Кто советы давать будет? Общественная активность возможна для всех желающих

Сергей Гребенщиков / Из личного архива

Свою точку зрения на советы высказал Сергей Гребенщиков, член Общественного совета при министерстве по внутренней политике и развитию местного самоуправления в Тульской области, член облизбиркома, лидер региональных справоросов: «Скептики – это те, кто ничего не делает. Они не ошибаются, но у них ничего и не происходит. Работа советов не должна сводиться только к критике.  Критикуя- предлагай. Нужно приходить, пробовать, пытаться.

Досье
Сергей Валерьевич Гребенщиков родился 8 сентября 1981 года в Туле. Окончил мехмат ТулГУ, Академию государственной службы по специальности «Государственное и муниципальное управление». Помощник депутата Государственной Думы Сергея Миронова, председатель Совета Регионального отделения «Справедливой России». Женат, воспитывает дочь и сына.
   
   

 К тому же, не все желающие вошли в советы. Однако, никто не мешает высказывать свою позицию. А для того, чтобы что-то полезное для края делать, совсем не обязательно входить в советы.

Да, их создание предложено самой властью. Ей так удобно общаться с населением. Но, по крайней мере, общественные советы – это та площадка, где чиновники могут услышать мнение, отличное от своего. Это такая форма обратной связи. Если говорить о составе советов, он  разношёрстный. Есть и такие, где царит «полный одобрямс», но есть и социально активные независимые люди. Скажем, в Алексине, Суворове, Ясногорске. Пока идёт процесс становления после «перезагрузки». Думаю, задумка Алексея Дюмина была в этом: услышать голоса с мест. Губернатор недавно встречался с представителями общественных советов, но мне, если честно, этот разговор не понравился. Всё свелось к тому, что общественники начали просить денег на свои проекты».

О прямых выборах

Иван Рогов, «АиФ-Тула»: Как известно, президент России избирается прямым голосованием на всеобщих выборах. Несколько лет назад в России вернули и прямые выборы глав регионов. Почему же в муниципалитетах руководят назначенные чиновники? 

Сергей Гребенщиков: На заседании общественного совета при министерстве по внутренней политике я задал этот вопрос, и ещё два-три человека меня поддержали. Ответ был таким, что закон это позволяет, но это должны решать муниципалитеты. Но мы-то понимаем, что на самом деле посыл должен идти от региональной власти.

Считаю, что с «двуглавостью» надо заканчивать, поскольку люди до сих пор не понимают, чем занимается глава муниципального образования, а чем глава администрации. Пусть глава будет один. А что до прямых выборов, в министерстве говорят, что схему с назначением через конкурсную комиссию выбрали сами муниципалитеты. Но мы всё понимаем, как они «сами» выбрали. Если бы глава администрации получал свой мандат напрямую от своих избирателей, он и ответствен был, прежде всего, перед ними, а не перед министерством, областным правительством и т.д. Будет глава избираться напрямую, тогда и не придётся чертить графики еженедельных встреч с населением. Время показало: система назначения не страхует от ошибок. И тому недавние примеры с Богородицким и Заокским районами. В Богородицке сняли главу за бездействие и отсутствие взаимодействия с населением. В Заокске – в связи с уголовным делом в отношении главы.

О многопартийности

- В России насчитывается несколько десятков партий, четыре из них парламентские, но вряд ли кто-то будет отрицать, что полноценной многопартийностью это назвать сложно: есть одна большая «Единая Россия» и «все остальные». Как ситуацию видите вы?

   
   

- Я думаю, мы все помним застой, прежде всего, застой политический, и чем это всё закончилось для страны. Да, власть хочет сохранить свою партию в большинстве, пока это удаётся. Но явка на выборах падает, а вместе с ней снижается доверие к системе, к институту выборов как таковому. Если она застынет в этом состоянии, всё меньше и меньше избирателей будут приходить голосовать. Оппозиция нужна, чтобы власть не дремала, а когда оппозиция усиливается, начинаются препятствия, проблемы.

Об облизбиркоме

- «Справедливую Россию» в нынешнем составе избирательной комиссии Тульской области представляет лично руководитель регионального отделения. Ситуация необычная, тем более, что членство в избиркоме несовместимо с участием в выборах в качестве кандидата. Чем было обусловлено такое решение?

- До выборов время есть, а становиться депутатом для меня не самоцель. Для меня это ещё один опыт – поучаствовать, посмотреть, как будут работать нововведения в избирательном законодательстве. Руководство облизбиркома осталось прежним, но в целом состав значительно обновился. Есть представители двух ведущих тульских вузов, ну, и от партий, конечно. Главное – это подготовка к выборам президента, а после них – формирование УИКов. Это будет работа и для партий, и для избирательных комиссий.

Про детские сады и школы

- Вы не только политик, но и отец двоих детей. Как  оцениваете ситуацию с обеспечением детскими садами и школами маленьких туляков и вообще ситуацию в образовании?

- Начну с садиков. Да, формально, по отчётам, вопрос с предоставлением мест детишкам с 3 до 7 лет решён. Но бывает так, что сад дают далеко от дома, скажем, в пределах Большой Тулы. А ситуация с местами для малышей до трёх лет вообще стоит очень остро. Мамы спешат поскорее выйти на работу и не от хорошей жизни. Едва ребёнку исполняется полтора года, пособие перестают платить фактически, женщины рвутся на работу, а мест нет. В некоторых садах ясельные группы вообще не предусмотрены. Есть и другая проблема – кадровый голод. У воспитателей очень низкая зарплата. Декларируемые в отчётах 20-25 тыс. рублей можно получить только работая в 2 смены.

Создание центров образования породило необходимость привязки садов к школам, в рамках одного объединения, и мест опять же не хватает. Были случаи, когда детсад из одного ЦО в другой передавали, а в итоге людей из очереди выкидывали.

В школах, кстати, тоже остро стоит вопрос зарплат. У молодых специалистов они очень низки. Не дало положительного эффекта и объединение школ. На мой взгляд, чаще сильные нивелируются до уровня слабых, а не слабые тянутся к сильным. Ну, и ЕГЭ остаётся большой проблемой. В День молодёжи мы у парка устроили «стену пожеланий». Больше всего просьб – отменить ЕГЭ. Это игра в угадайку. Первокурсники в вузах приходят неподготовленными, не могут мыслить самостоятельно –просто разучились грамотно излагать свои мысли после отмены сочинений. Это не их вина, их так готовили. Поэтому нужно отказаться от пресловутой болонской системы, взять за основу советское образование, адаптировав его под современные реалии. Тогда и выпускники школ толковые будут, и студенты, и специалисты!