Надежда Швецова - единственная и долгожданная дочь. Поэтому так и назвали. Надеждой и опорой девушка стала не только для своей семьи, но и для сотен стариков, детей, беженцев и всех, кто нуждается в помощи.
Началось всё в 2019 году, когда Надя, поступив в колледж, приехала в общежитие. Чтобы занять свободное время пошла в Школу волонтёрства. Через три месяца получила диплом и с тех пор не представляет жизни без добровольчества. Подробнее - в интервью tula.aif.ru.
Морально тяжело
Пандемия прошла, добровольчество осталось и активно развивается. Спортивное, экологическое, социальное – помощь пожилым людям, событийное - к примеру, День города, культурное – та же акция «Блокадный Ленинград». Есть волонтёры Победы, которые работают на 9 Мая, волонтёры-медики – в основном студенты, волонтёры медиа, которые снимают что-то на мероприятиях, делают ролики, но не берут за это денег.
Каждый может выбрать одно ли несколько приоритетных направлений. Алгоритм такой: в общий чат, где у нас состоит порядка 350 человек, приходит заявка. Те, кто хочет и может, откликаются. Многие сейчас откликаются на экологические мероприятия, а вот встречать беженцев из Белгорода готовы не все. Это морально тяжело.
Антонина Афанасьева, tula.aif.ru: Вы как раз в числе тех, кто поехал встречать вынужденных переселенцев в первую волну…
- Да. Была координатором. Мои десять ребят встречали прибывших, поддерживали морально, носили багаж. Многие приезжали с домашними питомцами, кто-то - с козой, курами, кроликами. Я по образованию зоотехник, оказывала помощь и кошкам, и собакам. Не просто видеть людей, выброшенных из привычной жизни, но, общаясь с ними, нельзя давать слабину. Им не слёзы твои нужны, а помощь.
- А семьи военных просят вас помочь?
- Есть большая база, куда также, как и в пандемию, приходят заявки от жителей. Например, у тулячки муж ушёл на СВО, а у неё, например, сломалось крыльцо дома. Мы находим варианты его починить. А нуждаются в нашей помощи не только и не столько жёны, а чаще бабушки и дедушки военных. Вот у одной внука мобилизовали, а он у неё - единственный мужчина в доме. Дом здорово занесло снегом. Мы приехали, расчистили.
А осенью встречали жену мобилизованного из роддома.
Так воспитали
- Какой он, сегодняшний доброволец?
- Средний возраст наших ребят, как и по стране, от 12 до 19 лет. Взрослых меньше, у многих работа, семьи. Но у нас появились серебряные волонтёры - пенсионеры, часто приезжающие к особенным детям. Они рисуют с ними, играют, общаются.
Существует и школьное волонтёрство. Школьники, в частности, собирают и сдают макулатуру.
Кто-то увидел объявление, узнал от друзей, от учителей, чем мы занимаемся. Некоторые, приходят «за компанию». Поначалу фыркают, мол, чем вы тут вообще занимаетесь, а потом втягиваются. Кого-то приводят родители, чтобы «вытащить ребёнка из телефона». Немало ребят, пришедших как раз за общением.
У одной нашей девочки папа спасатель – постоянный пример перед глазами. Вот и сама стала для многих большой помощницей.
- А как воспитывали вас?
- Мама всегда всем помогала и помогает. Добрый человек. Бабушка тоже Тётя работает с особенными детьми. А сколько мы с мамой котят перетаскали с улицы, выходили и пристроили! Так что для нас это норма жизни. К тому же, не передать словами чувства, которые ты испытываешь, когда, скажем, незнакомая тебе старушка растроганно плачет от того, что ты принёс ей 30 литров воды, когда у неё колонка сломалась. А для тебя это просто. Вообще делать добро – просто. А всё, что ты делаешь, остаётся в твоём сердце, и в душе появляется искорка.
Не быть «овощами»
- Но огромное количество людей может легко пройти даже мимо лежащего на земле человека….
- С 90-х годов в сознании людей, лежащий на лавке, на земле человек – алкаш. А у него может быть инсульт, например. Доверие подорвали и мальчики со стеклянными коробками, которые несколько лет назад повально ходили по торговым центрам, в автобусах и собирали деньги, якобы на помощь больным и обездоленным.
И переломить это можно только много делая доброго и светлого, и при этом само собой, не за деньги. Если брать деньги, то смысл теряется. Мы можем взять шоколадку. Иногда нам могут оплатить проезд. Но если волонтёр взял деньги, то мы объясняем, что так делать не надо, а при повторном инциденте исключаем.
- За что ещё могут исключить?
- В волонтёрской форме нельзя пить и курить, надев форму - ты лицо мероприятия, который хорошо говорит, не матерится, может всё объяснить спокойно. Если волонтёр плохо и некорректно себя ведёт или же не приходит на мероприятия, на которые обещает прийти.
- И всё же кто может к вам обратиться за помощью?
- Любой. Но бывает и отказываем в помощи. Недавно нас попросили раздать на улице листовки. Это бесплатная реклама. Социальной значимости никакой. Отказали.
У нас есть шаблон заявки, которую организация должна заполнить. Там указывается компания, мероприятие, место и время проведения. Если смена для волонтёров будет более 3,5 часов, то их должны кормить. Пока эти пункты не будут соблюдены, мы не дадим волонтёров.
- К добровольческой деятельности, у вас добавились отчёты, проведение определённого числа мероприятия, как со всем справляетесь?
- Мы сами задаёмся этим вопросом, но как-то само происходит. У нас хороший дружный коллектив. Мы не сидим «овощами», общаемся с большим количеством интересных, ярких, активных, прекрасных людей, заряжается их идеями, энергией. Заряжаемся своими делами. А это очень важно и даёт много сил и энергии.
Языком цифр
В Тульской области зарегистрировано 72 948 волонтёров*. В том числе по направлениям:
- дети и молодёжь - 18 374;
- экология - 10 690;
- культура и искусство - 8 720;
- спорт и события - 8 583;
- здравоохранение и здоровый образ жизни - 8 170;
- ветераны и историческая память - 7 830.
*По данным сайта dobro.ru