Электросамокаты в последнее время стали практически неотъемлемой частью прогулок туляков. Станции с ними расположение по всему городу от Пролетарского района до Заречья. Многие и сами покупают такие самокаты: кто для развлечения, а кто и для поездок на работу.
Чем они так хороши? Эти средства передвижения легки в обращении, относительно безопасны (при соблюдении правил дорожного движения и наличии здравого смысла у водителя), не нужно ломать голову с парковкой, к тому же, они не загрязняют окружающую среду.
К чему можно придраться?
Основная проблема — это правовое регулирование: является ли райдер водителем или пешеходом, ведь от этого зависит какими требованиями ПДД он должен руководствоваться при движении. Может ли он ехать по проезжей части, а по тротуарам?
«Конкретно для нашего города есть такая проблема как узкие тротуары. Помимо этого, не везде есть велодорожки, по которым лучше перемещаться на самокатах. И получается, что они мешают пешеходам. Во-первых, их стало действительно слишком много, во-вторых, они бесшумные, и многие просто боятся попасть под колёса, – рассуждает туляк Сергей Демидов. – Я не против самокатов, но точно нужно продумать наличие инфраструктуры и правил для них. Потому что, они слишком медленные и опасные для дороги, но слишком быстрые и опасные для пешеходов».
В марте этого года Верховный суд РФ в ходе решения одного из дел признал электросамокаты транспортным средством. Однако для многих экспертов этот вопрос до сих пор остается спорным. Сам термин «транспортное средство» употребляется в различных нормативно-правовых актах, отражающих технические характеристики, присущие транспортным средствам (в частности, мощность двигателя более 4 кВт или максимальная конструктивная скорость более 50 км/ч).
Законодательство не содержит исчерпывающего перечня транспортных средств, участвующих в дорожном движении. При этом Верховный суд РФ отметил, что технические характеристики средств индивидуальной мобильности, к которым относятся и электросамокаты, находятся в пределах пороговых значений для мопеда или мотоцикла, а конструктивные и технические особенности таких средств предопределяют высокую степень опасности причинения вреда жизни и здоровью граждан. Однако не все электросамокаты представляют такие угрозы: это зависит от его мощности. Таким образом, можно констатировать, что в соответствии с позицией Верховного суда РФ электросамокат может быть признан транспортным средством в зависимости от его технических характеристик.
Что будет дальше?
Официально обладатели электросамокатов пока не выделены в отдельную категорию участников дорожного движения, но работа над этим давно ведётся. Осенью 2021 года Минтранс и МВД разработали поправки, которые определят правила дорожного движения для всех средств индивидуальной мобильности. В них максимальная скорость передвижения ограничится 25 км/ч, детям до 7 лет будет позволено перемещаться на электросамокатах по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам и пешеходным зонам в сопровождении взрослых, а гражданам старше 14 лет предложили разрешить передвигаться на электросамокатах по обочине или правому краю проезжей части, но только если рядом нет тротуаров или пешеходных дорожек, с максимальной скоростью на проезжей части не более 60 км/ч.
Ни пройти, ни проехать!
Многие отмечают важность разделения дорожек для пешеходов и для самокатов, ведь часто происходят неприятные ситуации, влекущие за собой травмы. Одной из таких историй поделилась с нами тулячка Светлана Зачиняева:
«Мы с подругой уже ехали ставить самокаты на стоянку, они были почти разряжены, поэтому скорость была небольшой. Мы были в парке, поэтому прохожих было достаточно. Выбежал молодой человек, произошла заминка, мы оба не понимали кто кого пропустит. Я притормозила, но он все равно немного меня «подрезал». Так как сзади ехала подруга, она не заметила моего торможения, и мы с ней столкнулись, обе упали. Да, ситуация не серьёзная, травмы небольшие. Но тем не менее, отношусь теперь к таким поездкам с опаской».
Действительно, довольно часто такие простые обыденные ситуации приводят к непростым травмам. Поэтому очень важно соблюдать хотя бы простые правила безопасности, чтобы ваша прогулка не закончилась кабинетом врача.
Материал подготовила студентка 1 курса анастасия Заикина