Надо объединяться. Что мешает кооперации в химии?

Коллаж Кирилла Романова / АиФ

Промышленная кооперация в химии теперь рассматривается как инструмент выхода отрасли на новый уровень развития. Как организовать этот процесс, какие механизмы задействовать и кому это выгодно?

   
   

Проблема связей

Понятно, что трудную задачу лучше решать сообща. Продуктивнее, когда каждый делает то, что умеет лучше всего, а потом объединяет свой продукт с результатами труда других людей. Также, по идее, должно быть и в промышленном масштабе. Но на деле всё оказывается сложнее.

Сейчас многие ратуют за кооперацию почти во всех сферах производства. Но если мелким предприятиям взаимодействие с крупными несёт стабильный долгосрочный доход, то крупным, по их мнению- только обузу. Непросто с кооперацией и в химической отрасли. По словам министра промышленности и торговли Тульской области Вячеслава Романова, химическое направление занимает 14% экономики региона. В отрасли работает 15 крупных химических предприятий с 25 тысячами сотрудников.

«Это одна из приоритетных отраслей, поэтому обсуждение вопросов ее проблематики очень продуктивно»,- добавил он.

Выстраивание кооперационных цепочек между крупными промышленными инвесторами и малыми предприятиями- проблема всей страны.

До двух лет длится внедрение нового химического продукта.
Вице-президент Российского союза химиков, генеральный директор отраслевой Ассоциации «Росхимреатив» Ирина Вендило на недавно прошедшем расширенном заседании Комитета «Деловой России» по химической промышленности акцентировала на этом внимание.

«Внедрение и запуск нового химического продукта в среднем занимает около двух лет с учётом всех согласований, запуска и масштабирования. В условиях сегодняшней конкуренции это очень длительный срок. Промышленная кооперация помогла бы сократить время»,- объяснила она.

В чём проблема установления взаимовыгодных экономических связей между предприятиями? По словам Вендило, суть кроется в трёх аспектах.

Первое- отсутствие долгосрочного планирования на предприятиях.

   
   

Второе- крупные химические предприятия стремятся всё сделать собственными силами, пусть это будет и дольше по времени, несмотря на то, что потенциальный партнёр может обладать более высокими знаниями, технологиями и, наконец, просто узкоспециализирован.

Третье, это то, что сама ценность долгосрочного промышленного сотрудничества не является главной.

«Только политика санкций и ситуация с COVID-19 привели к тому, что российские компании задумались о рисках, связанных с зависимостью от импорта и о том, что необходимо выявить уязвимые звенья в производственных цепочках и наладить выпуск стратегически важного сырья именно здесь, в России»,- сказала Вендило.

Отдельно она остановилась на том, что вначале совместного проекта нужно всё экономически просчитывать и делить риски.

Нужны инвестиции в будущее

А вот как отзываются о возможности кооперации в химии специалисты от производства.

Директор ООО «Новомосковский Хлор» Иван Рубан:

«Это очень сложная многоуровневая проблема. Решаться, на мой взгляд, она должна правительством страны. Нужна специальная программа взаимодействия предприятий разного уровня. Как быть, когда в большой химии, по сути, не осталось ни науки, ни проектантов? Живём на технологиях прошлого. Сегодня все гонятся за большими деньгами, и чтобы были сразу. А малотоннажная химия- это долго, хлопотно и кропотливо. Сначала нужно на старых производственных площадях модернизировать крупнотоннажную химию, а заодно и очистные сооружения. Должна быть локальная очистка. Надо всерьёз заняться органикой и хлорорганикой, продуктами переработки. А потом подключать малые и средние предприятия. Отдельный вопрос о подготовке кадров. Например, если взять Новомосковский институт РХТУ имени Д.И. Менделеева, то теперь там уже нет кафедры электрохимии. Таких специалистов не готовят. А ведь с них начинается малотоннажная химия».

Профессор, главный научный сотрудник ООО «НИАП КАТАЛИЗАТОР» Евгений Голосман:

«Катализаторы, которыми мы занимаемся, участвуют в 85–90% реакций при производстве химии и нефтехимии. Они относятся к стратегическим технологиям. Но крупные предприятия не хотят вкладывать средства в развитие новых отечественных разработок, не инвестируют в будущее. А заодно и не ставят задачи, что им нужно. Все живут одним днём. Закупают катализаторы за границей подешевле, хотя наши служат в четыре раза дольше. Я спросил у одного из директоров заводов, что он станет делать, если наложат санкции?- Куплю в Китае,- последовал ответ.

Наш отраслевой институт относится как раз к малой химии. Здесь наука и производство- на одной площадке. Но он почти единственный на постсоветском пространстве. Наука, можно сказать, не развивается, оборудование устарело, потому что нет инвестиций в будущее. О какой кооперации идёт речь?»