Дорога из прошлого в будущее. По Тульской области пробежали «Поезда Памяти»

Романов Кирилл / АиФ

Основные пассажиры — школьники из разных городов и районов региона, в том числе, кадеты и юнармейцы. Этот проект в интересной, увлекательной форме приобщает детей и подростковую молодёжь к патриотизму, прививает чувство уважения к подвигу ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, помогает осознать, какой ценой далась победа, и что она значит для нашего народа.

   
   

По стопам советской кавалерии

Поезда стартовали из четырёх точек Тульской области. Одна из них — посёлок Мордвес. В конце ноября — начале декабря 1941 года посёлок был оккупирован немецко-фашистскими войсками и освобождён воинами подвижной кавалерийской группы генерал-майора Павла Белова. Его красным конникам выпала честь очистить от нацистской скверны многие города и веси тульской земли.

Железнодорожная станция Мордвес интересна тем, что осенью 2017 года там был открыт музейно-исторический комплекс. Здесь можно увидеть размещённые под открытым небом натурные образцы железнодорожной техники и мемориал в честь героев-мордвесцев — участников обеих Отечественных и Первой мировой войн. Среди техники — вагон-теплушка с уголком быта советских железнодорожников-строителей середины XX века.

Стартовав из Мордвеса, поезд памяти сделал остановку в Венёве, где, кстати, без малого 10 лет назад был открыт памятник Ивану Алексеевичу Лихачёву— одному из организаторов советской автомобильной промышленности, уроженцу с.Озеренки Венёвского района. В годы Великой Отечественной войны Завод имени Сталина (ЗИС) под руководством Лихачёва успешно снабжал армию оружием и грузовиками. Иван Алексеевич смог наладить в эвакуации работу не только своего предприятия, но целого ряда других важнейших заводов транспортного машиностроения. И памятник ему в Венёве — первый и пока единственный в нашей области.

Самый колоритный

«Поезд памяти», следовавший по «венёвскому» маршруту, также сделал остановки и забрал новых юных пассажиров в Новомосковске и Донском. А потом в Узловой он встретился со своим собратом, который стартовал из Ефремова. И, пожалуй, этот оказался самым колоритным из всех четырёх. Хотя бы потому, что в его составе, кроме двух современных пассажирских, был вагон-теплушка, в хвосте — открытая платформа с пушкой. Но главное: он стал единственным из четырёх «поездов памяти», который шёл под паровозом. Это был старый советский П36, известный в своё время как «генерал» за красные полосы по бокам, напоминающие генеральские лампасы. Такие пассажирские локомотивы выпускались в СССР в 1950-1956 гг. на Коломенском заводе и могли развивать скорость до 125 км/ч. Туляки имели возможность поближе познакомиться с «генералом» в конце декабря, когда он привёл в Тулу поезд Деда Мороза.

Интерес на станциях вызывала как сама огромная пыхтящая машина, так и её машинист в форме военных лет. Детвора на длинных стоянках с удовольствием лазала в кабину локомотива, а взрослые (особенно дамы) использовали любую возможность, чтобы сфотографироваться с бравым командиром паровозной бригады. На одной из станций ему даже предложили остаться, на что тот, улыбнувшись, развёл руками: мол, не могу — дома ждут.

Царские дороги на службе Красной Армии

Отправившись из Ефремова под протяжный гудок П36 провожаемый взором Ивана Бунина, бюст которого расположен перед вокзалом лицом к платформам, этот состав сделал остановки в Волове и Богородицке. Первоначально станция во втором из этих двух населённых пунктов так и называлась — Богородицк. Она приняла своих первых пассажиров в 1874 году. Но из-за созвучия со станцией Богородск (ныне — г. Ногинск) в 1904 году была переименована в Жданку. В 2012 году на станции была открыта музейная экспозиция, посвящённая третьему министру путей сообщения Российской империи, почётному гражданину города Богородицка, графу Алексею Бобринскому.

