Разгул демократии: как изменились правила выборов

Александр Ишанов / Коллаж АиФ

Важное нововведение: избирательная комиссия области предлагает дать самовыдвиженцам право участвовать в губернаторских выборах в качестве кандидатов. И как аргумент приводит пример с выборами в Госдуму, на которых по одномандатным округам могут баллотироваться независимые кандидаты.

   
   

Самоход

Правда, кроме депутатских подписей, больше известных как «муниципальный фильтр», соискателям кресла главы региона придётся заручиться ещё и поддержкой избирателей.

Облизбирком хочет обязать кандидатов-самовыдвиженцев собрать не менее двух процентов подписей.  На 1 января 2016 года в Тульской области зарегистрирован 1 млн 214 тыс. 851 житель, имеющий право участвовать в выборах.

Таким образом, два процента  -  это примерно 24 300 подписей. Между тем Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав…» позволяет регионам варьировать количество необходимых для регистрации кандидатов подписей избирателей от 0,5 до 2 процентов. У нас предлагается установить максимальную планку, как когда-то был выбран самый высокий 10-процентный порог для сбора депутатских подписей, потом его снизили до семи процентов.

К слову говоря, на всю Россию не наберётся и десятка субъектов, где предусмотрена возможность самовыдвижения на выборах высшего должностного лица. У нас менее  чем за полгода до выборов  решили такую норму ввести, и это неспроста. Видимо, когда тон задавал Владимир Груздев, соображения были одни, теперь, при Алексее Дюмине, другие. Так что нельзя исключать, что перспектива появления кандидатов-самовыдвиженцев на выборах губернатора  -  его инициатива. Как нельзя исключать и того, что ему будет предпочтительнее баллотироваться именно в таком качестве.

Ещё одно предлагаемое нововведение  -  увеличить количество доверенных лиц каждому из кандидатов в губернаторы с 60 до 100 человек. Опять же можно предположить, что это выгодно врио главы региона. С одной стороны, он пока на Тульской земле человек  малоизвестный, посему поддержка людей авторитетных и уважаемых ему будет весьма кстати. С другой  -   он всё-таки первое лицо области, посему собрать «группу поддержки» числом сто будет несложно, а вот остальным, менее статусным кандидатам, сделать это гораздо труднее.

Журналистом не прикинешься

Похоже, те времена, когда под видом представителей средств массовой информации на избирательные участки попадали активисты «неправительственных» организаций или просто наблюдатели от партий и кандидатов, уходят в прошлое. Ибо предлагаемые нововведения устанавливают, что журналисты, направляемые на выборы, должны работать в редакциях СМИ. При этом договор с ними должен быть заключён не менее  чем за два месяца до дня официального опубликования решения о назначении выборов. При этом аккредитованы в облизбиркоме за три дня до дня голосования.

   
   

Таким образом, вместе с «самозванцами» права освещать выборы в день голосования фактически лишаются стажёры и новички, а также внештатные корреспонденты СМИ и независимые журналисты, не связанные трудовыми и гражданско-правовыми отношениями с конкретной редакцией.

 Необходимость подавать списки журналистов более  чем за три  дня до выборов  не оставляет прессе поля для манёвра в случае форс-мажорных обстоятельств, например, болезни журналиста, которого необходимо срочно заменить. Все эти меры, кстати, перекликаются с ужесточением требований к наблюдателям от партий и кандидатов. Их теперь тоже надо прикреплять за трое суток до дня голосования к определённому участку. То есть привезти наблюдателей в день выборов из другого города или региона или оперативно перекинуть при надобности с одной комиссии на другую  больше не получится.

На Марс не отлетишь

Досрочного голосования на выборах губернатора не будет. А всё потому, что они совпадут с выборами в Госдуму, на которых применяются открепительные удостоверения. А значит, и при избрании главы области тоже придётся «открепляться». При этом  если вы передвигаетесь в день выборов в пределах своей области, то за кандидата в губернаторы проголосовать сможете. А вот будучи в другом регионе, получите  только один бюллетень со списком партий на парламентских выборах.

Раньше именно досрочное голосование вызывало самую большую озабоченность оппозиции как инструмент манипуляции народным волеизъявлением. В Интернете до сих пор можно найти сотни видео- и фотофактов организованного подвоза избирателей в территориальные, окружные и участковые комиссии за несколько дней до выборов. Были даже случаи, когда в качестве причины досрочного голосования наиболее весёлые граждане указывали «полёт на Марс». По странному стечению обстоятельств  именно там, где процент досрочников зашкаливал, часто наблюдался всплеск электоральной любви к «партии власти» и её кандидатам.

«Прозрачность»

Сегодня посты главы муниципального образования и главы местной администрации в Тульской области, за исключением небольших сельских поселений, разделены. Глава МО избирается из числа депутатов местного Собрания и возглавляет его на правах председателя, а глава администрации назначается Собранием по итогам конкурса.

Так вот, федеральное законодательство с недавнего времени предусматривает возможность избрания главы муниципалитета представительным органом из своего состава с дальнейшей возможностью возглавить местную администрацию. Сложив при этом депутатские полномочия. Эту норму предлагается перенести и в законодательство Тульской области, но с двумя существенными оговорками.

Во-первых, на глав муниципальных районов и городских округов она, исходя из текста законопроекта, почему-то распространяться не будет. На этом уровне местного самоуправления всё останется  как есть. Во-вторых, главы городских и сельских поселений будут избираться депутатами обязательно открытым (то есть контролируемым.  -  Прим. авт.) голосованием  -  с дальнейшей перспективой возглавить либо местное Собрание депутатов, либо администрацию поселения.

Формально сохраняется возможность прямого избрания глав городских и сельских поселений избирателями на муниципальных выборах. Но эта норма почти не работала в Тульской области. С 2005 по 2008 годы были избраны населением главы только семи муниципальных районов и городских округов, а с 2009-го  -  ни одного.

Сайт для активных

Врио губернатора предлагает областной думе наделить жителей региона правом законодательной инициативы. Согласно документу, размещённому на сайте облдумы, механизм должен будет выглядеть так. На областном портале госуслуг можно заполнить форму, содержание которой устанавливается правительством области, и разместить законопроект. В течение шести месяцев по нему проводится голосование. Условием участия в голосовании за законопроект опять же является регистрация на портале госуслуг.

Нельзя таким способом вносить законопроекты о поправках в Устав (Основной закон) области; устанавливающие, изменяющие, приостанавливающие, отменяющие региональные налоги и сборы; регулирующие бюджетные правоотношения.

Если документ получил 25 тысяч голосов и более, то он вместе с информацией о поддержавших его гражданах  поступает в электронном виде  в  областную думу. Правда, это ещё ничего не значит и не гарантирует. Сначала назначается проверка достоверности информации об электронных подписантах законопроекта, для чего берётся 20 % подписей по случайной выборке. И  если более 3 % подписей будут признаны недостоверными, законопроект снимается с дальнейшего рассмотрения. Та же участь ждёт его, если недостоверных подписей будет менее 3%, но при их вычитании не наберётся 25 тысяч. После этого председателем думы может быть принято решение о принятии к рассмотрению облдумой проекта закона области либо об отказе в рассмотрении проекта закона. При рассмотрении далее следует стандартная процедура: 7 человек из 25  тысяч, первыми изъявившие желание представлять законопроект в думе, получают такое право.

С учётом всех этих «если» и «но» трудно уверенно сказать, что этот закон будет работать. Однако поживём - увидим.