Деньги со спецсчёта дома №23 по Красноармейскому проспекту в Туле внезапно оказались на счёте регионального оператора. О том, как это случилось и к чему привело, рассказывает председатель Совета дома Александра Кулагина.
Деньги? Какие деньги?
«Будучи председателем Совета дома, я выискиваю любую возможность что-то сделать для дома. Наш дом принял участие в проекте «Народный бюджет», и нам удалось победить. Ура! Будем делать ремонт подъездов! Но до него, запланированного на следующий год, надо заменить систему электроснабжения.
И вдруг на сайте фонда капитального ремонта в реестре домов на спецсчёте не нахожу нашего дома. Вот передо мной документы, оформленные в 2016 году при переходе на специальный счёт. Вот письмо генерального директора Фонда капремонта с уведомлением о том, что деньги на наш счёт поступят через год. В августе 2017 года деньги поступили на наш специальный счёт. Средств нам на замену системы электроснабжения не хватало, нужно было дособрать. Чем мы и занялись. И вот теперь выясняется, что у нас нет спецсчета.
В Фонде капремонта «обрадовали»: с июня 2020 года нас принудительно перевели в «общий котёл» - на счёт регионального оператора, поскольку мы не выполнили свои обязательства по проведению капитального ремонта с 2017 по 2019 годы. Мол, Жилищный кодекс РФ позволяет это делать в соответствии с частью 7 статьи 189 ЖК РФ. Инициатором перевода, мол, была городская администрация.Выясняется, что мудрые чиновники из министерства ЖКХ в нашу краткосрочную программу «2017-2019 годы» включили все возможные капитальные работы по дому, которые делаются годами и требуют колоссальных денег. А мы «почему-то» не выполнили эти «обязательства»!
И всё это происходило в какой-то другой реальности, без нашего участия, без уведомления собственников».
Виртуальный ремонт
«В Фонде заявили: деньги не вернут. А у нас система электроснабжения - ровесница дому, построенному в 1957 году. И в доме деревянные перекрытия. С момента оформления специального счёта до мая 2020 года прошло менее трёх лет. И за это время мы заказали и оплатили разработку проекта и внесение в него изменений, меняли проект, привели все проектные решения в соответствие с пожеланиями жильцов и суммой накопленных средств. За это время несколько раз появлялся и «соскакивал» подрядчик. Одним словом, мы выполняли функции хорошего правильного Заказчика. И жильцы дома жили надеждой. Сейчас подрядчик у нас есть и даже собирается разрабатывать и согласовывать в установленном порядке смету на основании полученного от нас проекта. Нет только денег!
Ну, раз мы оказались в «общем котле», обращаюсь в региональную программу на сайте Фонда. Вдруг что-то нам светит в ближайшее время? На сайте Фонда в региональной программе капремонта нахожу, что в нашем доме осталось отремонтировать только систему газоснабжения в 2037 году. Остальное, по бумагам Фонда, якобы, уже отремонтировано в нашем доме.
Пишу во все инстанции. Фонд капремонта рапортует: дом начнут ремонтировать по краткосрочной программе 2026–2028 гг. Остальное общее имущество отремонтируют в 2029 – 2031 годах.
Жилищная инспекция, прокуратуры муниципального и регионального уровней сочли законным перевод в «общий котёл» без нашего уведомления и согласия.
У меня создалось впечатление, что чиновники всех уровней, куда я писала жалобы, не читают Жилищный кодекс. А потому ликбез для них. ЖК РФ в части 7 статьи 170 обязывает чиновников администрации уведомлять собственников о своём решении. Если бы нас уведомили, мы смогли бы воспользоваться письмом Минстроя России от 7 июля 2014 года №12315-АЧ/04, которое в нашем случае рекомендует собственникам для переноса срока капитального ремонта на более поздний принять соответствующее решение собственников. И если бы не трудности с подрядчиками и проектом, который мы дважды меняли, замена системы электроснабжения завершилась бы у нас вовремя».
«Вертайте назад»
«Зато министерство ЖКХ в своём ответе посоветовало нам опять поменять способ формирования фонда капремонта своего дома со счёта регионального оператора (из «общего котла») на специальный счёт.
Мы, естественно, уже без министерства это сообразили и готовим общее собрание. Но деньги на счёте у нас будут только через год после принятого на нём решения. Получается, что чиновники отняли у нас полтора года. А теперь мы и подрядчика можем потерять из-за переноса сроков, да и цены на материалы и работы сегодня здорово взлетели. И вот кто за это ответит, кто оплатит наш ремонт?
