О промышленных кластерах и особых экономических зонах, реформах нынешних и 30-летней давности, и не только, мы говорим с депутатом Госдумы третьего созыва и бывшим заместителем трёх губернаторов Тульской области Анатолием Артемьевым.
Алексей Мурат, «АиФ в Туле»: - Анатолий Иванович, в нашей истории стоят рядом три даты, связанные с советским периодом: 29 октября - День рождения комсомола, 30 октября - День памяти жертв политических репрессий и 7 ноября - годовщина, а в этом году юбилей, Октябрьской революции. Все они имеют к вам самое непосредственное отношение. А как вы-то сами к ним сегодня относитесь?
Анатолий Артемьев: - Уважительно отношусь к 7 ноября. И комсомол для меня главный праздник, я 10 лет отработал в ВЛКСМ. Но и жизнь в Воркуте не забываю, куда были сосланы родители. Там я появился на свет и прожил 16 лет.
- В своё время вы работали в Донском, Новомосковске, позднее принимали участие в реализации инвестиционного проекта «Промышленный комплекс г. Новомосковск». Каким вы видите его эффект?
- Приватизация предприятий в первой половине девяностых там прошла по модели Татарстана и Москвы, 51% акций были тогда выкуплены коллективом, 20% акций оставили под инвестпроекты, на ваучеры ушла небольшая часть. Когда мы это сделали, пришли крупные зарубежные инвесторы. Они поняли: условия для работы есть.
Но нужно развиваться дальше. Однако сдерживало отсутствие должной инфраструктуры. Было подготовлено 8 инвестпроектов на 1 млрд долларов. Инвесторы готовы были вложиться, если будет создана соответствующая инфраструктура. Инвестпрограмму город и область разработали, федеральное правительство поддержало, было издано соответствующее постановление. Построили дорогу до трассы «Дон», новую ж/д станцию и ж/д мост - 6 млрд рублей государство вложило в инфраструктуру. Результат: создано 1200 новых рабочих мест. Прирост экономики Новомосковска составил ежегодно от 6 до 10%.
Нас поддержал и Владимир Путин в бытность председателем правительства, приезжал в Новомосковск, провёл совещание в Туле. Этот опыт было решено распространить на всю Россию.
Почему сегодня это не идёт повсеместно? Потому что нужна проектно-сметная документация, а инвесторы должны представить свои инвестпрограммы, что не всегда делается успешно и быстро. Вот новый проект в Узловой начал реализовываться, однако тормозило его отсутствие документации и ключевых решений о финансировании дорожно-транспортной инфраструктуры. А это 4,5 млрд рублей. Уже инвесторы пришли, стройка идёт, а вопросы до конца не решены. Правда, сейчас работы ведутся под личным контролем Алексея Дюмина, что даёт свои результаты.
Кадры, ау!
- Не будет ли особая экономическая зона «Узловая» конкурировать с Новомосковским промышленным кластером - за ресурсы, кадры, инфраструктуру и т. д.?
- Будет. Когда пришёл новый губернатор, было составлено несколько рабочих групп по направлениям. Мне поручили координировать работу по созданию особых экономических зон и индустриальных парков. Мы ставили вопрос о необходимости развития новомосковско-узловской экономической зоны, что и было положено в основу комплексной программы социально-экономического развития Тульской области до 2021 года.
На мой взгляд, территорию опережающего развития нужно было создавать в Новомосковске и идти дальше. Общий пакет инвестиционных предложений там на 28 млрд рублей. Вместе - Новомосковск, Узловая и Донской могли бы стать мощной промышленной агломерацией.
В Туле получилось с ВПК, можно было и здесь реализовать свой проект. Но предыдущий губернатор Груздев это дело до конца не довёл. И сейчас, когда развивается Узловая, кадры потекут туда из Новомосковска. Инвесторы приходят туда, стройки идут, заводы запустят. Там будут работать не менее 8 тысяч человек. Где они будут жить? Как туда добираться? Где их учить? Пока это слабое место. А Новомосковск, Узловая и Донской будут развиваться, если всё делать в комплексе. Подтянутся и небольшие городки и посёлки Киреевского района, где сложнее найти работу.
- Что сделать, чтобы кадры не утекали в Москву?
- Мы в своё время приняли решение, чтобы техникумы и ПТУ перешли в областную собственность. Готовятся 5 тысяч квалифицированных рабочих и специалистов в год. Кадры готовятся под нужды предприятий на договорной основе, как в старое доброе советское время. Эта работа только началась, но дело пошло. Социально-бытовые условия для молодёжи надо создавать. В своё время, ещё в комсомоле, мы этим занимались. Так, тысячи ребят пришли в угольную промышленность, потому что жильё, общежития, детские сады, школы построили.
Инвесторы уже не нужны?
- А почему к нам сегодня не идут такие крупные инвесторы, которых начал привлекать больше 20 лет назад ещё губернатор Николай Севрюгин, а потом продолжил сменивший его Василий Стародубцев?
- При Севрюгине я занимался другими вопросами. Но мы создавали условия для прихода инвесторов, о чём я уже сказал, касаясь модели приватизации в нашей области. Василий Александрович лично ездил к инвесторам. Дудка ежемесячно проводил планёрки на новомосковском кластере три года подряд. Алексей Дюмин подписал даже более масштабные соглашения: это «Сталь», инвестиции по щёкинской и новомосковской химии и т. д., но под них нужна живая, конкретная, системная работа команды. В Щёкине программа под миллиард долларов. Но нужна инфраструктура. Успеют? Построят? Непонятно.
