Честный Крым. Корреспондент «АиФ в Туле» побывал на полуострове

Вид от Юсуповского дворца. © / Иван Рогов / АиФ

Наш корреспондент в июне побывал на полуострове.

   
   

Насколько там сегодня безопасно? Сколько стоят фрукты и бензин? Почему затягивается ремонт достопримечательностей?

Познаются в сравнении

В этом сезоне, по определённым причинам, рассматривались только российские морские курорты. Планировался санаторий на южном побережье Чёрного или Каспийского моря. Вначале планировали Дагестан – давно хотели там побывать, понимая все издержки – небогатый выбор, слабо развитую инфраструктуру, специфику местного менталитета и сервиса, особенности климата и прибрежного ландшафта. Надежда была на относительную дешевизну. Но! Отпугнула как раз цена вопроса – 256 тыс. руб. на 13 ночей без дороги. Плюс свыше 50 тыс. за перелёт на троих. И это, что называется, «голый тариф» без развлечений, дополнительных процедур, покупок и т.д.

Черноморское побережье Краснодарского края славится обилием вариантов, хорошо налаженным транспортным сообщением, сравнительно неплохим сервисом. Помимо того, здесь просто всё давно и хорошо знакомо. Поэтому подумывали насчёт Сочи и Анапы, но в этом году на фоне снижения популярности Крыма в силу ограниченной транспортной доступности последнего и переоценённого «контрнаступа» ВСУ эти курорты здорово подорожали. Отпугивали также перспектива перенаселённости и связанные с ними риски кишечных и ротавирусных инфекций, да и банальная перегрузка пляжей, общепита и т.д.

По стопам Екатерины

Таврида, напротив, сулила свободу манёвра, начала демпинговать, чтобы хоть как-то запустить сезон, которому по опыту не самого успешного 2022 года заведомо прочили провал. Друзья и знакомые признавались, что тоже хотели бы поехать в Крым, но побаиваются. Причём, чаще опасения выказывали мужчины, а не женщины. В реальности же никаких серьёзных инцидентов за последнее время там не было, тем более, на Южном берегу. И это при том, что в радиусе 30-45 км от моего дома на окраине Тулы уже трижды падали беспилотники, в том числе, со взрывом. Поэтому – Крым.

Вначале приглядели санаторий в Алуште. Но потом, заглядывая в камеры прямой трансляции, убедились: народу там мало, ребёнку может быть скучно, что впоследствии подтвердили отзывы отдыхавших на одном из популярных интернет-сервисов.

В итоге остановились на одном из крупнейших отелей полуострова, где отдыхали уже не раз.

Массандровский пляж в начале июня. Фото: АиФ/ Иван Рогов

Это большая четырёхзвёздная гостиница между Ялтой и Массандрой со всей необходимой инфраструктурой. Концепция отеля такова, что там можно отдыхать, не покидая территории. В свете возможных «сюрпризов» от недругов нам это очень подходило. Да и обилие достопримечательности, которые смотреть – не пересмотреть, перевешивало в пользу Тавриды.

   
   

Дороже, но быстрее

А вот логистика по сравнению с Сочи, конечно, подкачала: аэропорт Симферополя закрыт, на подходе к Крымскому мосту по автодороге прогнозировались пробки из-за тщательного досмотра, поездов из Тулы нет, да и неизбежность крюка по ж/д от Керчи на Джанкой и лишь потом на Симферополь откровенно бесила.

Пассажиры выбирают скорость и экономию времени, а не денег.
В итоге решили сделать ставку на максимально быстрое перемещение с нескольким количеством пересадок. Билеты брали в первый же день открытия продаж – за 45 суток (18,2 тыс. руб. на 2 взрослых и ребёнка 7 лет). Билеты брали от Воронежа Южного до Владиславовки, что на востоке Крыма. С учётом поездок на такси из дома до станции отправления (9 тыс. руб. с учётом стоимости проезда по М-4 «Дон») и от станции прибытия до отеля (5 тыс. руб.) вся дорога от порога до порога заняла 27 часов. Могло быть и 25 – если бы поезд не опоздал на час, и столько же отняло ожидание такси, которое ехало из Феодосии. Более быстрого способа добраться из Тулы до Южного берега Крыма железной дорогой на сегодняшний день нет.

