Трагедия в казанской гимназии, где жертвами неадекватного убийцы стали семеро восьмиклассников и двое взрослых, заставляет задуматься не только о безопасности учебных заведений, но и понять, в правильном ли направлении движется наше общество.
И в очередной раз люди задаются вопросом: почему гибнут наши дети? Что сделать, чтобы такое больше не повторялось? Откуда берутся эти выродки, хладнокровно убивающие своих же товарищей и педагогов? И куда смотрит власть?
Тренировка…
Сразу после трагедии в Казани губернатор Тульской области Алексей Дюмин начал оперативное совещание в региональном правительстве с вопроса обеспечения безопасности в учреждениях образования. Отметил, что эта тема постоянно в зоне внимания власти, но работу надо усилить и ещё раз проверить школы, детские сады и колледжи на соответствие всем требованиям защищенности.
Провел рабочее совещание по безопасности и глава тульской администрации Дмитрий Миляев. Он поручил организовать совместно с представителями правоохранительных органов семинар-совещание с участием руководителей образовательных организаций и сотрудников, отвечающих за обеспечение безопасности, с дополнительной разъяснительной работой.
… А дверь открыта
Наверное, действительно, сейчас что-то усилят, повысят, расширят и углубят. Так было и в 2007 году после пожара в чернском доме престарелых, когда заживо сгорели 32 человека.
А что сегодня с охраной школ? Учебные заведения охраняют, в лучшем случае, сотрудники ЧОПов. В худшем же сидит специально обученная бабушка-вахтёр или мужчина, совмещающий функционал охранника и дворника. В детском саду, куда ходит мой ребёнок – как раз такой вариант. Уже через несколько дней после трагедии, приведя утром дочку в садик, я обнаружил, что вахтёра-дворника нет на месте – он ушёл встречать мусоровоз у ворот. А ранее в течение нескольких месяцев у садика вообще не было сплошного ограждения! Калитка на коде и не всегда захлопнута, на основном входе в сад – домофон, но его смысл непонятен в условиях, когда почти всегда дверь открыта.
Да и кадровый состав охраняющих может вызвать скепсис. Ну, много ли желающих найдётся на минималку или чуть больше головой отвечать за жизни и здоровье сотен детей? По крайней мере, таблица вакансий облминобраза выдаёт именно такой уровень платы труда охранников-вахтёров учебных заведений региона.
Кому охранять?
Может, пора взять под охрану детские сады, школы, техникумы и вузы сотрудниками как раз вышеупомянутой Росгвардии? По крайней мере, во время какой-нибудь очередной несанкционированной акции, складывается впечатление, что на каждую образовательную организацию хватит не по одному бойцу этой силовой структуры. Да и в усиленной охране учебные заведения нуждаются только на время пребывания детей. Ночью, в выходные, праздники и каникулы хватит и сторожа.
«Мы могли бы взяться за эту миссию, - сообщил «АиФ в Туле» директор филиала ФГУП «Охрана» Росгвардии по Тульской области полковник милиции в отставке Сергей Елисеев. - Но наши услуги многим потенциальным их потребителям кажутся дорогими, да и требования к пропускному режиму у нас есть определённые, скажем, предъявление вещей к осмотру. В основном, мы охраняем стратегические предприятия, которые не могут охраняться ЧОПами. Что же касается предложений по совершенствованию охраны школ, я ввёл бы пост с осмотром и рамками металлоискателя при входе на территорию, а не в здание. И вход должен быть один, видеонаблюдение организовано, система контроля доступа. Чтобы злоумышленника встретить до того, как он проникнет внутрь. Но такой алгоритм возможен только для крупных школ».
От себя отметим: зарплаты сотрудников ФГУП «Охрана» весьма скромные – не намного выше МРОТ. Как туда идут вчерашние силовики, аттестованные на ношение служебного оружия – загадка…
Кстати, мы попросили пресс-службу Росгвардии рассказать о возможности таких перспектив. Получили ответ: «Подразделения вневедомственной охраны Управления Росгвардии по Тульской области обеспечивают безопасность образовательных учреждений с помощью технических средств охраны (системами передачи тревожных сообщений), в регионе оборудованы более 950 образовательных учреждений.