Полагаю, чиновникам надо извиниться перед жителями дома (благо у нас соответствующий чат есть). Помочь нам по максимуму вернуться на исходные позиции по скорейшему доступу к накопленным средствам дома (как перед снятием со специального счёта). Создать благоприятные условия для прохождения бюрократических процедур по оплате выполняемых подрядчиком работ и помочь нам заменить систему электроснабжения, используя свой проект, на свои деньги и со своим подрядчиком.
И ещё, я считаю, что собственникам всех МКД стоит проверить статус своих счетов. Вот так кинетесь за деньгами, чтобы подлатать свой дом, а они уже не так чтобы и ваши.
Очень жаль, что нас не только окунули в несвойственные нам занятия по управлению многоквартирными домами, но и вставляют палки в колёса!».
Мнение эксперта
Руслан Хрусталев, председатель НП содействия интересам собственников жилых и нежилых помещений, ТСЖ, ЖК И ЖСК ТО: Единственным законным основанием для перевода денег со спецсчёта на счёт регионального оператора (без решения общего собрания собственников) является процент собираемости взносов в этот фонд ниже 50%. То есть, если собственники просто не платят и таких более половины. В этом случае ГЖИ Тульской области обязано письменно уведомить владельца спецсчёта (регионального оператора) – Фонда капитального ремонта Тульской области о необходимости в пятимесячный срок (!) принять меры в отношении собственников.
Владелец специального счёта (регоператор – ФКР ТО), как только получил письменное уведомление от ГЖИ ТО, обязан в срок до 5 дней проинформировать лицо, управляющее МКД и собственников о погашении задолженности и принять прочие меры (включая и судебное взыскание). На это ему дано три месяца с момента получения уведомления от ГЖИ. Если через три месяца процент собираемости остался ниже 50% , лицо, осуществляющее управление мкд, обязано инициировать проведение общего собрания собственников. На эту процедуру закон отводит до двух месяцев. Если с момента вынесения письменного уведомления ГЖИ задолженность в срок 5 месяцев не была погашена, то в этом случае именно ГЖИ ТО уведомляет об этом орган местного самоуправления (Администрация г. Тулы), который в течение месяца принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счёте регионального оператора (общий котёл) и направляет такое решение владельцу специального счёта.
После принятия такого решения Администрацией владелец специального счёта в течение месяца должен перечислить денежки со спецсчёта. В рассматриваемом случае – фактически перечислить сам себе: со своего специального счета в свой же «общий котёл».
Сухой остаток таков – процедура занимает от 6 до 7 месяцев. Участники этого действа:
- владелец специального счёта (регоператор – ФКР ТО);
- ГЖИ Тульской области;
- управляющая компания;
- орган местного самоуправления (Администрация г. Тулы);
- собственники многоквартирного дома.
А рассказанная история дома по ул. Фрунзе пахнет вопиющим беззаконием, с одной стороны, и предположительно банкротством регоператора с другой…
Собственникам рекомендуем обжаловать решение в тульской прокуратуре и просить оценить действия как всех указанных участников, так и конкретных должностных лиц…
И, граждане, дорогие, берите власть в свои руки – создавайте ТСЖ!»
Справка
В соответствии со ст. 170 ч.4 собственники при переходе на специальный счёт должны принять решения по следующим вопросам:
- размере ежемесячного взноса (не менее установленного в Тульской области; можно в таком же размере или больше);
- владельце специального счета и кредитной организации (банке), в котором будет открыт специальный счёт.
Должен быть Протокол общего собрания, оригинал находится (согласно ЖК РФ) в Государственной жилищной инспекции Тульской области. Также оригинал может находиться в Фонде капитального ремонта Тульской области (который контролируется непосредственно ГЖИ ТО – ст.172 ЖК РФ) и, одновременно, размещённый в открытом доступе – Государственной информационной системе (ГИС ЖКХ), где каждый гражданин может с ним ознакомиться.
Можно руководствоваться п. 7.1 (если собственники выбрали владельцем спецсчёта УК), либо п.7.2 (если спецсчёт открыт у регионального оператора). При этом без согласия собственников, оформленного Протоколом общего собрания, никакие изменения способа формирования специального счёта (в том числе, размера взносов; смена или замена владельца специального счёта; замена кредитной организации) недопустимы.
Сама процедура изменения способа формирования фонда капитального ремонта предельно ясно прописана в ст.173 ЖК РФ.