Научное направление, в котором работает победитель конкурса «Студенческий стартап», а ныне аспирант РХТУ им. Дмитрия Менделеева Никита Харитонов, способно ускорить прогресс в самых разных сферах: от производства одежды до самолётостроения. Подробнее — в материале tula.aif.ru.
Прикладное призвание
Андрей Лифке, tula.aif.ru: Никита, признаться, даже прочитав определение вашей исследовательской и теперь уже производственной деятельности несколько раз, не составил себе ни малейшего представления, в чём бы мог быть её практический смысл.
Никита Харитонов: Ни для кого не секрет, что из России ушли зарубежные поставщики разной продукции. В том числе химической. К примеру, гидрофобизирующих смол, без использования которых в разных отраслях не обойтись. Крупнейший производитель смол Германия в 2022 году полностью прекратила с Россией сотрудничество. А у немцев самая качественная продукция, правда очень дорогая. Так назрел вопрос импортозамещения. И если выпуск какой-то продукции удаётся наладить в довольно сжатые сроки, то с производством в требуемом количестве, тем более нашей продукции, дело обстоит куда серьёзнее. Начинать нам пришлось практически с нуля. В советские времена работа в этом направлении велась, но прекратилась на уровне разработок.
— Говорите, начинать пришлось с нуля. Где в таком случае сырьё берёте?
— Сырьё исключительно отечественное, из него делаем компоненты и на их основе варим непосредственно смолу. Продукт помещаем в технологически соответствующую тару и отправляем клиентам под определённый сегмент их продукции.
— Почему именно смолы стали основным направлением вашей научной и производственной деятельности?
— Мне это направление чрезвычайно интересно. Да и давно уже понятно, что развитие опирается на передовые разработки. Главную роль в техническом прогрессе играют уже не материалы, как прежде, к примеру, железо, бетон и тому подобное, а полимерные материалы. Смола на основе акрилатов — это как раз тот самый полимерный материал, к тому же весьма удобный в использовании и не уступающий по своим свойствам другим видам покрытий.
Я по первому образованию химик-технолог органик, по второму пластмассчик. Сначала синтезировать компонент и потом сделать полимер — это моя непосредственная деятельность.
Чем не дело жизни?
— Как вы поняли, что химия это ваше призвание?
— Родом я из Калуги, там же, в школе, увлёкся химией, единственный, пожалуй, из всех моих сверстников. Чему способствовал и мой отец, Павел Александрович. Он работал на Калужском заводе турбинных установок кузнецом, прекрасно разбирался, да и сейчас разбирается в металлах. Он, собственно, и привил мне интерес к металлам и это перешло в интерес и к химии.
Кстати, расхожее мнение о том, что химик — это унылый тип сутками сидящий в душной лаборатории и переливающий из пробирки в пробирку цветные растворы, крайне примитивно. Химики — это, можно сказать, титаны, создающие постоянно такие материалы, о деятельности которых далёкие от этого направления люди даже не задумываются. А из этих материалов создаётся всё, что неизменно присутствует в нашей повседневной жизни: еда, одежда, мебель, автомобили, да практически всё, и делают её удобнее, безопаснее, практичнее. Это я ещё в школе понял. Чем не дело жизни?
— Новомосковск — город компактный, не суетливый и при этом в нём есть всё. К тому же здесь много серьёзных промышленных предприятий, в том числе химических. В Новомосковске производят целый спектр веществ. Такого другого города, который отвечал бы моим научным интересам, наверное, не найти. Поступил в Новомосковский институт РХТУ в 2019 году на специальность «Технология органических веществ».
Сейчас занимаюсь мембранными технологиями, а в Новомосковске проектами, которые сам начинал. Не захотел оставлять начатое, тем более что они перспективны. И времени на всё хватает.
— Вы часто говорите «мы начали», «нам приходится» и тому подобное. Велика ли ваша команда?
— Команда не очень большая, но сплочённая, и каждый на своём месте. Руководит Антон Николаевич Лукоянов, кандидат химических наук, исключительных профессиональных и человеческих качеств учёный. Безусловный наш лидер. Но мы, в том числе и я лично, стараемся вовлекать в наше направление, вообще в науку, одарённых молодых ребят. Трудоустроены пять человек, они получают зарплату. Есть и такие, кто пишет статьи, производит некоторые работы, им за это прибавка к стипендии.
— Насколько далеко просматриваются перспективы разработки и производства гидрофобизирующих смол?
— Сейчас мы проводим рекламную кампанию, и это уже даёт результаты. Поступают заявки от желающих приобрести нашу продукцию. Кто тонну, а кто и больше. В этом году предполагается произвести десять тонн. Производственную площадку предоставляет институт. Приобретается оборудование, крепнут и растут связи с потенциальными потребителями. Одним словом, развиваемся.
Антон Лукоянов, кандидат химических наук:
«Без Никиты, его целеустремлённости я бы не продвинул этот проект. Талантливых наших много, но он просто мотор, моя опора, правая рука. Мало того, умеет привлечь к нашему делу способных ребят, убедить их в полезности нашего дела для Родины. Пора ему создавать свою команду, мне это будет в радость».