После длительных каникул, так или иначе, очень тяжело возвращаться к учёбе большинству школьников, а вот какой именно возрастной категории настроиться сложнее всего, как подготовить ребёнка к новому учебному году и снизить стресс, рассказывает педагог-психолог психологического центра «Доверие» Оксана Грибоедова.
Не переносите страхи на детей
Оксана Грибоедова: Говорить, что большинство детей за время хорошего летнего отдыха стойко не хотят идти в школу, я бы не стала. Тем более, мы с моими коллегами наблюдаем, что после полного дистанционного обучения в прошлом году сегодня выросло число школьников, которые хотят ходить в образовательные учреждения, общаться там со сверстниками и учиться в живом общении с педагогами.
Если же мы говорим о возрасте обучающихся, среди которых больше всего тех, кто тяжело настраивается на школу после каникул, то, как ни странно, таких детей сегодня больше всего среди учеников начальных классов и выпускников. В первом случае это может быть связано как с несочетаемостью большой нагрузки нынешних программ начального обучения, так и с особенностей этого поколения детей - астеничных, быстро истощаемых, с нарушениями работоспособности и внимания. Также с заражаемостью школьным стрессом от своих родителей, которые зачастую больше своих чад волнуются из-за их школьных проблем и трудностей, негативно реагируют на большую учебную нагрузку, стремятся растить идеально успешного ребёнка и часто в этом разочаровываются. В случае с ребятами выпускных 9-х и 11-х классов настрой на последний год обучения, как правило, сопровождается высоким психологическим напряжением из-за страха неудачи на предстоящем экзамене и сомнениями в том, что за год они смогут ликвидировать у себя все дефициты учебной программы. Сюда также прибавляются не менее сильные страхи родителей выпускников о будущем их ребёнка в целом и о его успешности.
Позитивные разговоры и игры
Юлия Богомолова «АиФ в Туле»: Как помочь ребёнку подготовиться морально к новому учебному году, чтобы он не испытывал дискомфорт и стресс?
- Прежде всего, важно нам родителям и педагогам, самим иметь положительное отношение к школе, обучению, познанию и уметь правильно демонстрировать это деткам. Это и интересные позитивные разговоры о школе на прогулке с ребёнком, на кухне за общим столом - вспоминание смешных и важных школьных ситуаций из своей жизни и конечно же вера в связь образованности и успеха. Это демонстрация запоминания родителями учебных успехов ребёнка в отличие от постоянного напоминания о неудачах. С маленькими детьми можно поиграть в школу с демонстрацией интересного в этой игре, игровым положительным разрешением школьных трудностей.
- Как помочь родителям настроить правильно на учёбу чадо, которое идёт в первый класс?
- Первоклассники - ребята особого внимания взрослых. Это паровоз, который только встаёт на путь одиннадцатилетнего маршрута под названием «Школа». Поэтому так важно заранее подготовиться малыша к этому долгому и важному путешествию, у него нужно сформировать желание ехать, научиться пополнять силы и замечать интересное и важное, понимать особенности маршрута и иметь способы преодоления трудностей. Если эту метафору перевести в реальные рекомендации для родителей, то можно пожелать им следующее: демонстрируйте собственное позитивное отношение к школе и обучению.
Говорите с ребёнком о школе спокойно и с интересом. Работайте по уменьшению собственных родительских страхов по поводу школы – особенно страха школьного неуспеха ребёнка. Старайтесь избегать в общении с будущим первоклассником установок: «Вот пойдёшь в школу, там тебе покажут!», «Делай, а то будешь двоечником!», «Как же ты будешь в школе учиться с таким поведением? Там этого терпеть не будут!».
Учитесь уже сейчас адекватно реагировать на ошибки и неудачные задания ребёнка - «они бывают у всех», «научимся ошибку превращать в задачу», то есть оцениваем не ребёнка в целом, а задание, концентрируемся не на ошибке, а на её преодолении и учимся делать замечания в тоне «доброжелательная твердость».
