«Это был незаурядный человек». Тульские политики о Владимире Жириновском

Владимир Жириновский, скончавшийся едва не дотянув до своего 76-летия, которое он отметил бы 25 апреля, не раз бывал в Туле. Сегодня, в день ухода лидера ЛДПР из жизни, о нём вспоминали местные политики.

   
   

От лица автора

Автор этих строк так или иначе следил за политикой столько, сколько помнит себя. Длинную аббревиатуру ЛДПСС и ещё более долгую фамилию её отца-основателя и бессменного (теперь, видимо, можно говорить – бессмертного) вождя – Жириновский – он услышал не позднее 1990 года. В 1991-м смотрел его дебаты как кандидата в президенты, которые мы, пятнадцатилетние школьники, потом оживлённо обсуждали на переменах, политинформациях и уроках по истории, государству и праву. Тогда же он впервые приехал в Тулу, выступал в Центральном парке, и это стало событием в городе.

Я вживую увидел и услышал лидера ЛДПР, как ни странно, не в Туле, а в Санкт-Петербурге летом 1995 года. К тому времени он уже полтора года возглавлял крупнейшую фракцию в Госдуме первого созыва. А вот когда шла предвыборная кампания в Думу созыва третьего, примерно в ноябре 1999 года, лицезреть Владимира Вольфовича пришлось дважды. Он проезжал Тульскую область на агитпоезде: в ноябре 1999 года (без заезда в Тулу). Тогдашний губернатор Василий Стародубцев был третьим в федеральном списке КПРФ, и агитация шла в режиме жёсткого противостояния. Председатель ЛДПР не стеснялся в выражениях, критикуя одного из лидеров Компартии, тот в долгу не оставался.

А через считанные недели очередные дебаты между Владимиром Жириновским и Борисом Немцовым по НТВ, которая вся страна наблюдала в прямом эфире, автор этих строк смотрел из студии в Останкино. Тогда обошлось без сока, Владимир Вольфович на правах старшего товарища и соплеменника называл Бориса Ефимовича «малышом». А в конце программы положил у ног последнего пистолет с предложением застрелиться, намекая, что «Союз правых сил» будет разгромлен на предстоящих выборах. Но в реальности же терпеть друг друга в Думе обоим политикам пришлось целых четыре года, после чего СПС парламент покинул, а ЛДПР показала чудеса политического долголетия.

Через несколько лет Жириновский опять приезжал в Тулу. У здания администрации области, где его в выходной весенний день ждал глава города коммунист Сергей Казаков, собрались две толпы молодёжи под голубыми флагами ЛДПР и красными КПРФ. Они мирно переругивались друг с другом, напоминая футбольных фанатов двух команд-соперников. 

В феврале 2018 года, накануне очередных президентских выборов, лидер ЛДПР ещё раз объезжал регионы на своём агитпоезде, сделав длительную остановку в Туле. Он посетил ТулГУ. На встречу с ним тогда собрали пребывающих на зимних каникулах студентов. Заявленная ранее пресс-конференция не состоялась, не было даже пресс-подхода. Но представители партии настойчиво просили задавать Жириновскому вопросы. Некоторые были каверзными, если не сказать, провокационными. Но это был уже не тот Владимир Вольфович. На провокации он не поддавался, выкинуть из зала «наглого журналиста-подонка» не требовал, даже голос не повышал фактически. Я даже был несколько обескуражен этим «другим» Жириновским. Где-то в глубине души по-человечески мне даже стало его жалко. Было видно, что ему уже тяжело, в том числе физически, даются эти затяжные предвыборные марафоны, поездки, выступления, встречи. Но он сам создал организацию, которая не смогла бы существовать вне его, без него, помимо него. Поэтому всё, буквально всё в ЛДПР ему приходилось тащить на себе – те выборы в Тульские областную и городскую думы шестых созывов, когда он «паровозом» тянул списки своей партии, чтобы она смогла преодолеть заградительный пятипроцентный барьер.

