Древнейшая в Туле. Как Благовещенская церковь «дожила» до наших дней

Кирилл Романов / АиФ

До 1692 года Благовещенская церковь была деревянной. Каменное здание возвели в 1692-м. Это событие связано с именем священника церкви Феофилакта Федорова.

   
   

Кому мы им обязаны?

Феофилакт происходил из купеческого рода. Его отец Феодосий Кириллович в молодые годы владел в Туле лавкой «в калашном ряду, против кружечного двора», позже принял монашество и схиму – высшую ступень православного монашества.

Фото: Из архива

Феофилакт Федоров был женат, имел сыновей. Неизвестно, в какие годы он являлся священником Благовещенской церкви, но в 1666 году он уже был иеромонахом Феодосием в подмосковном Воскресенском Новоиерусалимском монастыре. В 1690-м иеромонах Феодосий уехал в Астрахань в Троицкий монастырь. Однако он сохранил связь с Тульским краем и местом своего прежнего служения. В Благовещенской церкви служил его родной брат иеродиакон Мефодий, в Туле проживала многочисленная родня – брат иеромонах Афанасий, племянники. На «келейные», то есть личные деньги старца Феодосия и на оброчные доходы с церковной земли в Туле в 1692 году и было возведено каменное здание храма.

В притворе сохранилась вмурованная в стену плита из белого известняка, надпись на которой рассказывает о времени построения храма, его строителе иеромонахе Феодосии. И похоронен он был в Благовещенской церкви: в цоколе её северного фасада сохранилась его надгробная плита.

Какого типа храм?

Этот храм  – типичный пример небольших пятиглавых храмов московского типа.

Наиболее полную и точную характеристику ему дал в своей книге «Тула – каменная летопись» В. Н. Уклеин. Приведем её с некоторыми сокращениями:

«Издревле ценя красоту и благолепие, русский народ любил высокие, не только снаружи, но и внутри, церкви. А зима на Руси суровая, и натопить такую церковь трудно. К тому же, наряду с собственно церковью, приход нуждался в отдельном помещении – пусть низком, лишь бы тёплом – для вершения своих приходских мирских дел. Желая удовлетворить одновременно обе потребности прихода, древнерусские зодчие объединяли в одно архитектурное целое и неотапливаемую «холодную» церковь, и более низкую «тёплую» мирскую пристройку. Такие «трапезные церкви», как их тогда называли, были широко распространены в Московской Руси, почему и называются иногда «московскими». Тёплая пристройка приходских церквей называлась «трапезной» лишь условно, по аналогии с монастырями, где такие помещения действительно служили столовыми для монастырской братии.
Фото: АиФ/ Кирилл Романов

К середине XVII века выработалась очень устойчивая композиция приходских церквей: к собственно церкви с востока примыкала апсида, а с запада трапезная и за нею колокольня. Почти кубический объём Благовещенской церкви, украшенный по углам пучками из трёх тонких колонок

– так называемых дудочек, – опоясан широкой лентой карниза со сложным кирпичным «узорчьем», виртуозно сложенным из кирпичей, то поставленных на ребро, то положенных плашмя под углом к плоскости фасада. Над пучками колонок нарядный карниз раскрепован (раскреповка – излом горизонтальных архитектурных членений. – Ред.). Надкарнизная часть стен украшена рядом пластичных, словно от руки вылепленных, полукруглых кокошников, размещённых, что характерно для этого типа церквей, без увязки с осями нижележащих окон.    
   

Храм завершен пятиглавием, барабаны которого покоятся на квадратных основаниях, украшенных с каждой стороны кокошниками. Барабаны глав не имеют оконных проёмов – всё пятиглавие является чисто декоративным элементом, лишённым практического назначения.

Луковичные главки виртуозно выполнены из кирпича; первоначально они были покрыты черепицей, вероятно, зеленоватого цвета. Два ряда окон создают обманчивое представление о двухэтажности здания. В действительности же все окна освещают единое, неразделенное по высоте пространство.

