимать карантинные ограничения, началось оживление с обеих сторон. Однако по России количество предложений так и не достигло докризисных показателей, оставшись на уровне -2% к февралю. В целом, такого глубокого падения, как в периоды предыдущих кризисов, мы не увидели. Но работодатели стали более пристально рассматривать кандидатов, приглашения на собеседования стали более точечными, этот показатель оказался значительно ниже, чем в предыдущие кризисы».
На сегодняшний день далеко не все профессиональные сферы восстановились до февральских показателей. Положительная динамика отмечена в областях, сохранивших устойчивость в кризисный период – госсектор, рабочий персонал, медицинская и строительная сферы. Особенно пострадал туризм и гостиничный бизнес, маркетинг и реклама, масс-медиа, индустрия спорта и красоты. Это характерно для всех регионов. Даже отрасль информационных технологий ощутила на себе последствия пандемии, хотя вовремя других кризисов оставалась вполне стабильной.
Кого ищут
Наиболее востребованными в первом полугодии в области традиционно оставались специалисты рабочих профессий - 25% вакансий от всех предложений. Однако, предложений о работе много, а активности со стороны соискателей нет.
На второй позиции – продажи: 22% вакансий. В областном центре спрос на профессионалов в области продаж достиг 26%. Они и возглавляют топ-5 популярных среди работодателей сфер.
На третьем месте производство: 15% вакансий от общего числа. Также в первую пятерку в регионе вошли «Медицина, фармацевтика» (9%) и «Строительство, недвижимость» (8%).
Наиболее активно работу в первом полугодии искали молодое, только начинающие карьеру: 16% от общего числа резюме.
«Мы ожидали значительный всплеск активности соискателей, по аналогии с предыдущими кризисами, но этого не случилось. Сегодня число активных резюме в целом по России на 5% меньше, чем в феврале, паники на рынке нет, - отмечает Мария Игнатова. - В регионах ситуация идентична».
Сохранить команду
GR-директор компании HeadHunter Виталий Терентьев полагает, что основное отличие текущего кризиса от событий предыдущих лет в том, что каждая компания максимально пыталась сохранить команду.
«Сокращали все возможные статьи расходов, но людей – в самых крайних случаях, - отмечает он. - Стало популярным такое явление, как шеринг персонала, когда компании обменивались сотрудниками, чтобы у последних была возможность заработка в сложный период, а после они вернулись на свои прежние рабочие места.
Второй тренд – до недавних событий рынок труда был соискательским. Последние не боялись менять место трудоустройства, искали, где лучше, и находили. Сейчас ситуация кардинально поменялась в противоположную сторону – правила диктует работодатель. Сколько вы будете получать и на каких условиях работать – решает он».
По прогнозам эксперта, в ближайшей перспективе будет плавно расти количество сотрудников, работающих удаленно. Возможно, будет актуален смешанный формат – несколько дней в неделю сотрудник трудится в офисе, остальные – удаленно. Такой формат поможет не только снизить расходы на аренду офисов и обустройство рабочих мест, но расширит возможности поиска специалистов. Для определенной категории соискателей, а особенно для молодых, это возможность, например, трудиться в крупной столичной компании, находясь в любом из регионов.
Языком цифр
Подорожало
- Вырезка, «парная» свинина.
- Хлеб 3,5-6,0%. Мука пшеничная – на 8%. На 4-7% мясные и овощные консервы длительных сроков хранения.
- Картофель (рост к декабрю 2019 года в 1,8 раз)
- Морковь и яблоки (в 1,6 раз).
- 30-40% - капуста, лук.
- Гречневая крупа - на 34%.
Без изменений
- Свинина, говядина, баранина, сосиски, колбасы, куры, копчености, молоко, масло сливочное, сметана, творог, сыры, рыба мороженная.
- Подешевело (на подложке)
- Яйца - 12%, помидоры - 32%
Падают продажи алкоголя. Жители региона тратят на еду лишь на 2-4% меньше, чем в феврале.