Ещё учите самого ребёнка правильно реагировать на трудности, пробуйте формировать у него алгоритм действий в случае ошибки и неудачи: «остановись – успокойся – настройся – пробуй – обратись за помощью – исправь – почувствуй силу преодоления – порадуйся успеху преодоления». Важно научить его говорить о том, что у него не получается, что его расстраивает. Демонстрируйте свою веру в него, развивайте его уверенность в себе, так как ему важно видеть, что родители верят в него перед предстоящем поступлении в школу.
В игре смоделируйте повседневные школьные ситуации. Это проигрывание даст больше пользы, чем усиленные занятия по обучению чтению, счёту и письму. При подготовке ребёнка к школе важно понимать, что умение читать и считать не обеспечивает психологическую подготовку к новой роли школьника. Играйте с ним в познавательные игры, используя больше реальных предметов, нежели прописей и изображений.
Проявляйте свой родительский интерес к этим играм, проговаривайте свою радость по поводу получения ребёнком новых знаний и умений. Готовьте к школе в игре, а не с помощью типично учебных заданий. Сделайте своего ребёнка первооткрывателем новых знаний и радуйтесь вместе с ним. Для него как первооткрывателя учение всегда останется удовольствием. Ещё скорректируйте свои требования, они должны быть реальными и разумными, не требуйте и не ждите многого. Непосильные задачи снижают самооценку ребёнка, увеличивают его страх неудачи и формируют мотивацию избегания. Учитесь поощрять за норму, которая связана больше с процессом выполнения задания, чем с результатом.
Проще говоря, оценивая выполнение задания, даём больше положительных реакций за процесс и преодоление возникших трудностей. Результату задания малыш сможет порадоваться самостоятельно. Приучайте к режиму выполнения заданий – чередование времени труда и отдыха.
- Насколько сложно детям переключаться с отдыха на учебу и почему?
- Не только детям, но и вообще людям непросто переключаться с деятельности по желанию на деятельность по необходимости. Ведь у каждого свои особенности нервной системы, воли, эмоций, интеллекта, способов собственного мотивирования и общения с собой – того, что помогает или препятствует этому переключению. Дети окончание каникул, выходных и праздничных дней переживают легче в силу возраста, большой энергичности, любознательности, быстрого пополнения сил прогулками, играми, спортом. Здесь многое зависит от помощников этого переключения родителей и встречающих педагогов.
Первоклассник первокласснику рознь
- Некоторые первоклашки после первого учебного дня категорически не хотят идти больше в школу, какие могут быть причины и как быть в такой ситуации?
- Предположим, что в первый учебный день в школу пошёл осведомленный о правилах учебного заведения, положительно настроенный на обучение, имеющий позитивную родительскую поддержку ребёнок с успешным опытом пребывания в детском коллективе в садике. И после школьного дня он приходит расстроенный и сообщает, что в школу больше не пойдет никогда в жизни. Основные причины такого поведения могут быть связаны с его реакцией на учебную нагрузку, (возможно, устал, понял, что учёба отнимает силы и не включает игру и отдых), собственными страхами и тревожностью от новой обстановки, первыми неудачами с неправильной реакцией учителя, отсутствием тёплого внимания к нему со стороны педагога. Необходимо дать этому ребёнку отдохнуть, поиграть и затем в спокойной обстановке расспросить его обо всём, что сегодня было в школе. Ведь только поняв причину его реакции, можно выработать способы помощи. Но этот случай скорее исключение…
Чаще всего в первые дни обучения подобную реакцию дают психологически неподготовленные к школе дети, которые имеют возрастную незрелость, игровые мотивы обучения, слабые волевые качества, особенности нервной системы, такие как высокая истощаемость и возбудимость, имеющие трудности контактирования со сверстниками и взрослыми.
Как правило, в копилку причин добавляются и низкая осведомленность о школе и её правилах, общие со своими родителями страхи неудач, неверие в себя и свой успех, возможно, негативный опыт пребывания в детском коллективе или вообще отсутствие такого опыта.
По норме возрастного развития к семи годам у ребёнка происходит перестраивание ведущей деятельности с игровой на учебную. Именно поэтому психофизиологи, психологи и педагоги много десятилетий рекомендуют отдавать ребёнка в школу в полные семь лет, то есть «дозревшим» до этого перехода. Действия родителей вразрез с этими рекомендациями также могут спровоцировать такое поведение малыша в первый день обучения в школе.