И да – большинство из тех, кто едет в Крым поездом, предпочитают те из них, что идут быстрее, хотя они, как правило, фирменные, и билеты на них дороже, но их разбирают в первую очередь. Словом, пассажиры выбирают скорость и экономию времени, а не денег. Впрочем, из Тулы теперь тоже можно уехать до Симферополя, но по времени это почти в два раза дольше, чем описанный выше вариант. И кондиционера с биотуалетом в вагоне может не быть.

Обходы не помогли

Кстати, навигатор показывал, что при движении без остановки дорога до Ялты займёт 20-21 ч. Знакомые туляки, которых мы встретили в отеле, ехали на машине с ночёвкой у друзей в Краснодаре, проверка на Крымском мосту у них отняла примерно час, на обратном пути ближе к середине месяца – и того меньше.

Через две недели после нашей поездки были сданы обход Аксая (пригород Ростова-на-Дону) и Дальний западный обход Краснодара на платной трассе М-4 «Дон», что сулило сокращение времени в пути на юг на два часа. Но и после этого навигатор упорно показывает такое же время – видимо, из-за пробок к северу от Ростова. А время в ожидании проверки перед мостом со стороны Тамани в субботу, 1 июля, достигло трёх и более часов, то есть, народ в Крым всё-таки поехал.

Нет плохой погоды

Планируя дни отдыха, отталкивались от прогноза погоды: солнце и жара – зависаем в отеле, прохлада и дождь – выезжаем на экскурсии. К слову, настоящим маленьким подвигом для семилетней дочки стал пеший поход в Массандровский дворец и обратно, в ходе которого пришлось преодолеть 10 лестниц и более 2,5 км в пути в одну сторону. А секрет успеха был в хорошей компании земляков – тоже с ребёнком, но чуть постарше. Экскурсоводом во дворце была выпускница Тульского…коммунально-строительного техникума! Через несколько дней работающего на том же поприще бывшего земляка встретили и в Севастополе. Он уехал туда из Тулы ещё в 2012 году, и вот теперь экскурсоводит, хотя и говорит, что второй сезон подряд туристов мало.

Вид на Медведь-гору, Гурзуф и "Артек". Фото: АиФ/ Иван Рогов

А наш отель второй год подряд добивается высокой загрузки, да так, что в прошлом сезоне можно было с трудом найти место для парковки авто. Вот и на сей раз были очереди у лифтов, в пункте замены халатов и пляжных полотенец, к некоторым точкам раздачи на завтраках. Не всегда хватало лежаков у бассейнов, на море вначале было посвободнее.

Большой наплыв отдыхающих пришёлся на июньские праздники, причём, среди них оказалось много самих крымчан, включая севастопольцев. Впрочем, география гостей отеля, судя по номерам припаркованных машин, была довольно широка – вплоть до регионов русского севера, Поволжья, Урала и даже Сибири. Попадались и тульские номера. Звучала Тула и во время анимации, и доводилось видеть июньские записи от земляков в книге отзывов оздоровительного центра отеля. И да – в июле отдых на завтраках в номере самой дешёвой категории обойдётся там уже в 2 раза дороже, чем это было в начале июня. Значит, спрос есть.

кстати
Температура воды в море 4 июня составляла около +19°С. Через 10 дней была уже выше +20°С, несмотря на прошедшие дожди.

