В Туле К 70-летию Победы решили привести в боеготовность самый народный и уважаемый памятник - фронтовую «Катюшу». В феврале машину привезли на завод «Сплав», специалисты которого уже занимаются её реставрацией.
Памятник «Катюше» установили в Туле в 1980 году в честь 35-летия Победы. Он сделан на базе грузовика ЗИС 5В. Настоящий «продукт военного времени», говорят знающие люди. Ничего лишнего, только самое необходимое. Кабина автомобиля сделана из фанеры, одна фара, на машине отсутствовали передние тормоза. В условиях войны приходилось экономить буквально на всём, что, впрочем, не отразилось на боевых качествах «Катюш» - немцы боялись наших «бэмок», как огня.
Пересечение улиц Пролетарской и Епифанской, где обычно стоит памятник, в Туле просто и ласково называют «Катюшей». Водители маршруток не удивляются, услышав просьбу «Остановите у Катюши», а для многих в ответ на вопрос «Ты где?» - услышать «На Катюше» - обычное дело. Благодаря установленному поблизости памятнику легендарной фронтовой машине, целый квартал получил народное название «Катюшин».
Старая и новая жизнь
Разобранный по частям кузов, снятые с петель двери, сверкающие новеньким лаком детали, промасленные тряпки, какие-то неведомые шестерни, гайки и механизмы – транспортный цех предприятия больше напоминает автомастерскую. Собственно, так и есть – именно здесь обретает «новую жизнь» тульская «Катюша».
«Памятник прибыл в плачевном состоянии, - рассказывает начальник цеха Сергей Кирильцев. – За 20 лет его реставрировали раз. Изначально у машины была деревянная кабина, и в неё мог попасть любой желающий. Местные алкоголики с удовольствием распивали там спиртное и сняли с машины всё, что только можно было снять. В конце концов «Катюша» просто сгорела. Огонь уничтожил деревянные части.
После этого все швы и щели моторного отсека заварили, а кабину обшили листовым металлом.
Когда машина приехала на реставрацию, мы вооружились чертежами, рисунками и схемами, которые удалось найти в Интернете и начали восстанавливать кабину буквально «с нуля». В военное время всё делалось по принципу «дешево и сердито». Даже вместо сидений в кабине была грубо сколоченная деревянная лавка. Сейчас мы практически закончили кузовные работы, занимаемся ходовой и мотором. Все основные узлы останутся в первозданном состоянии – модернизировать и «тюнинговать» мы ничего не будем. Разве что мотор будет чуть резвее – это связано с тем, что «родного» 66-го бензина для «Катюши» уже не найти и она поедет на современном 80-м.»
«На самом деле, здесь нет ничего сложного, - вылезая из смотровой ямы, комментирует слесарь по ремонту автомобилей Александр Фомин.
Станет красавицей
Устройство самой машины осталось прежним, и человека, знакомого с «внутренностями» обычных «Жигулей», здесь ничем не удивишь. «Сейчас мы меняем водяные патрубки, - нам демонстрируют толстую резиновую трубку с железными кольцами по краям. – Они нужны для охлаждения радиатора – из-за долгой езды мотор быстро нагревался и его «остужали» водой».
Над «возрождением» боевой машины трудятся пять человек. Как только разобранную машину соберут, она отправится в покрасочный цех.
«Сейчас «Катюша» - главная «звезда» нашего предприятия, - шутит Сергей Кирильцев. – То и дело подходят люди, предлагают свою помощь, каждому хочется что-то подержать, покрутить, потрогать. Неудивительно – возможность в буквальном смысле слова прикоснуться к истории выпадает не каждый день. По завершении работ туляки просто не узнают «Катюшу» - она станет настоящей красавицей и, не побоюсь этого слова, украшением парада Победы».
Туляки о Катюше
Ирина Чугунова, медицинский работник
Иван Андреев, школьник
Мария Новикова, экономист
Денис Садовников, руководитель департамента по работе с государственными и общественными организациями Российского Военно-Исторического Общества