   
   
Артисты на станции Жданка. Фото: АиФ/ Алексей Мурат

Участники митинга на станции Жданка города Богородицка возложили цветы к бюсту графа работы тульского скульптора Арнольда Чернопятова. Ведь и те железные дороги, что были построены ещё дореволюционный период, сыграли важную роль в годы Великой Отечественной войны. По ним на запад шли составы с солдатами, боеприпасами и техникой. На восток вывозили беженцев, раненых, а также оборудование эвакуируемых предприятий. Этими же дорогами перебрасывались наши войска, наступавшие на запад с 1943 года. Ими же возвращались домой из Европы воины-победители в 1945-1947 годах.

Кстати, один из экспонатов станционного музея самым непосредственным образом связан с предвоенной историей Жданки: это 60-литровый самовар, стоявший в буфете с предреволюционных времён до разрушения старого здания вокзала во время боёв 1941 года.

Самовар в музее на Жданке. Фото: АиФ

О войне и любви

На станции была организована и небольшая концертная программа, в том числе — силами узловских артистов в русских народных костюмах, которые в сопровождении аккордеона исполняли военные песни — «Когда мы были на войне», «Катюшу», «Смуглянку», «День Победы». Им с удовольствием попевали, в том числе — школьники. Заново вслушиваясь в знакомые с детства слова, подумал: а ведь наши русские, советские песни о войне, они больше о любви, о тоске по родному дому, близким людям. Нет там агрессии, слепой злобы и ненависти к врагу. Эти песни — отражение души нашего народа, его сущности...

Поезда в Узловой. Фото: АиФ/ Алексей Мурат

В Узловой, где сошлись мордвесский и ефремовский поезда, состоялся небольшой митинг и возложение цветов к скульптуре советского офицера. Он только вернулся домой, у его ног стоит чемодан, через руку висит шинель, а другой рукой он приветствует проходящие поезда.

Длительность стоянки позволяла и солдатской каши с тушёнкой из полевой кухни отведать, и чаем оттуда же её запить. Кроме того, желающие могли посетить музей в здании вокзала. Он стал частью мемориального комплекса «Узловая — город воинской доблести». Экспозиция музея рассказывает об истории железной дороги, станции и самого города. Она охватывает все этапы истории — от открытия в конце XIX века движения по Сызрано-Вяземской железной дороге, на которой появилась станция Узловая, до наших дней.

Музей в Узловой. Фото: АиФ/ Алексей Мурат

А впереди была Тула с остановкой на станции Криволучье, где, кстати, 7 лет назад состоялось открытие памятной доски в честь бронепоезда № 16, который защищал Тулу в дни обороны города. В середине осени 1941 года он прибыл в Тулу на ремонт. Враг уже подходил к городу, и коллектив железнодорожного депо в течение шести суток модернизировал бронепоезд. Не теряя времени, эта крепость на колёсах встала на защиту города, курсируя от Ряжского вокзала до станции Криволучье. После прорыва немцев через Ясную Поляну и Косую гору наши кавалеристы при огневой поддержке бронепоезда № 16, который бил по наступавшим фашистам с открытых позиций Криволучья, смогли остановить врага.

Машинисты. Криволучье. Фото: АиФ/ Алексей Мурат

Дан приказ ему на запад

Пассажиры «поезда памяти» из Белёва проследовали по западным окраинам Тульской области — там, где на берегах Оки, принимал на себя огонь противника крупный железнодорожный узел. Белёвцы оказывали сражающимся частям 61-й армии всяческое содействие и элементарную помощь в обеспечении продовольствием, причем, непосредственно бойцам в окопах. Снабжали тёплыми вещами зимой и участвовали в строительстве оборонительных сооружений.

Участники акции почтили память командира звена 513-го истребительного полка лейтенанта Поликарпа Панченко, похороненного прямо у железнодорожного полотна, отдали дань уважения зенитчикам, павшим в бою у населённого пункта Мышбор.

На станции Черепеть пассажиры поезда поклонились братской могиле у здания вокзала, в которой захоронено свыше 100 бойцов и командиров полка НКВД, погибших при обороне станции в октябре 1941 года и склонили головы у мемориала на станции Упа в посёлке Поречье Дубенского района.

Подвиги не забываются

...На часах — 7.45. Из Тулы в Чернь отправляется ещё один «Поезд Памяти». Виталий Батищев раздаёт гостям георгиевские ленты, в то время как его дочки-двойняшки наперегонки несутся по вагону с воздушными шарами в руках.