Цены с потолка и без потолка

Несколько раз выбирались пешком в Ялту, в том числе – за фруктами. Обратили внимание: садовая земляника, которая в начале июня стоила 150 руб. за кг, к середине месяца подорожала вдвое. Объяснения тому были весьма нелепые: мол, в Бахчисарае, где её, в основном, выращивают, прошли дожди, ягоду не собирали, и вообще, она уже отходить начала – вот и дорожает. За кило черешни просили от 350 до 500 руб. (мол, местной пока нет и не скоро будет), персики-абрикосы шли по 250-300 руб., виноград по 400 руб., яблоки-груши – по 300, малина – по 1 000. Вероятная причина того, что цены в курортных местах (в некурортных мы не были) поползли наверх – набирающий обороты сезон и таки понаехавшие туристы.

Фруктовый ассортимент в Ялте. Фото: АиФ/ Иван Рогов

Что касается автопроката в Крыму, на фоне закрытия аэропорта разорились многие мелкие предприниматели в этой сфере. Двум старым знакомым звонил как постоянный клиент – они давно распродали машины и уехали из Крыма, признавшись: за полгода меньше десяти звонков поступило. Крупные игроки пока держатся, но вынуждены снижать тарифы для привлечения клиентов. Есть на полуострове и каршеринг – всего одна компания, и отзывы и её работе неоднозначны. Впрочем, стоит ли удивляться? Монополия в условиях рыночной экономики почти всегда пагубна.

Автопрокат тоже построен специфически: за подачу автомобиля с вас не возьмут только если вы забираете и возвращаете его в Симферополе. В противном случае, слупят от двух до шести тысяч рублей в одну сторону. В нашем отеле это было чуть дешевле – тысяча за подачу и приём машины. В итоге взяли на три дня малолитражку с АКПП – бензин в Крыму шокирующе дорогой.

Цены на топливо. Фото: АиФ/ Иван Рогов

Да, в Краснодарском крае он тоже стоит больше, чем в Центральном Нечерноземье, но на полуострове цены на топливо всё равно на 3-5 рублей выше, чем по другую сторону Керченского пролива. 

языком цифр
Так, литр АИ-92 на двух ведущих местных сетевых АЗС стоит 53-53,5 руб. за литр, АИ-95 57,3-59,3 руб., дизтопливо – 60,6-60,8 руб. Везут его по-прежнему с материка, причём, у этих двух «сеток» поставщик один, но цены почему-то немного разнятся.

Вслед за «большой тройкой»

За эти три дня мы объехали дворцы Ялтинской конференции (входные билеты с экскурсией, как и в Массандровском дворце, стоят 400 руб. за взрослых и 70-100 руб. – на ребёнка). В Юсуповском тогда жила советская делегация во главе со Сталиным, а сейчас это резиденция управления делами президента РФ, где время от времени бывают высокие гости. Как рассказал нам экскурсовод, в своё время там любил отдохнуть Жириновский. Сотрудники крымского представительства УПД создали две прекрасные галереи на территории резиденции – портретов дважды и более Героев Советского Союза и государственных флагов СССР и всех союзных республик.

Воронцовский дворец. Фото: АиФ/ Иван Рогов

В шикарном парке, прилегающем к Воронцовскому дворцу, где в феврале 1945 года останавливался Черчилль и вся британская делегация, идут ремонтные работы – обновляют тротуары и пешеходные дорожки. В Ливадийском тогда проходила сама Ялтинская конференция и жил Рузвельт.

А вот памятник «большой тройке» пришлось поискать, хоть раньше мы там и бывали. Бронзовая композиция работы Церетели, сделанная со знаменитой фотографии, стоит на задворках комплекса зданий. Словно те, кто её туда сослал, пытались преуменьшить не только заслуги лидеров объединённых наций, но и своё ничтожество в сравнении с ними.

Главное – процесс

Про ремонты стоит сказать отдельно. Три крупных крымских достопримечательности в связи с ними сегодня полностью либо частично закрыты для посещения. Это федеральный музей-панорама «Оборона Севастополя 1854-1855 гг.», здание которого закрылось на реконструкцию осенью 2022 года, а примыкающий к нему Исторический бульвар – ещё в 2018 году. Сначала обещали всё закончить осенью 2024-го, теперь сдвинули на год. Автору этих строк удалось проникнуть на территорию, стать свидетелем реставрации стелы с барельефом Льва Толстого, который участвовал в первой обороне города и увидеть милую «именную» лавку с надписью «город-герой Тула городу-герою Севастополю». Остаётся надеяться, что она и ей подобные от других российских городов будут сохранены.

