В области более 100 очистных сооружений канализации. По данным администраций муниципальных образований, порядка 70 из них нуждаются в реконструкции. А где-то их и вовсе нет. Подробнее — в материале tula.aif.ru.
Река Вонючка
Так, в Болохове, дела с очистными сооружениями обстоят плохо. По факту, комплекс отсутствует более 30 лет, и все нечистоты сливаются в реки Вьёвка и Шат. В городе живёт более 9 000 человек. В адрес местной администрации есть ряд представлений от природоохранной и районной прокуратур. Также есть и решение суда, который обязал администрацию обеспечить надлежащую очистку. Для этого надо было реконструировать и построить очистные.
Но у местной администрации нет денег. Сейчас она взаимодействует с Жилкомреформой, которая в рамках своих полномочий участвует в реализации региональных и федеральных программ.
«В нашем случае необходимо принять участие в федеральной программе, так как региональный бюджет не потянет расходы на проект и строительство очистных в городе», — отмечает активист Михаил Страхов. Весной нечистоты, сбрасываемые из города, подошли вплотную к питьевому каптажу — недалеко от русла реки Вьёвка. Чтобы избежать их попадания в питьевую воду, районная и местная администрация отвела нечистоты, прорыв параллельно траншею. Сейчас она напоминает дублирующее русло реки. Местные такую «артерию» назвали «речка Вонючка». Она ничем не огорожена, глубина — от двух, до четырёх метров. И по итогу этот отвод впадает в те же реки Вьёвка и Шат.
Кстати, в феврале прокуратура начала проверку по факту слива нечистот в Болохове после жалоб жителей. Сотрудники надзорного органа подтвердили, что в д. Старая Вьёвка произошёл разлив стоков неустановленного характера.
Должны реконструировать
В Алексине городские очистные сооружения уже давно не справляются со своей задачей. Они должны фильтровать стоки от 30 предприятий. Но чего можно ждать, если они построены в конце 60-х годов? По-хорошему, требуются новые, либо полная модернизация старых. В 2020 году чиновники из администрации сообщили, что запланирована полная реконструкция. Прошло четыре года, а воз и ныне там. Сбросы в реки продолжаются.
Как сообщил глава администрации Алексина Павел Фёдоров, заключен договор на проектирование и прохождения экспертизы с проектной организацией. Региональное министерство ЖКХ подало заявку в Минстрой РФ на выделение дополнительных средств. Ориентировочная стоимость — 2,653 млрд руб., ориентировочные сроки строительства — 2024-2026 годы.
Тонны стоков
Тульская экоактивистка Екатерина Олейник считает, что тенденция загрязнения рек в регионе будет только увеличиваться.
«У нас строят новые дома, жилые комплексы и предприятия. Эта нагрузка ложится на существующие очистные сооружения, которые требуют модернизации, — отметила специалист. — С 2016 года контрольно-надзорные органы особо не проверяют очистные. Эта тенденция характерна для всей России. Администрации муниципалитетов сами должны быть заинтересованы в модернизации очистных сооружений и закладывать средства в бюджет».
Кроме того, по её словам, нужен особый контроль за частными секторами, чтобы фекалии не сливались в почву или водоёмы.
«К сожалению, в Тульской области совсем нет чистых рек, основные реки Упа, Ока, Дон, Воронка — относятся к классу грязные или загрязнённые. Самая чистая река, в нашем регионе — Красивая Меча — сейчас считается загрязнённая, а великий русский Дон, который берёт начало в Новомосковске и протекает по четырём муниципалитетам, стал чуть ли не самым грязным, — говорит руководитель „Экологической защиты“ Вадим Баранов. — Одним из определяющих фактор, влияющих на чистоту воды является, конечно же, качество сбрасываемых сточных вод в реки. В них по области ежегодно сбрасывается порядка 160 млн кубометров, из которых 154 млн кубометров — это загрязнённые сточные воды, то есть без очистки или недостаточно очищенные.
Получается всего где-то 4% сбрасываемых сточных вод в реки можно считать очищенными. Основные загрязнители — это предприятие жилищно-коммунального хозяйства».По словам эксперта, такая сложная ситуация наблюдается не только в нашей области, но и по стране. Произошло это после развала СССР — тогда многие очистные были приватизированы и переданы в частные руки.
«Эта многодесятилетняя история бездействия в итоге привела к разрухе объектов. Да, сейчас строительство у нас ведётся, но любые очистные стоят миллиарды и региону не вытянуть такие суммы, здесь нужно входить в федеральные программы».