То же и в Новомосковске. Нужен северный обвод города. Предлагают платную дорогу. Почему? И Узловой нужны будут новые дороги. А Комсомольское шоссе узкое, мост 30-х годов постройки. На 100 млрд рублей новых инвесторов заходят в область. Но нам уже новые инвесторы не нужны. У нас всего 4 тысячи безработных и целых 20 тысяч вакантных рабочих мест. Другое дело, нужно менять их качество. И правильно поступил губернатор, сумев сделать регион пилотным по реализации программы по повышению производительности труда и созданию высокопроизводительных рабочих мест. Техника - сложнее, квалификация - выше, зарплата - больше. Так должно быть.
- Восточный обвод в Туле был сдан в вашу бытность заместителем губернатора. Он изначально должен был стать четырёхполосным, но в 2006 году запустили фактически только его половину. И он сразу стал в пробках и заторах. Что пошло не так?
- Нужно было составить проект и найти деньги под него, и немалые. Вопрос городской, но городу этот вопрос было не потянуть, а область решала тогда много задач, требующих бюджетных ассигнований. Запустили в 2006 году первую очередь, сейчас, насколько я знаю, готовится вторая.
- В советское время вам приходилось заниматься и селом. Объясните, почему деревенские жители сегодня идут за молоком в магазин?
- Наверное, удивитесь, но я не считаю, что это неправильно или плохо. Стародубцев в своё время что говорил? Представьте: женщине в пять утра надо корову подоить, накормить свинью, собрать мужа на работу, отвести детей в школу, потом в поле, в обед опять домой, потом снова обратно, и вечером то же самое. Она к тридцати годам старухой будет!
Поэтому у него в колхозе Ленина не было подсобных коровников, свинарников и т. д. Там было по-другому: люди работали в хозяйстве, а производимую продукцию им реализовывали по символическим ценам. У них не было острой нужды держать своих коров, свиней, кур и т. д. Кто хотел, конечно, держали скотину, но в целом подход был иным. Кстати, наш опыт взяла Белоруссия, а также Белгородчина, где созданы комфортные агрогородки с асфальтом, детсадами, школами, ДК, медициной. То есть сельский житель, крестьянин сегодня необязательно должен вести своё хозяйство - вот о чём речь.
Область - не универмаг
- Шесть лет назад в Тульской области началась серия реформ, в том числе административная, муниципальная. А людям, на ваш взгляд, стало лучше от того, что администрация области получила название «правительство», а на месте прежних двух десятков сельсоветов теперь пара сельских поселений и горемычные главы с нищими бюджетами?
- Дело в том, что областью нельзя управлять, как большим универмагом. Любые эксперименты должны быть просчитаны. Для многих руководителей сегодня важнее быть «в процессе»: согласования, совещания, доклады, выставки, командировки… Но главное-то - результат!
Как мы сделали в Новомосковске: объединили город с районом, ещё в советское время. Мы тогда отказались от финансирования из областного бюджета, 2,5% прибыли предприятий поступали в местный бюджет, появился налог на экологию. Муниципальная собственность появилась, стали строить 100 кв. метров жилья в год, школы в одну смену - вот для чего нам нужна была реформа!
Можно приехать в район, вытащить главу на трибуну, чихвостить его в хвост и в гриву. Но у главы нет денег в бюджете! Треть налоговых поступлений должны в оставаться в муниципалитетах! А сегодня 70% денег уходит в Москву: как без денег решать проблемы? И кто сегодня рулит в районах и городах? Наёмные менеджеры. Глава муниципального образования - с боку припёку.
Вот бывший губернатор Груздев создал Большую Тулу. И когда в Ленинском районе уровень жизни будет поднят до городского? Когда там будут так же развиты благоустройство, инфраструктура? Лет через 20?
Не нужны реформы ради реформ. Работа должна быть нацелена на результат! А когда молодую секретаршу ставят главой администрации района - какой будет результат? Так не делается с кадрами! Юнак, когда приехал из Днепропетровска и возглавил регион, ни одного человека не притащил сюда! Он опирался на местные кадры, область активно развивалась при нём - открывались новые предприятия, строилось жильё, больницы, детские сады, школы.
- Создаётся впечатление, что в стране падает компетентность чиновников…
- Госуправление - особый вид. Для него нужно готовить кадры. Нельзя, как сейчас, помощника депутата ставить главой района. Раньше эта система была отработана. Производство, работа в партийных и советских органах, постепенное восхождение по карьерной лестнице, проходили отбор, стажировки, было дополнительное образование. Система подготовки кадров должна быть, а её нет. Формировался кадровый резерв, по две кандидатуры на ключевые должности, из которого производились назначения.
- Что вы посоветовали бы нынешним большим начальникам?
- Программа социально-экономического развития Тульской области на пять лет, разработанная по инициативе Алексея Дюмина, - хороший документ. И сам он - перспективный руководитель. Но его программа должна быть чётко контролируема. И обязательно должна быть обратная связь с общественностью, тогда будет более быстрое развитие. Думаю, в ходе предстоящей президентской кампании довольно многое поменяется… Должны поменяться отношения власти и общества, укрепиться местное самоуправление, стать другой экономика - пусть она останется рыночной, но государство должно быть по-настоящему социально ориентированным.