При получения «тревожного» сообщения экипаж вневедомственной охраны выезжает в учреждение образования. Непосредственно на объекте, соблюдая меры предосторожности, сотрудники Росгвардии проводят осмотр здания и выясняют причины срабатывания тревожной сигнализации.
С начала 2021 года случаев чрезвычайных происшествий на объектах образования, оборудованных кнопкой тревожной сигнализации, не произошло».
Свои рецепты предлагает и отставной сотрудник уголовного розыска, подполковник полиции в отставке Юрий Апарин: «То, что смотрят дети в интернете, во что они играют – культ успеха любой ценой, культ силы и насилия, пропаганда жестокости – воспитывают в них не самые лучшие качества, которые порой приводят к тому, что было в Керчи и Казани. У этих убийц складывается своя картина мира, они оторваны от реальной жизни.
Теперь от детского сада до вуза государство оказывает «образовательные услуги». Даже сама по себе подобная формулировка пагубна! И ещё более пагубно, какое сознание формирует такой подход. Школа не воспитывает, родители в заботе о хлебе насущном. Я сам ещё в школе учился, к нам участковый приходил, рассказывал про основные типы преступлений и предусмотренную за них уголовную ответственность. На всю жизнь это запомнилось! Практиковались выездные заседания судов – в трудовом коллективе, в микрорайоне. Это оказывало серьёзный эффект с точки зрения профилактики правонарушений и преступлений. А что сейчас мешает?
И гладкоствольное оружие нельзя человеку доверять в 18 лет. Да, есть срочная служба в армии, но там оружие под контролем, там устав, дисциплина и т.д. Гладкоствольное хотя бы лет с 20-ти разрешать, не раньше. Интернет надо контролировать, смотреть, чем человек живёт, какие у него интересы, наклонности.
Что же касается охраны школ, то крепкий отставник вполне справился бы с этой работой».
Ещё более радикальной позиции придерживается зампред комитета по образованию, науке и культуре Тульской облдумы II созыва, бывший начальник отдела опеки департамента образования области, председатель ассоциации приёмных семей Валентина Мишина: «Когда такой вал негатива идёт в СМИ, ничего хорошего в воспитании быть не может. Да, произошла трагедия, но нельзя делать на ней фарс, бесконечно говорить об этом, нагнетать. А неокрепшие души, которые слушают всё это, могут сделать совершенно другие выводы: мол, прославился-то как!
Мы не изменим общую политику по воспитанию детей, пока не сделаем дополнительное образование детей (секции кружки и т.д.) бесплатными, чтобы ребята были постоянно заняты. А они сидят, в основном, в интернете, где видят сплошное насилие – это щекочет нервы. Почему в Китае легко запрещается какой-то негативный контент, а у нас это проблема? А зачем усложнять? Провели экспертизу и удалили. А точечные меры органов опеки, комиссий по делам несовершеннолетних в системе МВД не дадут эффекта в условиях недостаточного государственного управления в этом вопросе».
…Губернатор Алексей Дюмин внёс изменения в Указ №41 «О дополнительных мерах, принимаемых в связи с введением режима повышенной готовности на территории Тульской области». В регионе разрешено проведение выпускных балов на территориях образовательных организаций при условии заполнения залов не более чем на 50%. Родители с документами, подтверждающими вакцинацию от коронавируса, не будут учитываться при соблюдении требования по заполнению зала. Мероприятия могут состояться только при полном соблюдении санитарных требований Роспотребнадзора, сообщила пресс-служба губернатора и правительства области.
Остаётся надеяться, что власти смогут обеспечить не только эпидемиологическую безопасность выпускных вечеров. Хотя при чём тут власть? Банкеты ведь давно не в школах проходят, а в кабаках. А там никто охранять не обещал.