Почему дети начинают прогуливать уроки?
- Дети начального звена, как правило, в большей степени находятся под контролем родителей и поддаются ему. Поэтому школу пропускают крайне редко, хотя некоторые из них имеют причины и желание для этого.
Пропуск уроков без уважительной причины свойственен скорее подросткам на фоне осложненных отношений с родителями и общей дисгармонии возраста. Прогулы начинаются тогда, когда пребывание в школе, процесс обучения для ребёнка становится фактором психологического неблагополучия и источником стресса. Это значит, что что-то не получилось на одном из трёх уровней «школьной состоятельности».
Как говорит наш отечественный психолог Светлана Кривцова, базовая цель поведения любого ученика - чувствовать свою причастность к жизни школы - означает «чувствовать свою важность и значимость». Эта потребность естественна для любого человека, поскольку люди существа социальные. Ежедневно в течение 10-11 лет полдня дети проводят в школе, поэтому можно считать нормальным желание каждого занять своё место в этой общности. В процессе школьной жизни эта базовая потребность ученика воплощается в три частные цели: ощущать свою интеллектуальную состоятельность, строить и поддерживать приемлемые отношения с учителем и одноклассниками, вносить свой особый вклад в жизнь класса и школы. Ученики пытаются достигнуть этих целей всеми возможными способами. Если им неизвестны или недоступны способы приемлемые, они используют то, что учитель называет «нарушением дисциплины» или «плохим поведением».
Как правило, на предпочтение учеником приемлемого или неприемлемого поведения влияют качество отношений между ним и учителем, атмосфера в классе. Типичными причинами прогулов становятся трудности в обучении, которые не решаются, продолжаются долго и начинают негативно влиять на личность ребенка. Также трудности во взаимоотношениях со сверстниками и педагогами. Ещё состояние хронического переутомления, ощущение скуки и отсутствие интереса. А нетипичными причинами может стать протест на поведение родителей, привлечение таким способом их внимания, демонстрация себе своей смелости и силы. В каждом индивидуальном случае важно внимание к такому ребёнку и приоритет понимания причин перед санкциями и наказанием.
Готовимся к школе вместе
- Нужно ли в подготовке к школе максимально вовлекать ребенка, вместе выбирать тетради, ручки, портфели, пеналы и так далее и почему это важно?
- Конечно! Это же огромное удовольствие и самоподдержка собственной мотивации ребёнка. Это способствует большей включенности школьника в учебный процесс, так сказать раскрашивает его школьную жизнь и укрепляет силу личности. Выбор портфеля, тетрадей, ручек, карандашей, пеналов можно превратить в сплошное удовольствие для ребёнка, прислушавшись к его желаниям и исполнив их. Позитивное рассматривание учебников с обнаружением чего-то интересного это ещё один способ положительного настроя на школу.
Подросткам подготовиться морально к новому учебному году помогает обсуждение их предстоящей встречи с разъехавшимися на лето друзьями и одноклассниками, спокойное общение с родителями по поводу школы, разговоры о приближающемся самостоятельном будущем ребёнка, опорой которого является образование. Как правило, в подростковом возрасте жажда общения уже к концу лета вызывает стремление быстрее начать учиться.
- Что ещё посоветуете родителям перед началом учебного года?
- Я бы сказала родителям: «Радуйтесь, что ваш ребёнок познает мир с помощью учёбы, повышает свою образованность, а значит, встраиваемость в мир и свое будущее! Легче относитесь к неуспехам, промахам и учебным ошибкам сына или дочери, учите их любую неудачу превращать в задачу, соблюдая два правила успеха – «я спокоен» и «хочу делать». Общайтесь с детьми, будьте для них опорой и поддержкой!
Любите их любыми – успешными и не очень, с хорошим поведением или со сложным, реализующими ваши ожидания или нет, весёлыми или грустными, делающими или откладывающими на потом, общительными или замкнутыми…. Цените этот подарок – много лет жизни рядом со своим ребенком!». И обязательно при возникновении стойких учебных и школьных трудностей, которые не решаются родительским и педагогическим путём, обращайтесь к школьным психологам и психологам психологических центров.