«Бубнилы» и «сливки» в банкомате. Как не стать жертвой мошенников

История мошенника, рассказанная им самим (стиль и орфография сохранены): «Уважаемые читатели!

   
   

Я бы хотел разместить это чтоб на будущее девушки были бдительны и ни попадались в ловушку таких как я... Я занимался этой схемой три года с марта 13 года. Эта идея пришла мне в голову сама по себе. Трудная жизненная ситуация была... кредиты… Я раскаиваюсь в содеянном искренне, я признаю свою вину. А этот пост быть может поможет найти хоть часть потерпевших девушек и я готов хоть как то компенсировать ущерб. Девушки, будьте бдительны при знакомствах!!!

Вообщем искал я в различных пабликах (группах в социальных сетях - прим. ред.) женских объявления девушек о пропаже краже вещей телефонов и т.д. Затем писал им общался входил в доверие так скажем. ну девушки психологически слабые. Потом предлагал ту вещь, которую они потеряли купить у меня со скидкой. Разумеется не все соглашались, но соглашались. Брал деньги вперед и исчезал».

Это письмо было получено корреспондентом в социальной сети. Парень, представившийся Антоном Караваевым, горел желанием поделиться своими «наработками», явно испытывая гордость за проделанную работу. По его словам, сейчас он «завязал», но эффективную схему использует его брат и по сей день.

«Сливки» в банкомате

Способы, которые мошенники применяют для изъятия денег, можно условно разделить на три группы. Первый способ - механический. На банкомат злоумышленники могут устанавливать специальные ловушки - для захвата карты или наличности, а также для считывания пароля.

«Такое мошенничество называется скимминг, от английского skim - снимать сливки. Крепление на банкоматы специального оборудования (скиммеров) занимает считаные секунды, а злоумышленник ничем не отличается от гражданина, подошедшего снять деньги или проверить баланс. В 2013 году в нашей сети по Тульской области было выявлено примерно 5-6 случаев скимминга. В 14-м - уже 25, в 15-м - тоже примерно 25. Разумеется, мы боремся с проблемой самостоятельно, каждый час наши сотрудники осматривают банкоматы, ищут, не появилось ли на них чего лишнего. Но главной защитой при таком виде мошенничества будет внимание потребителя», - рассказал заместитель управляющего одного из банков Леонид Шибаев.

   
   

По его словам, в момент работы с банкоматом человеку не стоит ловить ворон, отвлекаться на болтовню по телефону и так далее. Сосредоточьтесь на ощущениях. Карточка входит в приёмник туго? На слоте для её приема появилась непривычная пластиковая конструкция? Видны следы клея? Клавиатура неприятно липкая? Это сигналы быть особенно внимательным, ведь, возможно, этот банкомат подготовили к снятию денежных сливок. А если карта застряла, не уходите - звоните по телефону горячей линии, размещённой на каждом банкомате. Сообщите оператору банка о проблеме и заблокируйте карту от греха подальше.

По причине развитых технологий на службе мошенников банки не рекомендуют пользоваться пластиковыми картами, к примеру, в Японии. Риск потерять деньги там очень велик.

Красная и зелёная опасность

Ещё один вид мошенничества направлен на саму финансовую организацию, её внутренние базы и системы. Как-то для наглядности в банке сделали визуализацию этого процесса. Зрителям было показано, как ежесекундно к сфере денежных тайн и интересов приближаются червячки - так изобразили хакерские атаки. Самые слабые, зелёные, ползут непрерывно.

«Каждые полминуты наши сети подвергаются атакам. А где-то раз за полчаса появляется червяк красный - это серьёзная угроза. Наши системы безопасности и сотрудники работают на полную мощность. Тем не менее, мошенники постоянно совершенствуют свои навыки. По оценкам банка, в 2015 году потери экономики страны от киберпреступности составили 300 миллиардов. По оценке правительства, эта цифра меньше - 200 миллиардов. Но в любом случае цифры огромные, это несколько бюджетов Тульской области», - пояснил Леонид Шибаев.

Кстати, программы «Личный кабинет», которые можно устанавливать на телефоны, довольно безопасны. Крупные банки вкладывают огромные суммы на их разработку. И умная система, прежде чем начать работу, сканирует гаджет на предмет вирусов и вредоносного ПО. Если есть проблемы, «Личный кабинет» самоблокируется.

Психические атаки

Но, пожалуй, самый эффективный и сложный в плане профилактики способ мошенничества - с помощью социальной инженерии. Проще говоря, специально обученные преступники так или иначе убеждают граждан добровольно расстаться с некой суммой денег. Или выуживают информацию о карте, которая позволяет обчистить её чуть позже.

«Когда мы совместно с правоохранительными органами расследуем подобные преступления, узнаем воистину удивительные вещи. К примеру, есть такая категория преступников - «бубнилы». Это, как правило, заключённые, отбывающие наказание. Так вот такой бубнила может держать на телефоне свою жертву до 3-4 часов, подводя её к банкомату и вынуждая совершить перевод», - рассказывает Шибаев.

Существует не менее 20 схем «разводок» - от выигрыша автомобиля и сообщения о том, что «ваш сын попал в аварию», до СМС о блокировке карт. Мошенники постоянно генерируют новые идеи и способы облапошить доверчивых граждан. 

«Сотрудники банка тоже могут пресечь преступный замысел. Несколько раз жертв спасали женщины-операционистки. Они замечали, что пожилой человек, пришедший к ним, нервничает. Или бабушка, к примеру, одета явно второпях, платок набок, лицо заплаканное. И эта несчастная пенсионерка собирается снимать с карточки или сберкнижки все деньги или переводить их куда-то. Разговор с посетителем показывал, что клиента обработали по телефону мошенники», - рассказывает эксперт.

В зоне риска - продавцы и покупатели на Авито. Они часто производят операции по картам и теряют бдительность. И тогда для преступников выудить деньги - лишь дело несложной болтовни.

Защиту от дурака, от невнимательности, доверчивости, неосторожности, к сожалению, не могут предоставить ни банки, ни полиция. Это личная безопасность, за которой следить каждый должен самостоятельно. Что-то из разряда «переходить улицу на зелёный», «избегать в тёмное время суток неосвещённых участков улицы», «не играть в поезде в карты».

Советы эксперта

  • Заведите несколько карт. Оптимально - три. Одна зарплатная, не пользуйтесь ей при расчётах никогда, переводите с неё средства на вторую карту, с которой ходите по магазинам или платите за коммунальные услуги. Отдельная карта должна быть для онлайн-покупок. Переводите на неё только сумму, равную планируемой покупке. Так вы минимизируете риск стать жертвой мошенников.
  • Никогда и никому не сообщайте две самые важные цифры - PIN и код для работы с личным кабинетом, который вы получаете от банка по СМС. Это правило всех платёжных систем, и настоящие сотрудники банка никогда не спросят эти данные.
  • Не открывайте ссылки, ММС, пришедшие от незнакомых отправителей. В них может быть вредоносная программа, которая будет шпионить за вашими финансовыми операциями и поможет мошеннику обчистить вашу карту.
  • Не брезгуйте подключить СМС-оповещения об операциях со своими картами. Как ни назойливы сообщения банков, лучше потерпеть их, чем потерять значительные суммы.
  • Если есть возможность выбора, пользуйтесь банкоматом в операционном офисе, особенно в тёмное время суток. Пункты выдачи налички на улице и остановках небезопасны - тут могут «работать» самые обычные грабители и любители лёгкой наживы.