Богоявленка – село в составе Венёвского района, входит в сельское поселение Гурьевское, недалеко от Свято-Никольского женского монастыря. По словам местных жителей, деревня когда-то называлась Вторая Москва, здесь было более тысячи домов, и за рекой Осётр, где сегодня огромные поля, тоже жили люди. Потом случилось чудо. Потому и назвали деревню Богоявленкой.
Что за чудо – люди только гадают. Село немаленькое, много старых деревянных домиков, да и заброшенных хватает. Строения как-то не по-тульски, далеко друг от друга расположены. Добраться до некоторых можно, только пройдя через поля с потрясающими пейзажами. Невероятно красиво здесь весной и летом. Кстати, интернет в этом месте практически не работает, мобильный ловит через раз, связь совсем плохая. Зато по дороге находим работающий таксофон. Для некоторых жителей это единственный способ связи с «большим миром».
В поисках легенды
«Мой дед из этой деревни, – говорит наша читательница Светлана Пафелина. – За рекой жили кочевые цыгане, и то набегами. Бабушка моя говорила: сильный колхоз там был. Выращивали свёклу, помидоры, картофель. Воду пили из Осетра. Вода была хорошая, река более глубокая. Больница имелась и школа, огромная конюшня. Но последняя сгорела. А место, куда обгоревших лошадей сносили, до сих пор спокойно пройти нельзя: мурашки бегают. Слышала, что бои в лесу за дорогой в ельнике в войну проходили. Там и по сей день ямы квадратные остались. На старых домах, нынче их единицы, были надписи с годами постройки – 1923, 1925, 1927».
Пожилая женщина, сидящая на пеньке под деревом, пытается вспомнить: «Ой, дочь, это было так давно, ещё когда мои предки здесь жили, припоминаю только, что они мне про часовню и храм рассказывали. Возможно, село и назвали в честь церкви: ну если Богоявленка, значит случилось здесь что-то необычное. А как иначе? Хотя кто ж теперь об этом вспомнит… Мне самой уж столько лет, что скоро имя своё забуду».Другая женщина, представившаяся «тётя Зина», говорит, была здесь не церковь, а молебная в конце деревни – маленькая, каменная. Туда и ходили на службы да помолиться. В перестройку её быстро разрушили, соорудив совхозную кузню.
«С той поры, пока силы позволяли, ходили мы в Венёв в монастырь пешком, иногда на лошадях добирались, а бывало, что и на тракторе возили соседи, – вспоминает тётя Зина. – Теперь же в силу возраста тяжело, своим ходом не добраться».
Есть мнение
«Такого села в Венёвском уезде не было, скорее всего, это деревня, – считает профессор, специалист по методике преподавания русского языка, лингвистическому краеведению и региональной ономастике Татьяна Майорова. – Обычно так называли деревни, относившиеся к приходам основной церкви в ближайшем селе. Значит, эта церковь была Богоявленская (Богоявлением называли Крещение Господне). В честь праздника поселения не называли – только по приходу. Форма топонима с суффиксом «-к» говорит о том, что это действительно деревня, а не село, которое было бы Богоявленское. Если принять во внимание ближайший Свято-Никольский женский монастырь, то в нём могла храниться икона Богоявления, и по ней также могла называться деревня, жители которой ходили к ней молиться. А то, что в памяти людей об этом ничего не сохранилось, неудивительно: прошло много времени, и о тонкостях православия население забыло».