Скамейка Тула - Севастополю. Фото: АиФ/ Иван Рогов

В некогда крымской столице Бахчисарае с 2016 года ведутся работы по реставрации ханского дворца. Ограниченные экскурсии в этом музее региональной юрисдикции всё же проводятся, но в полную силу он сможет заработать не ранее декабря 2024 года.

Севастополь чем-то напоминает Петербург-Ленинград.
Наконец, в Феодосии никак не закончат ремонт муниципальной картинной галереи Айвазовского, начатый в феврале 2021 года. Сейчас обещают начать приём посетителей в сентябре – когда сезон закончится. Ещё один крымский «долгострой» – набережная Терешковой в Евпатории. За её реновацию принялись ещё в 2018 году, обещав в июне 2019-го сдать объект. И до сих пор этого не сделано, новый срок – конец 2023 года.

Все перечисленные проекты – многомиллионные и даже миллиардные, причём, изрядно подорожавшие за время «ремонта». И в чью сферу ответственности они не входили бы – Федерации, республики или муниципалитета – эффект примерно одинаков.

Смотрите под ноги

Применительно ко всей Большой Ялте, включающей в себе множество посёлков на десятки километров вдоль побережья, важно отметить проблемы с доступной средой. И дело даже не в наличии или отсутствии пандусов, а в узких улочках, где едва могут разъехаться две легковушки и ещё более узких тротуарах, где два идущих навстречу друг другу толстяка, поравнявшись, будут вынуждены расходиться боком. Нельзя забывать и про рельеф – перепады высот в населённых пунктах Южного берега Крыма значительны. Сложно и с парковкой – в Большой Ялте и центре Севастополя.

В самой Ялте на улице Дражинского, ведущей к центру города, поразило количество собачьих экскрементов. Там реально нужно всё внимательно смотреть под ноги, чтобы не влипнуть. С одной стороны, могу понять, тех, кто там вынужден выгуливать собак – земли в городе действительно маловато. Но, с другой, а убрать?

Не всё в порядке в Крыму с доступностью и ряда знаковых туристических объектов и достопримечательностей. К примеру, если вы маломобильны по состоянию здоровья или с вами маленькие дети, можете забыть о посещении «Ласточкина гнезда». Чтобы добраться туда нужно преодолеть не одну сотню ступенек по лестницам. Единственный альтернативный путь пролегает по частной территории несколько лет назад приватизированного, но не действующего санатория, но пропускают через неё лишь в виде редкого исключения. Ни администрация Ялты, ни руководство «Ласточкина гнезда» внятного ответа о том, как решить эту проблему, не дают, кивая друг на друга.

Такие разные дороги

Непросто попасть и на плато Ай-Петри. Канатная дорога туда в этом году не работает, а дорога автомобильная, которой, между прочим, не только туристы, но жители горных сёл пользуются, находится в аварийном состоянии и нуждается не просто в ремонте, а в реконструкции. Дважды автору этих строк доводилось по ней ездить за рулём арендованных авто. Она очень живописна и стоит того, но сейчас передвигаться по ней просто небезопасно. Есть и провалы, и огромные ямы, существуют риски оползней и камнепадов. В частном порядке писал об этом в соответствующие республиканские инстанции ещё в прошлом году, переписка тянулась долго. Чиновники уверяют, что дорога регулярно ремонтируется, и этот процесс будет продолжен, вот только с результатом сложнее.

