По букве водного закона. Как формальный подход спасает жизни отдыхающих

Андрей Лифке / АиФ-Тула

Утро субботы, тёплое и тихое, обещало первый по-настоящему летний день, суливший однако инспекторам ГИМС  Юрию Городничеву и Сергею Столповскому большие хлопоты.

   
   

Всего неделю назад сняли запрет на появление в акваториях водоёмов водномоторных судов, а недавняя трагедия на воде в Волгограде добавила жёсткости в отношении нарушителей.

Погоня

Сергей Столповский на берегу Пронского водохранилища проводит обязательный раз в пять лет техосмотр «моторки» и инструктирует её владельца из Кимовска. В лодке неподалёку старший инспектор Юрий Городничев рассказывает мне, как себя вести, если придётся догонять нарушителя.

В этот момент из-за поворота выскакивает катер и лихо мчится по центру водоёма вдаль мимо инспекторского судна.  Начинается погоня. Уже через две минуты представительный мужчина удивляется: «А я что-то нарушил?». Формально -  нет. Двигатель, установленный на его новеньком, по виду довольно дорогом судне с рулевым управлением, не достигает мощности 8 квт, когда судно подлежит обязательной регистрации. Как будто прогулочный вариант. Гоняй себе на просторе, не обращая ни на кого внимания. Лихач отделывается замечанием: гоняя по центру водоёма, рискуешь вылететь на «встречную полосу». Здесь, как на дороге. Вниз по течению надлежит идти, придерживаясь правого берега.  По правую руку должен быть берег и когда судно идет вверх по течению. Уже к концу дня удостоверились - любитель наставлению внял.

«Какие нарушения самые злостные? По мне - так все они злостные, - отвечает на мой  вопрос Юрий Городничев. -  Если уж запустил мотор и вышел в акваторию, будь добр – соблюдай все без исключения правила. Это и твоя личная безопасность, а главное – безопасность всех, кто находится на водоёме. Независимо, в лодке люди или купаются. Крайнее возмущение вызывает, когда взрослые дяди берут на борт детишек, не удосужившись надеть на них спасжилеты. Гоняет такой родитель по водной глади и ему невдомёк, случись что – заботиться о жилете будет поздно. К тому же зачастую их вообще нет в наличии».

Фото: АиФ-Тула/ Андрей Лифке

Хотя административный штраф за такое невелик, инспектор в наиболее потенциально опасных случаях имеет право передать материалы в суд, который может и прав лишить -  от месяца до трёх. А если водитель попался в нетрезвом виде, то и до двух лет.

«У нас не так уж и часто разъезжают нетрезвыми, - говорит инспектор.  - Может, и выпил человек немного, поди определи. Хотя, кому-то и ста граммов хватает, чтобы вовремя не среагировать на опасную ситуацию. Некоторые рассуждают так: я же не на дороге, на отдыхе… И влетают в другое судно, наезжают на купальщика, просто на преграду. Последствия бывают очень тяжелыми…»

   
   

Мы больше так не будем!

На Пронском водохранилище был такой случай. Нетрезвый мужик на полной скорости налетел на пирс. Пострадали две девушки, которых он пригласил прокатиться с ветерком. У одной перелом рёбер, у второй – тазобедренной кости. Но случаются «навалы» и у трезвых водителей. Один очень опытный гражданин, буквально живший на Любовском водохранилище, посадил в лодку детей и помчался. Налетел на своего же лучшего друга. Пассажиры закрыли ему обзор, а зелёная резиновая лодка друга слилась с водой. Откачивали парня в реанимации.

… На горизонте появляется лодка. На руле молодой мужчина, пассажиры, по всей видимости, его родители. Катаются. Докатились до середины водоёма, а ширина здесь изрядная. Завидев инспекторов, все суетливо натягивают спасжилеты. Все, как дети твердят, что больше так не будут.

Фото: АиФ-Тула/ Андрей Лифке

Мимо проносится катер. Возникает вопрос: карается ли штрафом нарушение на воде скоростного режима? Юрий Городничев отвечает кратко: «В пределах населённого пункта скорость не должна превышать 30 км. в час, в акватории пляжа – вдвое меньше. Но как замерить? Радары не применяются.

Тот, что пролетел мимо, движется вне приделов населённого пункта, посему претензий к нему нет». Водитель в спасательном жилете и идёт по правой стороне. Правила уважает. Речь заходит о том, часто ли «шалят» на воде обладатели гидроциклов, среди которых в основном молодые рисковые парни. Оказалось, случается. Но, к счастью, серьёзных инцидентов не было. Часто водители гидроциклов и других плавсредств не имеют регистрации, а это уже наказывается штрафом, который возрос от 500 рублей до 3 тысяч. Наказывается также отсутствие техосмотра, который положено проходить раз в 5 лет, реконструирование маломерного судна без соответствующего разрешения ГИМС. Если учесть, что владельцы судов люди в большинстве не бедные, то перспектива быть оштрафованным их не очень-то пугает. Например, отсутствие документа в лодке карается штрафом всего в 100 рублей.

На тихом ходу, под солнышком в зените, нежится молодая пара из Подмосковья. Оба без жилетов, а от берега отошли уже порядочно. Все направляемся к берегу, инспекторы составляют протокол. Мужчина говорит, что-де у них там, на озёрах, на отсутствие спасжилетов  сотрудники МЧС якобы вообще не обращают внимание. Может, оно и так, но наших инспекторов такое оправдание не устраивает. Мужчина не умолкает: закон есть закон, готов понести заслуженное наказание, виноват-исправлюсь и благодарит инспекторов за чуткое отношение. Юрий Петрович добавляет чуткости и рассказывает, что именно в этом месте, самом широком и неспокойном участке, именуемом в народе Крестом, из-за отсутствия спасжилетов несколько лет назад погибли двое. Отнюдь не новички, опытные рыбаки. Искали их больше года…

Фото: АиФ-Тула/ Андрей Лифке

Возвращаемся назад. С берега и со своих посудин люди приветственно машут инспекторам. Это либо местные, либо дачники, знающие Городничего и Столповского. Среди них и внештатные сотрудники, на помощь которых инспекторы, в свою очередь, опираются. Без помощников трудно. Только в Новомосковском городском округе в ведении инспекторов 2-го участка ГИМС три крупных водохранилища, Пронское, Шатское и Любовское. А ещё водоемы в Богородицком, Узловском, Киреевском районах и городе Донском. Прощаясь, сотрудники в шутку сетуют, мол, мало нарушителей сегодня «наловили». А если в серьёз, то оно и к лучшему. Мало нарушают, значит, инспекторы работают не зря.