«Помню, как в мою школу каждый год приходили ветераны с костылями, шрамами и медалями. Сейчас таких людей становится всё меньше, и я считаю важным любыми способами приобщать своих детей к изучению истории. Пусть они пока не осознают всей глубины путешествия, но со временем яркие впечатления подтолкнут их к изучению прошлого родной страны. Вот мы едем, и невольно вспоминаются рассказы о том, как наши деды точно так же сидели в вагонах и пели под гармонь военные песни», — с улыбкой говорит мужчина.

Машинист «Поезда Памяти». Фото: АиФ/ Романов Кирилл

«Следующая станция — Чернь», — говорит диктор, и двери открываются. Туляки вместе с жителями Черни направляются к Мемориалу героическим воинам, сражавшимся в годы войны на бронепоездах. Неподалёку от него виднеется памятник Председателя Госплана СССР в годы Великой Отечественной войны Николая Алексеевича Вознесенского.

«Этот человек известен в тульском крае. Находящийся в жёлтом здании музей посвящён, в том числе, его биографии. Здесь можно увидеть документы и карточки Вознесенского, а также боеприпасы времён Великой Отечественной войны. Чтобы поддержать неоценимый вклад железнодорожников в победу, напротив музея решили поставить макет бронепоезда. В центральном вагоне есть экспозиция, в которой расположены командиры, наводчики и снаряжение», — рассказывает начальник вокзала Андрей Фаминов.

Памятник Николаю Вознесенскому в Черни. Фото: АиФ/ Романов Кирилл

В 1942-1943 годах на станции дислоцировались четыре дивизиона бронепоездов армий Брянского фронта. В их составе находились прославленные «Илья Муромец» и «Козьма Минин», «Челябинский железнодорожник» и «Южно-Уральский железнодорожник», «Коломенский рабочий», «Роза Люксембург» и «Народный мститель».

В память этому событию в Черни появился Мемориал героическим воинам и макет бронепоезда.

«Многие мои одноклассники уже ездили на „Поезде Памяти“ в прошлом году. Теперь самой захотелось посмотреть, что это такое. Как только мы собрались на платформе под звуки оркестра, почувствовала гордость за собственную страну. Надеюсь, что удастся сделать как можно больше фотографий с мест боевой славы», — делится ученица Александра Алтухова.

Бывшая заправочная для паровозов

На станции Малое Скуратово собралось ещё больше людей, чем в Черни. Участники мероприятия готовятся к торжественному возложению цветов.

«Сейчас я здесь единственный человек, который провожал на войну и встречал после войны. Нужно помнить о том, что будущее страны зависит от каждого из нас. Для этого нужно хорошо учиться, добросовестно выполнять свою работу и даже в самой сложной ситуации оставаться человеком. Не дай бог пережить вам то, что пережили в юности мы», — даёт напутствие жительница посёлка Нина Мазина.

Пассажиры поезда на станции Скуратово. Фото: АиФ/ Романов Кирилл

Станция раньше была большой, с местом заправки для паровозов. К сегодняшнему дню здесь всё изменилось. Появились музей и часовня, вместо которой раньше стояла водонапорная башня. Историю этих окрестностей уже тринадцатый год бережно хранит иерей Николай.

«Так получилось, что в юношестве я пошёл учиться в военное училище и попал в пограничные войска. Службу проходил в Сахалине, на Курилах и в Приморском крае. Настало время, когда нужно было уйти на пенсию и посвятить себя более спокойной, мирной жизни. Занимал различные руководящие должности: в Приморском крае — в сфере сельского хозяйства, а в Липецкой области — в управлении Роснедвижимости. Мысли о приобщении к Богу возникали давно, но я долго не мог решиться на этот серьёзный шаг. В итоге четыре года я проработал пономарём кафедрального собора в Воронеже, после чего был назначен настоятелем в Скуратово. Любовь к людям и преданность Родине сохраняю в сердце всю свою жизнь», — говорит иерей. Он добавил, что это место сберегло чудо. Во время Великой Отечественной войны в Скуратово не разорвался ни один снаряд.

Станция Горбачёво. Она считалась важным стратегическим объектов в годы Великой Отечественной войны.