Под зданием устроены просторные подвалы, охотно снимавшиеся окольными купцами для размещения в них складов

В сплошь деревянном городе только каменные церкви считались более-менее надёжными при городских пожарах.К северо-западному углу трапезной примыкает высокая, увенчанная шатром, колокольня». На колокольне имелось семь колоколов.

Правда ли – чудотворная?

Церковь имела придел Леонтия Ростовского, располагавшийся первоначально внутри храма. В 1760 году его перенесли в правую сторону трапезной, которую для этого расширили. Тогда же церковь была «живописным художеством постенно расписана».

Фото: АиФ/ Кирилл Романов

В 1858-м трапезную расширили асимметричной пристройкой со стороны южного фасада, и по желанию прихожан в ней сделали вместо прежнего Леонтиевского придел в честь Иверской иконы Божией Матери. Икона эта стала особо чтимой с 1850 году. Тогда недалеко от церкви случился пожар, грозивший при сильном ветре большим опустошением.

Как только образ был вынесен на место пожара, ветер сразу утих, и огонь удалось потушить.
Серебряную ризу на чудотворную икону пожертвовал купец И. С. Ломов – в память избавления от того пожара. Придел Леонтия Ростовского перенесли на левую сторону трапезной.

В 1862 году чеканного серебра 84-й пробы на иконах и утвари Благовещенской церкви (кроме евангелий) было более четырёх пудов.  

Богадельня при Благовещенской церкви упоминается в 1785 году.

Церковно-приходская школа при храме начала действовать в 1891-м.

Храм закрыли в 1932 году. В здании долгое время находился склад бакалейных товаров. Понятно, что новые хозяева бывшей церкви мало заботились о сохранности её росписей и фасадов. Ухудшала состояние старинного здания и размещённая под его стенами автостанция.

В 1960-м здание Благовещенской церкви согласно постановлению Совета Министров РСФСР поставили на госохрану в качестве памятника истории и культуры.

Реставрацию храма впервые провели в первой половине 1970-х годов тульские и московские мастера треста «Росреставрация». Поправили некоторые архитектурные детали.

В 1990 году городские власти возвратили храм верующим, состояние здания ужасало
Стены отсырели до самого верха и покрылись плесенью, потому что в подклете более двадцати лет стояла вода. Пять лет храм пришлось высушивать! Работники последнего арендатора – склада «Росоптпродторга» – в бывшей церкви разводили костёр и жарили шашлык, отчего стены покрылись слоем сажи.

Как возрождали?

В апреле 1990 года Тульский облисполком зарегистрировал приход храма Благовещения. За дело восстановления взялся настоятель храма Двенадцати Апостолов протоиерей Лев Махно, назначенный ещё и настоятелем Благовещенской церкви.

Фото: АиФ/ Кирилл Романов

Отец Лев начал с уборки храма и прилегающей территории. За короткое время вывезли около ста тракторных прицепов мусора. Вокруг установили ажурную чугунную ограду, провели центральное отопление и электроосвещение.

В стенах и сводчатых потолках обнаружилось 398 трещин. Оказалось, что в годы советской власти были срезаны металлические тяжи, крепившие здание изнутри, и распилен стальной брус, заложенный строителями церкви в кладку куба.

26 октября 1990 года в храме освящён правый придел в честь Иверской иконы Божией Матери.

Фото: АиФ/ Кирилл Романов

В феврале 1991-го стены церкви вновь скрепили стальными тяжами. Разрушение стен и перекрытий было остановлено. Появилась возможность восстановить в первозданном виде окна храма. 

В марте 1991 года на Благовещенскую колокольню подняли семь колоколов весом от 22-х до одного пуда. Самый старый из них отлили в 1771 году, самый поздний – в 1870-м.

Фото: АиФ/ Кирилл Романов

Кровлю храма полностью заменили. Купола и колокольню покрыли красной медью, заделали трещины в стенах. Все работы производились на деньги верующих.

Удалось провести большой комплекс дренажных работ, осушить подвалы храма. 7 апреля 1992 года, в праздник Благовещения, к 300-летию храма, был освящён его главный престол.