Отдых с умом. Зачем школьники играют в «Что? Где? Когда?»

Кирилл Романов / АиФ

Одиннадцатый класс — время, когда старшеклассники забрасывают свои увлечения, забывают об отдыхе и концентрируются на подготовке к экзаменам. Но Мария Новохатько, Александр Кулаков и Иван Шинко нашли способ совмещать подготовку с отдыхом и расширением кругозора в игре «Что? Где? Когда?». Ребята играют в «Что? Где? Когда?» с десятого класса. Но только в этом году они втроём встретились в одной команде, которую тренирует Алексей Медведев.

   
   

От прогулов – к серьезной игре

Мария и Александр признаются, что изначально ходили на игры, чтобы прогуливать уроки, но при этом получать поощрения. Однажды они пришли на большой международный турнир, где из 600 команд от Тулы выступало всего две (в команде противников как раз был Иван), заняли почетное второе место и заслуженно получили похвалу, хотя и пропустили уроки. Но к концу 10 класса, по словам Александра, игра их настолько увлекла, что школьные «бонусы» отступили на второй план: «Я хотел попасть в команду Ивана Шинко. Но не был лично с ним знаком — его знала Маша. И так вышло, что её позвали в команду, и меня, следовательно, тоже». 

В 11 классе ребята взялись за дело серьезно: посещали все турниры, где была возможность поучаствовать.

«Меня подталкивал азарт и спортивный интерес, который появлялся во время игры. Ещё  игра помогает держать мозги в тонусе», - признаётся Саша.

«Это не простая «знайка»: у нас есть минута на то, чтобы обсудить и найти правильный ответ, который порой может шокировать и перевернуть восприятие мира», - делится впечатлениями Ваня.

«К тому еж это отличная возможность отвлечься от школьных будней. 11 класс — это подготовка к экзаменам, а на тренировке можно получить удовольствие, решая вопросы. Игра становится отдыхом с умом», - говорит Маша.

Фото: АиФ/ Кирилл Романов

Ключ, структура, ассоциации

Тренировались ребята раз в неделю, поэтому совмещать хобби с учёбой было несложно.

На тренировках члены команды учились выделять в вопросах ключевые слова, чувствовать его структуру, подбирать визуальные ассоциации и многим другим приёмам работы над вопросом. 

   
   

Кстати, нередко в поисках ответов помогают личные увлечения ребят. Так, Иван в 7 классе закончил музыкальную школу, поэтому к нему больше прислушиваются в вопросах о музыкальной теории. А Александр разбирается в футболе, из-за этого его мнение по теме спорта становится более весомым. Для победы в игре также необходимо хорошее настроение, очищение разума от проблем, мыслей о «домашке». По словам игроков, это помогает сконцентрироваться на процессе обработки информации и заставить себя думать максимально эффективно. Ребята это состояние называют «Режим Халка».

Сейчас Мария, Иван и Александр уже сдают экзамены и планируют свое поступление в вуз. Однако и в студенческое время они надеются продолжать заниматься этой интеллектуальной игрой.

Тренер играет

Алексей Медведев проводит тренировки со школьниками на базе молодежного многопрофильного центра «Родина». Сам он начал играть в «Что? Где? Когда?» ещё в школе.

«Тогда подобных тренировок не было — их заменяли регулярные чемпионаты города, где собирались команды из разных школ. Многие игроки тогда не понимали суть игры, но их снимали с уроков, и поэтому им всё нравилось», – говорит тренер.

Фото: АиФ/ Кирилл Романов

Алексею же понравилась сама игра. В 11 классе он уже начал ходить в студенческий клуб по игре «Что? Где? Когда?». Позже он получил профессию инженера-радиотехника, сейчас работает в сфере разработки программного обеспечения и компьютерных наук. Однако все это время с перерывами Алексей продолжал быть частью игры «Что? Где? Когда?». Ему, как и его ученикам, игра позволяет перестраиваться на другой тип деятельности и из-за этого расслабляться.

Тренировать школьников Алексей начал в 2016 году. Это решение он принял, поскольку подготовкой студентов к играм занимались в студенческих клубах, а школьники были лишены подготовки. Помимо этого в 2009 году Алексей участвовал в возобновлении регулярных чемпионатов по «Что? Где? Когда?» в сотрудничестве с Городским центром развития. 10 лет они вместе делали ежегодный чемпионат. Но сейчас в их сотрудничестве переломный момент из-за пандемии и из-за большей ориентации Алексея на подготовку к межрегиональным турнирам. 

Важнее всего не получить медаль, а сыграть лучше, чем вчера.

Цель - турниры

На тренировки к Алексею приезжают все желающие ребята с 8 по 11 классы. Сначала их делят на команды, а потом начинаются индивидуальные тренировки с каждой из них. Цель Алексея — подготовка детей для участия в больших турнирах МАК (Международной ассоциации клубов «Что? Где? Когда?»). До пандемии она достигалась: его команды участвовали в турнирах и получали призовые места и выходили на Чемпионат России. Но в прошлом году из-за ковида школьное движение пропустило сезон. Однако уже сейчас команды школьников возвращаются в прежний режим работы. В этом сезоне Алексей даже иногда участвует в играх вместе со своей командой. 

Несмотря на нацеленность на крупные турниры для тренера и его команд важнее всего не получить медаль, а сыграть лучше, чем вчера. Это девиз тренировок Алексея. По его словам, помогает улучшать уровень игры и практика.

«Важно играть регулярно 1-2 в неделю, если пропускать тренировки, то результат будет хуже».

Важна также проработка вопросов после важных и сложных игр: это позволяет найти те факты, которые раньше команда не знала, и лучше их изучить.

Интересы за пределами учебника

По словам тренера, дети часто жалуются, что школьных знаний им не хватает, и если бы они не имели дополнительных, то не получилось бы ответить на некоторые вопросы. Поэтому второй девиз, под которым проходят тренировки, — нужно много читать. Например, в обязательно списке литературы у будущих игроков «Что? Где? Когда?» есть роман «Двенадцать стульев», поскольку по нему часто встречаются вопросы.

Фото: АиФ/ Кирилл Романов

Однако игроки все-таки считают, что лучший вопрос тот, который основан не на школьном знании, а который можно логически решить: «Так интереснее». Для поисков ответа на задания игры важны также и интересы членов команды, которые лежат вне школьной программы. Это Алексей объясняет так: «У эрудированного человека должны быть интересы за пределами учебника».

По словам тренера, универсального рецепта для развития интеллекта нет: «Человек становится умным лишь тогда, когда он комплексно развивает интеллект». А в этом может помочь чтение новостей, увлеченность хобби и, конечно же, посещение интеллектуальных игр.