Братская могила на станции «Горбачёво». Фото: АиФ/ Романов Кирилл

«Большую помощь в защите местности от нападения вражеской авиации оказали бронепоезда, подвозившие снаряды. В 1949 году на здесь появилась братская могила с памятником, к которому и по сей день возлагают цветы», — рассказывает заместитель главы администрации Плавского района Ирина Марушкина.

128 бойцов 119-й стрелковой дивизии погибли здесь 29 июля 1942 года, во время мощнейшего авиационного налёта гитлеровской авиации на станцию.

Митинг под крышей

Торжественная встреча на станции Плавск проходит не на улице, а в самом здании.

«Я родом из Нижнего Новгорода, но осел в Плавске по долгу службы. Это прекрасная земля с богатой военной историей, которая с течением времени стала для меня по-настоящему родной. В здании станции можно увидеть памятник лётчику, дважды Герою Советского Союза Борису Феоктистовичу Сафонову, родившемуся и выросшему именно в Плавском районе. Его бюст, насколько знаю, появился здесь в 1979 году», — делится полковник Сергей Гусев.

Памятник советскому лётчику Борису Сафонову. Фото: АиФ/ Романов Кирилл

Жители Плавска стоят рядом с героем гордо подняв головы.

«20 декабря для нас — священная дата. Именно в этот день советские войска победили здесь немецко-фашистских захватчиков. Враг пробыл в Плавске несколько месяцев, но не удалось ему сломить русский дух», — рассказывает молодой учитель математики Юлия Савинкина.

«Лишь 60 имён нам известны»

Следующая точка маршрута — Лазарево в Щёкинском районе. За вокзалом установлена скульптура «Скорбящая мать и пионер». Здесь, в братской могиле, похоронены воины 50-й армии, павшие в боях за освобождение бывшего Лазаревского района.

Возложение цветов в Лазарево. Фото: АиФ/ Романов Кирилл

«Также здесь лежат люди, умершие от ран в 108 отдельном медико-санитарном батальоне и погибшие при исполнении служебных обязанностей в годы Великой Отечественной войны. 15 июля 1949 года в это захоронение перенесли останки погибших воинов из 27 братских и 8 индивидуальных могил. Они были расположены в бывшем Лазаревском районе. Всего здесь покоится 216 человек. Имена только 60-ти из них нам известны», — рассказывает начальник станции Ирина Петрухина.

Возложить цветы пришёл и ветеран Великой Отечественной войны Леонард Пельт, несмотря на состояние здоровья.

Ветеран Леонард Пельт тоже пришёл на возложение цветов. Фото: АиФ/ Романов Кирилл

«Я родился в 1930 году в Красноярском крае, и с юности моя жизнь сложилась неожиданным образом. В девятнадцатилетнем возрасте был призван в войска НКВД и направлен в Прибалтику для ликвидации в лесах фашистов. В ходе одной из спецопераций нарвался на противопехотную мину и получил осколочное ранение. Остался жить там, где воевал. Жизнь в тех местах наложила свой отпечаток: и по сей день хорошо владею латышским и эстонским языками», - рассказывает мужчина о своей непростой судьбе.

В Прибалтике он прожил 1993 года. После этого Леонарда Юрьевича вынудили стать переселенцем из политических соображений. Теперь он осел в Щёкинском районе, где каждый человек стал для него по-настоящему родным. Ветеран старается не пропускать ни одного военно-патриотического мероприятия.

«Я вместе с маленьким сыном получила удовольствие от поездки с самого начала пути. Подумала, что надо привить своему ребёнку любовь к Родине с ранних лет. Да он и сам просился прокатиться, так что тащить силком не пришлось. Нам запомнилось всё: и Чернь, и Скуратово, и Горбачёво, и Плавск, и Лазарево», — делится впечатлениями тулячка Наталия Абалмасова.

Конечная — Московский вокзал в Туле, где пассажиров ждут песни и полевая кухня с солдатской кашей и сладким чаем.

Прибытие на Московский вокзал в Туле. Фото: АиФ/ Романов Кирилл

Материал подготовлен при содействии сотрудника службы корпоративных коммуникаций столичной магистрали Олега Трунова.