Теперь он принадлежит истории. А его детищу предстоит показать и доказать, способно ли оно на самостоятельную, взрослую жизнь без своего отца, ушедшего в вечность…

   
   

Воспоминания политиков

Депутат Тульских областной и городской дум нескольких созывов Владимир Тимаков: «Лично общаться с Владимиром Вольфовичем мне не довелось, но впервые я вживую увидел его весной 1990 года. Тогда он ещё никому не был известен. Я работал в оргкомитете по созданию российского христианско-демократического движения. Там присутствовало несколько десятков людей, все общались довольно откровенно. И Жириновский тоже участвовал в работе оргкомитета. Он произвёл на меня впечатление такого очень странного, чуднОго человека. Мне казалось, что он один из тех, кого называют «городскими сумасшедшими», которые выдают разные тирады, просто фантазируя вслух.

Я его просто недооценил, не мог представить, что это будет один из крупнейших политических деятелей в стране. Позже я понял, что он прощупывал почву, изучал обстановку – какие идеи вызовут отклик, какие – нет. Будучи гениальным актёром, он мог играть разные роли, и не нужно всё, что он говорит, принимать за чистую монету. В конце концов, он понял, в чём перспектива, и блестяще сыграл выбранную себе роль. Да, у него были и убеждения, но и артистизма ему было не занимать. Ему удавалось нравиться большому количеству людей, сплотить вокруг себя максимально широкий электорат.

Ещё как-то видел его в Госдуме, когда тульские школьники приезжали туда на экскурсию. Сначала они фотографировались с Кобзоном, но, увидев Жириновского, побежали к нему».

Никто не мог представить, что это будет один из крупнейших политических деятелей в стране.

Депутат Государственной Думы III созыва Анатолий Артемьев: «В Госдуме меня избрали заместителем председателя комитета по собственности, я входил в состав Агропромышленной группы, которую создали депутаты-одномандатники левых взглядов. Я был одним из разработчиков законопроекта о национализации, предполагавшего обращение в собственность государства важнейших предприятий. Наша рабочая группа с этим документом вышла на Совет Думы, там постановили вынести его на рассмотрение.

Одновременно над аналогичным законопроектом работали депутаты Геннадий Гудков и Владимир Жириновский. Владимир Вольфович мне позвонил, попросил зайти. Он предложил нашу редакцию снять с рассмотрения, доказывая, что более компетентен в вопросах права и собственности. Я не согласился, в итоге оба законопроекта вынесли на пленарное заседание палаты. Мы оба выступили от каждой из двух рабочих групп. Наш законопроект получил поддержку депутатов в первом чтении, после чего Владимир Вольфович предложил мне поработать над документом ещё совместно, взяв всё лучшее из обоих вариантов. И это характеризует его как сильного политика. Он стал крупным деятелем, сделав себя сам». 

«Впервые личная встреча с Владимиром Вольфовичем у меня состоялась в 2000 году в его кабинете в Государственной думе, - говорит Владимир Оленников, экс-депутат Тульской городской думы от ЛДПР. - В 2001 году он приезжал в Тулу поддержать меня на пост главы города. Его последний приезд сюда состоялся осенью 2019 года. Мы тогда прошлись по центру, зашли в кремль, прогулялись по Казанской набережной. И ещё мне довелось увидеть его и пообщаться на декабрьском съезде партии».

Сергей Казаков, народный депутат России в 1990-1993 гг., глава Тулы в 1997-2005 гг.: «Будучи в Туле, он очень положительно отреагировал на то, что тогда наш орган местного самоуправления назывался «управой», -

Но встречался с ним много раз – и в Москве, ещё будучи народным депутатом. Он заслуживает уважения как человек, который всегда имел свою точку зрения, не боялся её высказывать, и выражался всегда очень эмоционально, интересно. Это был незаурядный человек, поскольку не каждый имеет роскошь открыто озвучивать своё мнение».