«Скелеты» в шкафах: в Тульской области жители борются за земли и дома

Игорь Марков / АиФ-Тула

Валентина Васильевна Соломатова живёт в посёлке Лазарево, Татьяна Петровна Бабичева - в селе Лапотково. «Отобрали участок», - говорит одна. «Выселяют из дома, который я только отстроила», - возмущается другая.

   
   

Внезапный наследник

Валентина Васильевна ставит на стол рядом с кружками с впопыхах заваренным чаем корзинку с печеньями и конфетами. Мы сидим на промозглой веранде её дома в посёлке Лазарево. Участка, по поводу которого состоялось уже несколько судов, из окна не видно. И в документах, кипу которых хозяйка начинает раскладывать, тоже непросто с ходу разобраться.

Валентина Соломатова: «На моём участке уже строятся!» Фото: АиФ-Тула/ Игорь Марков

«В 1984 году мне, как многодетной матери, выделили 35 соток земли на ведение хозяйства, - рассказывает Валентина Соломатова. - А в 92-м увеличили эту площадь до 1 гектара. 70 соток я получила за домом, ещё 30 соток - в поле, в отдалении. Когда моему сыну исполнилось 25 лет, он решил начать строительство на этом участке. Но случилась беда: заболел и умер. Спустя время я решила замежевать свой участок. Обратилась к инженеру, тот вроде как начал что-то делать, сказал перезвонить через несколько недель. А когда перезвонила, выяснила, что у моей земли - уже новый хозяин!»

Участок, на котором, как говорит Соломатова, долгие годы выращивалась трава для кормёжки скота, был получен в наследство другими людьми. «И на моей земле уже начали строить дом!» - возмущается женщина.

Она написала иск в суд, но дело проиграла. Подала апелляцию - безуспешно.

Земли, ранее принадлежавшие Валентине Васильевне. Фото: АиФ-Тула/ Игорь Марков

«Дело в том, что свидетельства о праве собственности, что выдавались в 1992 году, были без определения границ - говорит Елена Никитина, консультант по земельным и имущественным отношениям администрации МО Лазаревское. - Там было просто указано: 1 гектар, без привязки к территории. Когда отмежевывали участок, определённость появлялась. Люди, которые хотели сделать это, всё уже сделали. Но некоторые так и остались со старыми свидетельствами на руках. И когда Валентина Васильевна обратилась к нам, выяснилось, что этот участок уже был отмежёван и поставлен на кадастровый учёт вступившими в наследство».

«У людей, вступивших в наследство, был отец, которому выделили участок в 1 гектар по улице Тульской посёлка Лазарево, - говорит юрист Оксана Зайцева. - У Валентины Васильевны он находился по улице Новая, то есть непосредственно рядом с её домом. В 2012 году они вступают в наследство, но, ещё не получив свидетельство, начинают этот участок межевать. Так делать нельзя, на что мы и указывали. Но, к сожалению, суд не согласился с нашими доводами. И всё же мы планируем бороться и дальше».

   
   
Участок, на котором долгие годы выращивалась трава для кормёжки скота, был получен в наследство другими людьми. Фото: АиФ-Тула/ Игорь Марков

Два номера одного дома

А вот Татьяна Бабичева из Лапоткова купила дом с облезлыми стенами и полуразваленной крышей. Позже выкупила землю под ним. На этой же земле оказались развалины, которые заинтересовали женщину.

«Я стала узнавать, кто собственник остатков дома, - говорит Татьяна Бабичева. - Получила справки: строение никому не принадлежит и ни у какой обслуживающей организации на балансе не находится. И я вложила в него не меньше миллиона: отремонтировала крышу, подвела газ, свет, коммуникации. Потом обратилась в регистрирующий орган, чтобы оформить права собственности. А вскоре выясняется, что в доме, где я живу и который восстановила практически из руин, появился новый хозяин».

Татьяна Бабичева: «Вот что было и что стало» Фото: АиФ-Тула/ Игорь Марков

Как выяснилось, 18 лет назад в этом доме жила женщина, с которой был заключён договор социального найма на это помещение. Потом она уехала…

«И вот теперь дом оказался проданным», - говорит Татьяна Бабичева, прошедшая уже все суды, пытаясь отстоять то, что восстановила из руин.

«Жившая когда-то в этом доме женщина приватизировала эту собственность и поставила на кадастровый учёт под номером 25, - говорит Артак Элоян, юрист, занимающийся этим делом. - При этом у Татьяны Петровны на руках тоже есть свидетельство о праве собственности на то же самое строение. Только там указан номер дома 24. Был суд, который принял решение не в нашу пользу. После того как и областной суд оставил решение суда первой инстанции в силе, мы подали иск о признании договора социального найма и договора приватизации недействительными. Суд нам также отказал. Мы показывали свидетельство о праве собственности, в котором значится номер 24, и говорили, что речь идёт об одном и том же имуществе. Но судья отказала, сославшись на то, что есть уже другое решение суда, а закон обратной силы не имеет.

«В таком состоянии был этот дом, когда я покупала землю под ним» Фото: АиФ-Тула/ Игорь Марков

«Оснований для отказа в приватизации не было. Фамилия этой женщины фигурирует в регистрационном учёте ещё с 90-х годов», - говорит Елена Никитина, консультант по земельным и имущественным отношениям администрации МО Лазаревское.

«Ну как такое возможно, если человек 18 лет не появлялся и не оплачивал коммунальные услуги? - возмущается Татьяна Бабичева. - А теперь, когда я всё восстановила и отстроила, я должна ей всё это отдать?»

Дом сейчас. Фото: АиФ-Тула/ Игорь Марков

«Но был же суд, - вновь повторяет Елена Никитина. - Возможно, у вас будут ещё какие споры и по земле. Ведь дом стоит на участке, который принадлежит вам. И новая владелица по этой причине не может туда войти».

Вряд ли это утешит Татьяну Петровну. А мы рассказали вам эти истории, потому что земельный и имущественный вопросы в регионе стоят довольно остро. И к каждому вашему приобретению заранее должна прилагаться бумажка, о которой говорил булгаковский профессор Преображенский: «Такая бумажка, при наличности которой ни Швондер, ни кто-либо другой не мог бы даже подойти к дверям моей квартиры. Окончательная бумажка. Фактическая». Времена нынче неспокойные.

Смотрите также: