Кому ковид, кому копейка. Как мошенники зарабатывают на пандемии

В начале пандемии аферисты, воспользовавшись дефицитом защитных масок, стали предлагать купить их через интернет. Потом появились ресурсы, собирающие с доверчивых граждан деньги «на разработку вакцины».

   
   

Среди наиболее популярных «ковидных» разводок – платный тест на вирус.
Из новенького – сайты-двойники, связанные с государственными выплатами, в том числе на детей. Названия таких интернет-обманок сбивают с толку, так как напоминают официальный портал госуслуг или содержат слова vyplaty, covid-vyplaty, posobie, сообщил начальник отдела безопасности Тульского отделения главка ЦБ РФ по ЦФО Андрей Черкаев. По его словам, в таких случаях злоумышленники могут предложить узнать, причитается ли человеку пособие. Просят ввести персональные данные, выясняется, что выплата положена, причём вываливается какая-то астрономическая сумма. Человек теряет голову, а вместе с ней – бдительность и способность выявить обман. От него требуют оплатить «услуги занесения данных в реестр», после чего мошенники, разумеется, исчезают. 

Некоторые киберпреступники даже требовали оплатить штрафы за нарушение режима самоизоляции, рассылая sms от имени различных госорганов со ссылкой на сайт или карту оплаты. Появилась и торговля поддельными справками для свободного передвижения в период ограничений и об отсутствии коронавируса, фальшивые документы по форме 2-НДФЛ и «ковидные» больничные листы.

Последователи Бендера

«Юристы» из числа последователей Остапа Бендера вводят в заблуждение должников по кредитам, обещая помочь в их списании, хотя государство предложило только «кредитные каникулы», то есть временную отсрочку по выплатам. Или так: сорвался отпуск? Пропала путёвка и билеты? Потерял деньги за бронирование? Не беда – поможем! Нужно лишь сообщить данные банковской карты по телефону или ввести их, перейдя по ссылке в электронном письме.

Ну, и само собой, старые и проверенные способы отъёма денег у лохов никто не отменял. По-прежнему звонят со «страшной новостью» о попавшем в беду родственнике (срочно переведите деньги на карту и будем вам счастье), беспокоят «работники банка» (нужно разобраться с транзакцией, диктуйте пин-код), приходят под видом соцработников и водопроводчиков.

«Если вы обнаружили какой-то новый для вас интернет-магазин, предлагающий товары по особо привлекательным ценам, пусть это вас насторожит. Таким образом мошенники пытаются сыграть на человеческой жадности. Не стоит рисковать. Ни в коем случае не вводите персональные данные на сайтах, предлагающих проверить, положена ли вам компенсация», - сказал Андрей Черкаев.

По словам заместителя начальника отдела Управления уголовного розыска УМВД России по Тульской области Дмитрия Крюченкова, за 5 месяцев 2020 года в Тульской области произошло 712 случаев мошенничества (это на 50 с лишним больше чем за аналогичный период прошлого года). Ущерб - от нескольких десятков тысяч до миллиона рублей. 

   
   

«Диктуйте код!»

«Мне позвонила женщина сказала, что из комиссионного магазина, неразборчиво произнеся его название, - рассказывает Милена.- Спросила, продаю ли я до сих пор детские вещи по объявлению, размещённому мною на одном из сайтов».

Потом она сказала, что всё заберёт, приедет такси, а деньги отправит на карты банков, которых нет у Милены. Далее мошенница попросила её скинуть номера карты и телефона. Получив номер карты (денег на ней не было), потребовала продиктовать пароль для входа в личный кабинет. Отказ её не смутил, она вновь набрала Милену и запросила код, присланный в виде sms на телефон – якобы иначе не сможет перевести деньги. Та сказала, что для перевода денег не нужен пароль, а это всё обман. А если это не так, приезжайте лично и оплатите покупку наличными. Аферистка обещала перезвонить через 5 минут, но так и не сделала это.

Помните! Сообщать звонящим реквизиты карты, CVV/CVC коды, пароли и пин-коды ни в коем случае нельзя – их всегда запрашивают только мошенники!

Несколько дней назад похожий случай произошёл и с ещё одним туляком. Только речь шла об аренде квартиры. Позвонивший представился военнослужащим из Воронежа. «Я сразу почувствовал неладное, - рассказывает Павел, - я сказал только номер карты, на которой не было средств. Услышав просьбы сообщить коды, логины и пароли, якобы для отчёта перед бухгалтерией военной части, я разговор немедленно завершил».