В ходе экологической общероссийской акции «День без сетей» инспекторами Росрыболовства совместно с добровольными помощниками из водоемов были извлечены тысячи километров браконьерских сетей и другие запрещенные снасти. В одном из таких рейдов на территории нашего региона принял участие корреспондент «АиФ» в Туле».
Браконьер нынче- хищник ночной
Ещё не так давно представить себе невозможно было, что берега Любовского водохранилища, самого, пожалуй, популярного новомосковского водоёма среди любителей посидеть с удочкой в погожий весенний денёк могут быть абсолютно пусты. Любовка и близко, и рыбой разнообразной богата и места насиженные, удобные. Но факт- нет никого. Только редкие пацаны с бамбуковыми удильниками партизански выглядывают кое-где из кустов.
Руководитель рейда старший инспектор рыбоохраны Виталий Родин говорит, что удивляться тут нечему. В нерестовый период одно только появление любителя с удочкой на берегу водохранилища чревато штрафом в две тысячи рублей. Строго, да. Зато эффективно. Специалистами подсчитано, что один, к примеру, карась, добытый в период икромёта, - это в среднем минус десять его потенциальных потомков в следующем году. Стало быть, отчаянной погони на моторной лодке за браконьерами не будет. О чём делать репортаж в таком случае? Оказалось, есть о чём.«К сожалению, - говорит Родин, - браконьерство свести к абсолютному нулю невозможно. Слишком много ещё любителей поживиться дармовой рыбкой в нарушение всех писанных и неписанных правил с использованием браконьерских снастей. Это такая «традиция» скверная сложилась: зачем рыбу покупать, лучше приобрести сеть подлиннее и не ждать милости от природы. Ну, тогда, извините, граждане браконьеры, милости от рыбоохраны тоже не ждите. Тому беспределу, который творился на водоёмах ещё несколько лет назад, положен конец. Тем не менее, наша работа не прекращается ни на день».
По словам Виталия Родина, есть браконьер сезонный, не очень злостный. Вот сейчас проходит нерест уклейки, которой в Любовке полным-полно и ловить её килограммами во время икромёта проще простого, используя самые немудрящие снасти, «телевизор» и «косынку».
Недобросовестный народ, зачастую это пенсионеры, ломится на уклейку, будто с голоду помирает. С этими проще. А есть браконьер хорошо оснащённый, хитрый, осторожный, можно сказать, квалифицированный. Этот хищник норовит не на стол детишкам рыбки наловить, а на продажу. «Работает» всё больше по ночам. Сети и рачевни тщательно маскирует. Любовское водохранилище для него- территория перспективная. За последние годы сюда выпустили сотни тысяч мальков карпа, карася, белого амура, толстолобика. Но если прежде браконьеры действовали нагло, почти в открытую, то теперь времена изменились.
Не числом, а оснащённостью
Штат инспекторов почти не увеличился, а зона ответственности осталась, в основном, прежней. В частности, для новомосковских инспекторов Московско-Окского территориального управления федерального агентства по рыболовству, а их всего трое, в эту зону входят водоемы также Донского, Кимовского, Веневского, Узловского и частично Киреевского районов. И если раньше борьба с браконьерами была, можно сказать, неравной, поди охвати такую территорию, то теперь ситуация изменилась кардинально.
«Во-первых, - комментирует инспектор Родин, прежнее оснащение ни в какое сравнение с нынешним не идёт. Теперь это и мобильные лодки с моторами, и автотранспорт и современные средства связи. А главное- помощь добровольцев-помощников, без которых справляться с браконьерством было бы гораздо сложнее. Кроме этого, ведём с ними также информационную войну.
Вот среди нас Володя Кухтин. Рыбак, что называется, виртуоз, но и за рыбные богатства болеет душой. У него собственный блог, в котором он подробно информирует о результатах рейдов, о зарыблении водоёмов, вообще обо всём, что касается любительской рыбалки и борьбы с браконьерством. Ведёт разъяснительную работу, что немаловажно. Рыболовов-любителей, которые равнодушно пройдут мимо браконьерской снасти, всё меньше.Был случай, мы, патрулируя акваторию Пронского водохранилища, получили сигнал, что здесь, на Любовке, браконьер ставит сеть. И через час запрещённую снасть уже изымали. А расстояние между этими двумя водоёмами - полсотни вёрст. Нарушитель, явно не ожидавший скорого завершения своей «рыбалки» изрядным штрафом, только руками развёл».
Случается, что особо изощрённые добытчики прибегают к хитростям. Звонит анонимный «доброжелатель» в рыбоохрану и сообщает, мол, там-то и там-то будут сегодня ставить сети, или, скажем, какая-то техническая жидкость потекла в водоём. А сам со своими запретными снастями направляется совсем в другое место. И на такие, и на иные уловки у инспекторов имеются свои методы, подробно рассказывать о которых они по понятным причинам не станут.
Перед рейдом Виталий Родин провел инструктаж для участников рейда из числа общественников. Любовка с точки зрения безопасности водоем сложный. По всей его площади за долгие годы рыбаками-любителями поставлено множество мостиков для ужения, ныне разрушенных, и теперь скрытые под водой сваи могут представлять серьезную опасность не только для судов, но и для людей. В районе Новомосковской ГРЭС надо быть особенно осторожными, подчеркнул Родин, участок очень непростой. Сели в лодки справа от железнодорожного моста и отправились «пропалывать» специальными снарядами- «кошками» подводные горизонты.
Для обозначения мест установки сетей браконьеры используют поплавки, зачастую это пластиковые бутылки. Каждую такую прыгающую на волнах бутылку инспекторы и помощники проверяют. И вот очередная сеть. Довольно внушительных размеров. В ней трепещутся окуньки и ершики, а также безуспешно пытается клешнями сделать прореху в ячейках рак. Не имеющая ни малейшего промыслового значения мелюзга в сети долго не живет. Но этим повезло. В отличие от крупного карася, который, судя по внешнему виду, задохнулся уже давно.
В первые часы рейда инспектор Родин с помощниками изъяли несколько сетей общей длиной около полукилометра, три браконьерского размера рачевни, выпустили на волю два десятка разных видов рыб. И отправились в другую часть Любовского водохранилища. Чтобы, как сказал, прощаясь, старший инспектор Родин, «у нормальных людей клевало хорошо».