Бюджет путешествия за 2 с половиной недели (включая дорогу) с учётом грязелечения для взрослых и массажа для всех составил около 320 тыс. руб.
Впрочем, что касается магистральной инфраструктуры полуострова, здесь всё либо приведено в порядок, либо доводится до ума. Скажем, строятся или уже построены недостающие съезды с трассы «Таврида», завершается строительство последнего этапа этой дороги в Севастополе, ведётся серьёзный ремонт участков Южнобережного шоссе между Алуштой и Севастополем, строится новый четырёхполосный выход от «Тавриды» у Симферополя на село Перевальное, который сократит время и расстояние между этими населёнными пунктами примерно в 2 раза.

При этом в посёлках ещё можно встретить дороги и тротуары, асфальт на которых в последний раз клали, наверное, ещё при Брежневе. И в этом смысле крымские муниципалитеты ничем не отличаются от других российских в любом среднестатистическом регионе – денег не хватает, благоустройство необходимо, но оно производится точечно.

Город русских моряков

Отдельно стоит сказать о Севастополе, который чем-то напоминает Петербург-Ленинград. Оба – города-герои, там царит особая атмосфера, и люди там хорошие – каждый готов не только подсказать и рассказать, «как пройти в библиотеку», но и отвести за руку. Мы приехали в Севастополь накануне Дня города, который отмечается 14 июня. 240 лет назад под руководством командующего Севастопольской эскадрой контр-адмирала Фомы Мекензи были заложены первые четыре каменные постройки Севастополя: дом командующего, часовня, кузница в Адмиралтействе и пристань, названная впоследствии Графской.

Под сенью платанов на Приморском бульваре до сих пор играют в шахматы профессиональные любители. На эстраде «Ракушка» в преддверии праздника состоялись концерты сразу двух творческих коллективов в погонах – ансамбля культурного центра управления МВД по городу и их коллег по оркестру тамошнего полка Росгвардии. Музыканты последнего виртуозно исполнили фантазию на тему популярных мелодий – от военных маршей и классики до детских песен и джаза.

А ещё в Севастополе много толстовских мест – это и упомянутый выше Исторический бульвар с его барельефом, и памятная доска на бывшей гостинице, где ныне располагается Дом Москвы, и городская библиотека, носящая его имя. Конечно, есть в городе и улица (протяжённостью 1,8 км) в честь великого русского писателя. Есть одно место, связанное с Толстым, и в Большой Ялте, но всё это тема отдельного разговора.

Гуляя по центру города, неожиданно встретил одного моего старого знакомого – бывшего председателя горсовета, а ныне зампреда заксобрания Василия Пархоменко. Спустя считанные минуты около здания правительства региона заметил дающего комментарий телевизионщикам севастопольского губернатора Михаила Развожаева.

Толстовский дворик в Севастополе. Фото: АиФ/ Иван Рогов

В Балаклаве, которая административно относится к Севастополю, сейчас вовсю идёт реконструкция Таврической набережной. Там планируется развивать яхтенный туризм. В последние годы одной из главных балаклавских достопримечательностей стала бывшая секретная база советских подводных лодок, переоборудованная в музей. Экскурсии предусмотрены с аудиогидом, погрузиться в атмосферу базы помогают звуковые и световые эффекты, на посещение нужно закладывать минимум полтора-два часа.

Отдых подходил к концу. Обратные билеты на поезд были куплены из Анапы до Тулы за баллы программы лояльности российского железнодорожного монополиста с небольшой доплатой (1,5 тыс. руб.). Такси брали до Тамани, где хотели провести несколько часов. Досмотр на Крымском мосту со стороны Керчи занял минут 40 и напоминал ту же процедуру, что проходят пассажиры на входе в аэропорт. От отеля до Тамани (7,2 тыс. руб.) ехали около 4 часов, позже, до Анапы, тоже на такси (1,8 тыс. руб.),  добрались менее, чем за полтора. А вся дорога домой за вычетом остановки в Тамани заняла порядка полутора суток.

Бюджет путешествия за 2 с половиной недели (включая дорогу) с учётом грязелечения для взрослых и массажа для всех составил около 320 тыс. руб. Но оно того стоило!